Содержание

Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики

Новые рефераты:

  • Понятие и виды хозяйственных товариществ.
  • Конкуренция и её виды.
  • Современная система документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
  • Динамика социального конфликта.
  • Понятие и сущность мотивации.
  • Структура и функции социологии.
  • Смутное время в России.
  • Основные закономерности исторического развития языков.
  • Организация маркетинга на предприятии.
  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.

    Музыка Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики

    Количество просмотров публикации Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики — 1006

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи:Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики
    Рубрика (тематическая категория) Музыка


    Тема: Дошкольная логопедагогика как наука

    Предмет Развитие и формирование речи ребенка при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целœенаправленного педагогического процесса. В структуру педагогического процесса входят: субъект, объект, содержание, логопедическая диагностика, критерии эффективности логопедического воздействия.
    Субъект Дети, имеющие нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на раннем этапе онтогенеза речевых, психологических или физиологических ее механизмов, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылок интеллекта.
    Задачи 1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. 2. Разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте. 3. Определœение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи. 4. Разработка программ, создание дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составление рекомендаций для ДОУ и родителœей.
    Принципы 1. Принцип развития (опора на зону ближайшего развития, ведущую деятельность, последовательность появления форм и функций речи). 2. Принцип системного подхода (речь является сложной функциональной системой, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим коррекционное воздействие должно оказываться на всœе стороны речевой системы). 3. Связь речи с другими сторонами психического развития (речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всœей психикой ребенка в целом). 4. Принцип комплексности (устранение речевых нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер). 5. Принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена). 6. Дидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.)
    Методы 1.Организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный). 2.Эмпирические (психодиагностические, биографический, наблюдение, эксперимент и др.). 3. Количественный и качественный анализ результатов. 4. Интерпретационные.
    Основные понятия
    Нарушения речи, расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
    Взаимосвязь с другими отраслями науки Логопедагогика — ϶ᴛᴏ дидактический аспект логопедии, которая является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связана с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками.

    В корне логопедагогики лежат следующие положения:

    — овладение языковыми формами, речью, навыками обучения происходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потребность в общении;

    — социальная среда и общение – факторы, определяющие интенсивность речевого развития;

    — крайне важно сть обучения детей специальным приемам организации речевого

    общения для реализации коммуникативного подхода к развитию речи;

    — развитие и коррекция речи являются средствами умственного воспитания.


    Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики» 2017, 2018.

referatwork.ru

Логопедагогика Габьева Л. Л.

А.
А.
Ку
л

еш

ов

а

Л. Л. Габьева

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

ЛОГОПЕДАГОГИКА

Могилев
МГУ имени А. А. Кулешова

Электронный аналог печатного издания:

Л. Л. Г абьева
Логопедагогика
Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. — 92 с.

ов

а

ISBN 978-985-568-241-8

УДК 376(075.8)
ББК 74.57

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

еш

Предложенные учебно-методические материалы по дисциплине «Логопедагогика» дают
студентам знания по общим и специфическим вопросам обучения и воспитания детей с на­
рушениями речи. Этот материал будет полезен, в первую очередь, студентам, обучающимся
по специальности «Логопедия», слушателям института повышения квалификации и пере­
подготовки кадров, обучающимся по специальностям «Интегрированное обучение и воспи­
тание в школьном (дошкольном) образовании», «Логопедия», что представляется особенно
актуальным в условиях растущей интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в обще­
образовательную среду.
Структура материалов включает текст лекций, программу практических и лаборатор­

ных занятий, словарь терминов, список литературы.

би
бл
ио
т

ек
и

Габьева, Л. Л. Логопедагогика [Электронный ресурс] : учебно-мето­
дические материалы / Л. Л. Габьева. — Электрон. данные. — Могилев :
МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. — Загл. с экрана.

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

212022, г. Могилев
ул. Космонавтов, 1
тел.: 8-0222-28-31-51
e-mail: [email protected]
http://www.msu.mogilev.by

© Габьева Л. Л., 2017
© МГУ имени А. А. Кулешова, 2017
© МГУ имени А. А. Кулешова,
электронный аналог, 2017

РАЗДЕЛ 1
ИСТОРИЯ ЛО ГОПЕДАГОГИКИ

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

еш

Система специального обучения и воспитания детей с тяжелыми на­
рушениями речи (логопедагогика) как отрасль общей, возрастной и кор­

рекционной педагогики (олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифло­
педагогики, педагогики детей с нарушениями опорно-двигательного ап­
парата) прежде всего строится на основе общей теории обучения (дидак­
тики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы,
методы, организационные формы и средства обучения.
В.И. Селиверстов считает, что совокупность основополагающих линг­
вистических, клинических и психологических знаний об индивиде с на­
рушенной речью (логопате) трансформируется в коррекционно-педагоги­
ческий (логопедагогический) процесс, обеспечивающий формирование у
логопата навыков правильной речи вместе с гармоничным развитием его
личности и адекватным социальным поведением.
В основе логопедагогики лежат следующие положения:
— овладение языковыми формами, речью, навыками обучения проис­
ходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потреб­
ность в общении; социальная среда и общение — факторы, определяющие
интенсивность речевого развития; необходимость обучения детей специ­
альным приемам организации речевого общения для реализации коммуни­
кативного подхода к развитию речи; развитие и коррекция речи являются
средствами умственного воспитания.
Дидактические закономерности находят свое конкретное выражение в
основных положениях или принципах обучения (дидактических принци­
пах). В логопедагогической работе эти принципы приобретают некоторое
своеобразие в связи со спецификой контингента детей и задачами их кор­
рекционного обучения и воспитания.
—Принцип научности предполагает существование надежных и до­
стоверных психолого-педагогических методов и приемов изучения ре­
бенка в целях дифференциальной диагностики нарушений его развития
и определения основной направленности и необходимых условий кор­
рекционно-педагогической работы; научно обоснованных методов, со­
держания, организационных форм и средств логопедагогической работы
с ребенком.

ов

а

1. Проблемное поле коррекционной педагогики
(логопедагогики)

3

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

а
ов

еш

—Принцип индивидуального подхода в условиях коллективной
работы имеет в виду динамическое изучение ребенка-логопата; сбор
анамнестических сведений о ребенке, приемы его логопедического
обследования; индивидуальные и групповые занятия; принципы ком­
плектования логопедических групп детей с однородными речевыми
нарушениями; создание условий групповой работы для всех детей и
каждого ребенка с нарушением речи в отдельности; подбор посиль­
ных заданий для каждого ребенка на занятии; меры поощрения и сти­
муляции и др.
—Принцип доступности, последовательности и систематичности пред­

полагает постепенное наращивание сложности речевых упражнений в про­
цессе формирования у него навыков правильной речи и поведения, от про­
стого к более сложному, с опорой на сохранные навыки правильной речи,
постепенное наращивание новых качеств и навыков.
—Обходной коррекционно-педагогический путь (по Л.С. Выготско­
му) — от коррекции отдаленных, вторичных признаков дефекта к коррек­
ции его первичных, ядерных проявлений.
Целесообразна поэтапная реализация содержания логопедических за­
нятий и выбор необходимых для этого организационных форм, приемов
и средств; регулярность и непрерывность коррекционно-речевых занятий,
обеспечивающих успешность и прочность образования новых, правиль­
ных навыков речи и поведения.
—Принцип сознательности и активности — о совместной деятельно­
сти логопеда и ребенка, о необходимости и формах личного активного уча­
стия ребенка в логопедических занятиях и вне их, в его познавательной и
чувственно-практической деятельности.
—В соответствии с принципом наглядности на занятиях применяются
специфические и вспомогательные аудиовизуальные и технические сред­
ства обучения, направленные на коррекцию неправильной речи: логопе­
дические зонды, магнитофон, корректофон, эхо-аппарат, метроном, тоно­
метр, лингвоаппараты индивидуального пользования для звукоусиления и
звукозаглушения, массажеры, компьютерные игры и программы, «Види­
мая речь» и др.
—Принцип прочности результатов обучения обуславливает прочность
приобретенных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков,
а результативность логопедической работы и прочность ее результатов в
целом зависят от профессионального мастерства логопеда, от сложности
структуры речевого нарушения, от индивидуально-личностных особенно­
стей ребенка, от разных условий логопедической работы.
4

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

а
ов

еш

Специфичность коррекционно-речевого обучения логопатов (по
В.И. Селиверстову) породила образование понятий о специальных методи­
ческих (или логодидактических) принципах логопедических занятий: природосообразности, отражающей необходимость в процессе коррекционно­
речевого обучения ориентацию и опору на закономерности естественного
развития детской речи, об умственной подготовленности логопата к кор­
рекционному обучению, о психофизической подготовленности логопата к
коррекционному обучению, о подражательности в коррекционном обуче­
нии, отражающей влияние речевой среды на формирование речи и речево­
го поведения, о комплексном и интегрально-личностном характере лого­
педических занятий, предусматривающем коррекционно-педагогическое
воздействие на нарушенную сторону речи логопата и в целом на все сто­
роны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую,
мелодико-интонационную, письмо и чтение), на все виды его психической
деятельности социального поведения, о комплексном лечебно-педагогиче­
ском подходе к преодолению речевых нарушений.
Процесс коррекционно-речевого обучения — это помощь логопату в
развитии имеющихся у него задатков правильной речи и речевого поведе­
ния; отражающей его способности понимать обращенную к нему речь и
выполнять необходимые логопедические задания.
Дидактические закономерности и принципы являются общей теорети­
ческой основой для структурирования всего коррекционно-педагогическо­
го процесса с детьми-логопатами, основой для выбора и построения част­
ных, практических методик, исключающих задачи, содержание, методы,
средства и организационные формы логопедической работы.

ны
й

ар

2. Донаучный период развития коррекционной педагогики
и первые упоминания о речевых нарушениях
(с античных времен до XIV в.)

Э
ле

кт
р

он

Современная периодизация истории и философии науки (С.С. Аве­
ринцев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, С.А. Лебедев, Н.Н. Моисеев и др.),
которая выделяет следующие периоды: донаучный (мифологический), пе­
риод античной науки, период науки Средневековья, период классической
науки Нового времени (XVII-XVIII вв.), период неклассической науки
(XIX — первая половина XX в.) и, наконец, со второй половины прошедше­
го столетия — начало этапа развития постнеклассической науки, или науки
постмодернизма. С.С. Аверинцев предложил периодизацию истории ев­
ропейской культуры мышления, которая выделяет наиболее значимые для
5

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

а
ов

еш

формирования научных подходов этапы. Согласно этой периодизации, из­
начальным, имевшим подтверждение в сохранившихся этнографических
памятниках периодом была эпоха мифологического мышления, характер­
ная для ритуального общества.
Произошедшая в VI-IV вв. до н.э. первая интеллектуальная револю­
ция вызвала к жизни второй период, положивший начало применению
логического, математического рассуждения в познании окружающего
мира, — эпоху метафизики и натурфилософии, эпоху первого рационализ­
ма, когда мышление основывалось на априорных принципах, догмах, на
аристотелевой логике. Эта эпоха принадлежала уже традиционному обще­
ству. Ее результатом стала конструктивизация мифов, прежде всего мифов
о происхождении и строении мира, их осмысление на основе логического,
математического рассуждения.
Вторая интеллектуальная революция свершилась в Новое время (XVIIXVIII вв.) благодаря возникновению экспериментального естествознания и
сравнительной морфологии и дала начало третьему периоду развития ев­
ропейской культуры мышления, а именно эпохе второго рационализма, или
эпохе развития частных наук. Здесь мышление основывалось на образцах
построения, на опытной проверке и техническом использовании частных
научных теорий, обеспечивая тем самым конструктивизацию опыта при­
родных наблюдений. Этот этап развития европейской культуры мышления
соответствовал формированию общества техноэкономического роста.
Происшедшие в XX в. технологическая и информационная револю­
ции подготовили переход к четвертому периоду, к следующей эпохе в ми­
ровом самосознании — эпохе теоретизации и аксиологизации социоприродной сферы.
Анализ истории специальной педагогики с аналитических позиций
этой периодизации показывает, что научное знание в изучаемой области
возникло на волне второй интеллектуальной революции благодаря ста­
новлению рационалистического метода познания, появлению экспери­
ментального естествознания, экспериментального направления в частных
науках и продолжило свое развитие на базе частных наук, среди которых
для него важнейшее значение имели биология, медицина, языкознание
(и прежде всего фонетика национальных европейских языков), христи­
анская педагогика, а впоследствии — психология, социология, социальная
психология, биология человека, естествознание, собственно педагогика.
Явления специальной педагогики необходимо рассматривать в социо­
культурном контексте, чтобы понимать особенности современного состо­
яния специальной педагогики. Специальное образование представляет
6

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

а
ов

еш

собой особый социальный институт, и его развитие обусловлено циви­
лизационными изменениями. В частности, положение человека с особен­
ностями психофизического развития в мире социальных отношений во
многом определяется характером и уровнем специального образования.
Качественные преобразования и переходы от одного этапа становления
государственной системы специального образования к другому, как и пре­
образования внутри каждого из этапов, определяются социокультурными
факторами.
Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с умствен­
ными и физическими недостатками и обоснованно прогнозировать разви­
тие отечественной системы специального образования, если рассматри­
вать исторические факты вне контекста развития цивилизации.
Анализ первого периода эволюции целесообразно начинать от леген­
дарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Носителя врожденного психического или фи­
зического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть.
Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегиро­
ванному сословию.
В восточных культурах уже в III—V вв. н.э. наблюдались проявления со­
циальной заботы о людях с ограниченными возможностями. Так, в Индии
этого периода существовали специальные дома, где содержались калеки и
увечные, сироты, хронически больные. Слепые могли не только получить
каритативную (призренческую) помощь, но и быть социально востребо­
ванными как сказители, музыканты, певцы. Из истории тифлопедагогики
известно, что в IX в. в Японии слепые имели данную им императором мо­
нополию на профессии музыкантов и массажистов. Для получения права
работать массажистом слепые в Японии и Китае проходили длительный
период обучения, продолжительностью около девяти лет. Доступа в эту
систему обучения и занятости зрячие не имели.
Новые идеалы, новый взгляд на человека принесло христианское
вероучение. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и
обязанностью христианина. Однако новые идеалы трудно и медленно ус­
ваивались вчерашними язычниками. Средневековое законодательство сле­
довало античному пониманию прав людей с ОПФР.
Первыми, кто смог переступить незримую черту, и подать пример ми­
лосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались
церковные подвижники. При монастырях появлялись хосписы и приюты,
в них могли получить кров и пищу люди с отклонениями в развитии. За
последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден
7

Э
ле

кт
р

он

ны
й

ар

хи
в

би
бл
ио
т

ек
и

М

ГУ

им
ен

и

А.
А.
Ку
л

а
ов

еш

путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и
больниц и, наконец, специального светского убежища (Франция, XII век).
Постепенно складывается структура призрения и лечебной помощи с ха­
рактерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища,
лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная или город­
ская власть.
Благодаря стремлению церкви приобщить возможно большее число
людей к Богу глухие, прежде всего дети, получали возможность обуче­
ния, мотивированную церковными устремлениями: V-VI вв. стало повсе­
местно принятым крещение новорожденных. Эту процедуру проходили и
глухие дети, в этот момент не будучи квалифицированными как глухие.
Позднее, по мере их взросления и установления наличия глухоты, возни­
кала дилемма между приобщенностью крещеного ребенка к церкви и не­
возможностью для него выполнения религиозных обрядов (исповеди, при­
частия, молитвы, конфирмации и пр.) и освоения христианского учения
из-за немоты и глухоты. Это обстоятельство послужило своеобразным пу­
сковым механизмом для методических поисков и многочисленных опытов
индивидуального обучения глухих детей священнослужителями.
Католическая инквизиция не только отстраняла от участия в обще­
ственной жизни всех без исключения людей, имевших физические и осо­
бенно психические расстройства, независимо от их социальной принад­
лежности, но и подвергала часть из них физическому уничтожению: люди
с психическими заболеваниями («ведьмы», «колдуны»), с умственной от­
сталостью, глухие нередко отправлялись судами инквизиции на костер или
подвергались жестоким пыткам. Религиозно детерминированные взгляды
власть предержащих предопределили тяжелое общественное положение
детей с физическими и умственными недостатками. Однако их социаль&sh

freedocs.xyz

1. Логопедия как наука. Определение, предмет и объект логопедии. Задачи логопедии как науки. Связь логопедии с другими науками

Логопедия

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.Предмет логопедии — нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения- человек. Структура логопедии — дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Задачи науки:Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях. Определение симптомов и степеней речевых нарушений.Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии. Изучений этиологий речевых нарушений. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Различают внутрисистемные и межсистемные, связи: К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

studfiles.net

История: Логопедагогика.

Когда моя племянница была маленькая, она не выговаривала букву К. Нам это казалось странным. Мы знавали детей, которые не выговаривают букву Р, букву С и прочие Ш, Л и Ж, но буква К, как нам казалось, затруднений вызывать не может в принципе. Мы ошибались. Как ни билась моя сестра над правильностью дочерней речи, племянница упорно произносила вместо буквы К букву Т.
— Что растёт у бабушки в огороде? — пытали мы ребёнка.
— Тартошта, мортовта, тапуста, табачти, тлубнита, — рапортовал ребёнок, и, войдя в раж, продолжал: — бананы…
Бабушка радовалась банановому урожаю на своём огороде и кричала нам:
— Отстаньте от ребёнка, изверги, пусть говорит, как хочет!
А мы горевали, что у нас в семье растёт носитель фефекта фикции, и решили непременно сдать ребёнка логопеду для опытов.

Приходит моя сестра к логопеду, приводит к нему свою дефективную дочь и говорит:
— Вот, доктор, спасайте. Не выговаривает букву К, такая трагедия, такая трагедия, хоть в омут головой.
Ну и слезу материнскую, конечно, по щеке рукавом размазывает.
Доктор на нашу девочку сверху вниз посмотрел и говорит:
— Скажи «каша».
— Таша.
— Скажи «кукла».
— Тутла.
— Скажи «клоун».
— Мне надоело, — сказала наша девочка. — Пойдём лучше у нас на балтоне цветочти поливать. Чур, я поливаю трасные, а ты — белые.
Логопед удивился и говорит:
— А ты уже и цвета знаешь?
Племянница тоже удивилась и отвечает:
— Знаю.
— Это какой цвет?
— Синий.
— А это?
— Жёлтый.
— А это?
— Цвет морстой волны.
— И стихи знаешь?
Далее логопед выслушал пару-тройку стихотворений, песню про Глафиру (мы с бабушкой научили, до сих пор горжусь) и завершился концерт кружением девочки по кабинету, потому что всякое выступление должно заканчиваться танцами.
После всего увиденного логопед повернулся к моей сестре и сказал:
— У меня там в коридоре сидит пятилетний мальчик, словарный запас которого ограничивается словами «мама», «баба» и «дай», а также второклассник, до сих пор говорящий «здлясьте» и «фыфка». А вы приводите ко мне девочку, которая в год и 8 месяцев знает все цвета, включая цвет морской волны, рассказывает стихи, поёт песни, умеет придумать для взрослого человека развлечение в виде поливания цветов на балконе, и переживаете, что она не выговаривает одну единственную букву из всего алфавита. Берите её, мамочка, за руку, ведите домой поливать цветы, и чтоб в ближайшие три года я вас здесь не видел!

А через месяц с небольшим племянница по телефону радостно сообщила мне:
— А я умею говорить букву К! Приезжай и привози мне конфеты!

Я сегодня вспомнила и рассказала эту историю той самой племяннице, которой теперь уже 15 лет, и которая позвонила мне, чтоб поделиться печалью: она пишет книгу и у неё никак, ну никак не получается вводная часть. Дальше всё нормально, а вводная часть не нравится.
Послала её в баню и велела по этому вопросу в ближайшие три года не звонить.

Источник: ЯП © Виталия Япритопала.

live4fun.ru

Логопедия

21. Логопедия как наука. Определение, предмет и объект логопедии. Задачи логопедии как науки. Связь логопедии с другими науками. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявление и устранения средствами спец. обучения и воспитания. Предмет: нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект: человек, страдающий нарушением речи. Задачи: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение симптомов и степеней речевых нарушений. 3. Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека. 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7.  Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи. Логопедия тесно связана со многими науками. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии, а также тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

22. Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Актуальные вопросы современной логопедии

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип комплексности . Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

По форме воздействия на ребенка можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация (приведение к единообразию, к единой форме или системе ) категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

studfiles.net

Логопедия

21. Логопедия как наука. Определение, предмет и объект логопедии. Задачи логопедии как науки. Связь логопедии с другими науками. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявление и устранения средствами спец. обучения и воспитания. Предмет: нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект: человек, страдающий нарушением речи. Задачи: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение симптомов и степеней речевых нарушений. 3. Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека. 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7.  Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи. Логопедия тесно связана со многими науками. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии, а также тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

22. Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Актуальные вопросы современной логопедии

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип комплексности . Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный. Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и проективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных). К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ. Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

По форме воздействия на ребенка можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация (приведение к единообразию, к единой форме или системе ) категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

studfiles.net

это кто и чем он занимается?

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая работа (учитель-логопед) способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ — это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных дефектов речи ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной речевой деятельности детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех образовательных областях включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия – поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет — следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам – предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Пальчиковые игры отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование – еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.

fb.ru

Логопедагогика это – , , —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *