Содержание

13 простых упражнений для развития голоса

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

lifehacker.ru

Лайфхак для голоса. Упражнения на развитие дыхания. – O VOCALE

Вы когда-нибудь задумывались, почему у профессиональных вокалистов голос звучит свободным и не зажатым? Я открою вам главный лайфхак для голоса: профессиональные певцы постоянно тренируют не только голосовой аппарат, но и дыхание! В мире вокалистов существует множество упражнений на развитие дыхания и голоса, от элементарных до целых дыхательных гимнастик.

Я поделюсь с вами небольшими, но эффективными упражнениями. Воспримите их как лайфхаки для голоса, проще говоря — хитрости, которые помогут вам:

  • освоить диафрагмальное дыхание, научиться дышать животом,
  • увеличить объем дыхания и больше не задыхаться на длинных фразах,
  • почувствовать опору звука и сделать голос сильнее,
  • научиться удобно вдыхать и равномерно распределять выдох,
  • узнать новые для вас упражнения на развитие дыхания,
  • прокачать свою диафрагму и мышцы живота.

Эти упражнения-лайфхаки понятны, просты и универсальны. Использовать их можно даже тем, кто не связан с пением, но интересуется тренировкой дыхания.

В чем особенность каждого лайфхака на дыхание?

В блоге O VOCALE вы найдете пять лайхаков на дыхание. Выполнять их лучше в той последовательности, в какой они указаны ниже: от простого к сложному, от первого лайфхака ко второму и так далее.

В первом лайфхаке вы найдете упражнение, которое поможет закрепить навыки вокального вдоха. Он подойдет тем, кто не понимает, как это — дышать «животом» и при чем тут диафргама?

Ну а может, вы уже умеете дышать животом и делаете это на автомате, но все равно «задыхаетесь» на длинных нотах? Возможно, у вас недостаточно большой объем певческого вдоха. Объем дыхания также нужно развивать!

Второй лайфхак поможет решить эту проблему. В статье есть одно простое и понятное упражнение.

Третий лайфхак больше направлен на применение певческого дыхания в практике, когда вы перешли непосредственно к исполнению песни. С помощью него вы поймете, как научиться петь на задержанном вдохе. В статье подробно описано зачем это делать и как работает «парадокс» дыхания.

Первые три лайфхака хорошо разогревают певческий аппарат. После них стоит перейти к практикам, более активно использующим диафрагму. Упражнения для тренировки диафрагмы вы найдете в четвертом лайфхаке для голоса. Однако напомню, что переходить к нему можно, когда вы освоили вокальный вдох и выдох из трех предыдущих.

Пятый лайфхак не совсем мой. Это “секрет” пения от известной звезды Селин Дион. В статье есть видео самой Селин. Я адаптировала этот лайфхак под собственную методику и успешно применяю с учениками. При частом использовании он сделает ваш голос гибким, а дыхание сильным и уверенным.

 Кому подойдет лайфхак для голоса на дыхание?

Будь вы вокалистом или просто случайным слушателем, который хочет подружиться со своим дыханием, эти вокальные «хиртрости» окажутся одинаково полезны. Их можно использовать как ежедневную дыхательную гимнастику или для разогрева голоса перед выступлением.

Однако, если вы не знаете ничего о диафрагмальном дыхании и механизмах голоса, таким новичкам я рекомендую сначала почитать, почему и как мы дышим “животом”, когда поем, а также как правильно вдыхать и выдыхать при пении, и уже затем приступать к практике, то есть лайфхакам для голоса. Также рекомендую короткое и полезное видео, как работает диафрагма при пении.

Тем же, кто занимается вокалом давно, данные упражнения тоже могут быть интересны. Потому что здесь вы не найдете заезженных классических методик по тренировке диафрагмы, таких как «подышать словно собачка» или «понюхать цветочек», их можно найти в интернете на множестве сайтов или в книгах по постановке голоса, список которых есть в разделе «

Обзоры».

Среди лайфхаков вы сможете найти что-то новое для себя, посмотреть на свое дыхание под другим углом или закрепить когда-то пройденный материал — что весьма полезно!

Как выполнять упражнения на развитие вокального дыхания?

Вот несколько простых советов, если хотите добиться быстрого результата и освоить диафрагмальное дыхание.

  • Начинайте занятия вокалом с тренировки дыхания. Независимо от того, обучаетесь ли вы с педагогом по вокалу или практикуетесь самостоятельно. Никогда не переходите сразу к пению, без разогрева! Это все равно, что в один присест поднять сто раз штангу без растяжки и отжиманий — может и спину прихватить.
  • Выполняйте несложные дыхательные упражнения ежедневно
    , даже если не занимаетесь в этот день вокалом. Достаточно сделать около десяти глубоких диафрагмальных вдохов и медленных выдохов. Эти нехитрые манипуляции будут поддерживать тонус диафрагмы и вокального пресса. Ваш голос будет всегда в форме, если вы дружите со своим дыханием. Кроме того, глубокие вдохи и выдохи хорошо успокаивают и снимают усталость. Дышать можно в течении дня, например, в перерывах на работе или учебе, а также перед сном.
  • Создайте свою систему дыхания! Изучайте различные дыхательные гимнастики и выбирайте те упражнения, которые подходят индивидуально вам, от которых становится приятно душе и телу. Некоторые из них вы найдете в лайфхаках, их тоже можно применять в качестве дыхательной гимнастики. Ниже я написала, как действуют лайфхаки для голоса в системе.
  • Делать интенсивные упражнения на развитие дыхания лучше утром, как проснулись, ежедневно по 5-10 минут перед открытым окном или в доступе к свежему воздуху. Помимо тренировки диафрагмы и увеличения объема дыхания, эти практики отлично активизируют мозг, насыщая его кислородом, и дарят заряд бодрости на весь день.
  • Не ленитесь правильно дышать и в жизни, а не только во время занятий! Так мышцы ребер, диафрагмы и брюшной стенки привыкают к правильной певческой позиции. После выполнения упражнений вы настроитесь на нужный лад: вам уже не захочется дышать иначе, и вы будете чувствовать опору голоса во время пения.
  • Рассматривайте дыхательную гимнастику как фитнес для вокального аппарата, как зарядку с утра для организма. Помните, результат дает не какая-то гениальная методика или особые “секреты” для развития голоса, а только система!

Как работают упражнения на развитие дыхания у вокалистов?

Певческий аппарат довольно капризная вещь, нужно дать ему разогреться. Упражнения на тренировку дыхания идеально подходят для этой цели.

В качестве разогрева для диафрагмы могут выступать и простые вдохи-выдохи разной интенсивности, и целые дыхательные системы, как например, гимнастика Стрельниковой.

Только активно подышав, разогрев мышцы диафрагмы и вокалаьного пресса, можно переходить к упражнениям на развитие голоса. Сначала к разговорным! А уже потом приступать к распевкам или разучиванию песни.

Недаром вокалиста сравнивают со спортсменом, тренировать голос и дыхание нужно ничуть не меньше, чем остальные мышцы в теле. Диафрагма и брюшные мышцы, отвечают за глубокий вдох и уверенный выдох, дают опору для голоса. Они, как и любые мышцы, имеют мышечную память.

Поэтому заниматься дыхательными практиками желательно постоянно, чтобы эту память подкреплять, «качать» диафрагму и вокальный пресс, словно в спортивном зале. Иначе они потеряют тонус и станут вялыми, а голос тусклым и безжизненным.

Все упражнения-лайфхаки, которые есть в блоге O VOCALE, предназначены облегчить вам жизнь и сделать процесс пения приятным и доступным каждому.

Я уже упоминала, что только дыхание дает хорошую поддержку голосу и делает звук полетным. Если вы часто тренируетесь и развиваете вокальное дыхание, то закладываете крепкий фундамент для сильного здорового голоса.

А если вы только начали петь или собираетесь пойти на уроки вокала в ближайшее время, вот вам самый главный лайхфак для голоса, на котором строится весь процесс пения: почаще напоминайте себе, что дышите животом в обычной жизни!

Занимайтесь развитием дыхания даже когда не занимаетесь вокалом, чтобы достичь больших высот. И пусть потом все удивляются, как это вы можете петь долго и громко и не уставать. Так что бегом читать и применять лайфхаки!

Если у вас есть собственные упражнения на развитие дыхания или личный лайфхак для голоса, обязательно поделитесь со мной в комментариях, мне очень интересно!

Поделиться статьей с друзьями:

ovocale.ru

Упражнения для развития голоса: занятия в домашних условиях

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательная гимнастика для развития голоса

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать самую длинную скороговорку. Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Упражнения на развитие голоса без тренировки речевого аппарата будут неполными. Чтобы получить красивое звучание вашей речи, необходимо тренировать мышцы нижней челюсти, языка и губ.

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ  включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

Упражнения, развивающие силу голоса, помогают человеку плавно изменять динамику его звучания.

Упражнения для развития голоса включают следующие:

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

Тембр голоса – индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.

Как развить красивый голос, вы теперь знаете. Необходимо выполнять все упражнения методично каждый день.  Надеемся, что наши рекомендации помогут добиться успеха и ваша речь и тембр голоса будут звучать так как хотелось бы вам.

vseorechi.ru

35 упражнений для постановки речи от радиоведущей

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины

Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. «Будите»  резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор.  Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка.  Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» — не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать –  это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.

Общие рекомендации

1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2)  Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

thepoint.rabota.ua

дыхательные упражнения для здоровья и творчества

Постановка дыхания важна не только для будущих певцов. Это прекрасный способ развивать речь у детей, а также полезная гимнастика для здоровья как детей, так и взрослых.

В преддверии творческих мастер-классов, которые Я – Родитель организует совместно со Школой Искусств МакSим 22 ноября, педагоги школы по вокалу Лия Матиссэн, Дмитрий Попов и Дмитрий Нестеров подготовили несколько дыхательных упражнений и рекомендаций для юных певцов, а также и всех тех, кто интересуется правильной постановкой голоса.

Почему важно следить за дыханием?

В мире существует множество разных школ постановки голоса, но все они базируются на классической итальянской школе, которая обрастает новыми формами и приемами.

Дыхание любого человека происходит рефлекторно: оно устанавливается с первым криком маленького человека, когда тот появляется на свет. Но с течением времени у ребенка могут появиться те или иные зажимы разных групп мышц, в том числе и тех, которые отвечают за дыхание.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Гимнастика Стрельниковой

Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем. Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий.

Упражнения гимнастики Стрельниковой

Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.

1. «Ладошки»

Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.

После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.

После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.

На что обратить внимание:

  • не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
  • не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
  • не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
  • если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.

2. «Погончики»

Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.

Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.

На что обратить внимание:

  • после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
  • на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
  • вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
  • не стоит широко открывать рот при выдохе;
  • не концентрируйтесь на выдохе;
  • данное упражнение можно делать сидя или лежа.

3. «Насос»

Попросите ребенка встать «по стойке смирно». Пусть он наклонится вниз, но не сильно. Спину необходимо слегка скруглить, а голову опустить. Затем попросите его сделать короткий шумный вдох.

Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.

Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.

Дыхательное упражнение от Дмитрия Попова

Дмитрий Попов – певец, музыкант и преподаватель по вокалу Школы Искусств МакSим – рекомендует самое простое, но эффективное упражнение на постановку дыхания – вдыхание через нос и выдыхание ртом.

Таким образом человек учится распределять дыхание равными дозами. Это нужно, чтобы в процессе пения юным исполнителям удавалось держать длинные ноты. Можно сделать два равномерных вдоха и два равномерных выдоха, потом четыре или восемь.

3 рекомендации Дмитрия Нестерова для детей, занимающихся вокалом

Дмитрий Нестеров придерживается мнения, что пение – это совокупность дисциплин, включающая в себя слух, артикуляцию, сценическую речь, понимание тональностей и многое другое. Ниже Дмитрий дает рекомендации родителям детей, которые уже посещают занятия вокала.

  1. Запишите на диктофон гаммы и интервалы

    Рекомендуется петь гаммы.

    Можно тренироваться петь интервалы: до-ре, до-ми, до-соль. Попросите преподавателя сыграть эти интервалы и запишите его игру на диктофон. А дома уже занимайтесь с ребенком. В идеале сделать так, чтобы ребенок самостоятельно пел под диктофон: ведь наедине с собой нет зажимов и стеснения, и ребенку проще тренировать мелодический слух и ритм.

  2. Попросите ребенка «позевать» перед занятием

    Это нужно для того, чтобы будущий певец правильно интонировал. Здесь очень помогает позиция «зевок». Перед вокалом лучше всего позевать, это настраивает тональность. Если не хочется, можно толкнуть кончиком языка в небо, опуская основание языка.

  3. Устраивайте домашние концерты

    Начинающим певцам необходимо как можно чаще давать домашние концерты, выступать перед друзьями, родственниками, чтобы научиться не бояться сцены. Как только человек научится петь, он перестанет бояться многих вещей, и перед ним откроются новые возможности, о которых он не подозревал. Главное – не бояться.

Я – Родитель и Школа Искусств «МакSим» приглашают юных москвичей от семи лет на мастер-классы по вокалу и сценической речи, которые состоятся 22 ноября. Вход свободный, необходима регистрация. Торопитесь! Количество мест ограничено.

Елена Баталина

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Как развить дыхание. Упражнения для вокалистов от Селин Дион.

Хороший певец в совершенстве владеет не только своим голосом, но и знает, как развить дыхание. Как-то я наткнулась на одно интересное упражнение на дыхание для вокалистов от известной мировой звезды Селин Дион и превратила этот секрет в лайфхак, по которому мы разогреваемся с учениками на уроках вокала. Упражнение для дыхания, которое вы найдете ниже, позволяет управлять выдохом и динамикой звука.

Упражнение на дыхание для вокалистов от Селин Дион.

Для начала я рекомендую посмотреть вам видео, в которых Селин показывает упражнение на дыхание.

Данное упражнение на дыхание для вокалистов взято из техники речевого пения Сета Риггса, у которого Селин Дион занималась долгое время. Однако, оно немного усовершенствовано.

Как вы видите, Селин добавила к своему голосу динамику — переход от тихого звука к громкому, и наоборот. С помощью такой динамики звука можно добиваться разных красивых оттенков в голосе.

Уметь петь тихо не так-то просто. Начинающие вокалисты часто избегают петь тихим звуком и считают, что сила голоса заключается в громкости. Поэтому привыкли орать в микрофон, не слыша ни себя, ни музыки.

А ведь, порой, слово, спетое или сказанное тихо и проникновенно, вызывает больший отклик у зрителя. Не обязательно петь для этого громким мощным голосом, который разбивает стекла.

Как выполнять упражнение на дыхание для вокалистов.

Лайфхак для голоса от Селин Дион у вас перед глазами, повторите ее движение губами. Так балуются дети в песочнице, либо представьте, что вы останавливаете лошадь на полном ходу. Подобные тремоло губами являются массажем для мышц лица, языка и гортани.

Рекомендации к выполнению:

  • Чувствуйте непрерывность вашего выдоха, когда переходите с тихого звука на громкий и наоборот, словно воздух идет одной струей, единым потоком.
  • НЕ выключайте работу мышц и диафрагмы, когда уходите на тихий звук, иначе он выйдет вялым! Звук (даже тихий) должен быть собранным, а выдох активным.
  • Стремитесь к контрастам! Ощутимо меняйте динамику голоса от тихого к громкому. Если разница между громким и тихим голосом практически отсутствует, а громкость колеблется примерно в одном диапазоне пользы от этого никакой.

Мои личные упражнения на дыхание для вокалистов.

Опробовав замечательную технику Селин Дион, описанную выше, я ввела на уроках вокала упражнения для дыхания, которыми хочу поделиться и с вами.

Первое довольно простое. Вам нужно сосчитать от одного до пяти таким образом, чтобы не было ни одной одинаковой цифры по громкости. То есть “один” следует произнести почти шепотом, “два” будет чуть громче — полушепотом, “три” — вашим обычным спокойным голосом, “Четыре” чуть на повышенных тонах, а “пять” должна быть почти криком.

Напомню — стремитесь к контрастам. Меняйте силу звука и громкость с каждой цифрой, между ними должна быть разница!

Так вы приучите ваши связки и мышцы вокального пресса удерживать выдох и на тихих, и на громких звуках, чем потом можете пользоваться в пении, привнести в голос новую окраску.

Упражнение для дыхания и лайфхак Селин Дион в практике.

Второй лайфхак для голоса предназначен непосредственно для работы над песней, которую вы поете. Чтобы почувствовать непрерывное дыхание во время пения, прочитайте текст своей песни, как стихи, в таком режиме:

  1. Сначала тихим-тихим голосом, полушепотом, выдыхая при этом достаточно много. Столько же, сколько выдыхала Селин Дион на тихих звуках. Дыхание собранное, но голос тихий.
  2. Затем немного увеличьте звук до разговорного, оставляя дыхание интенсивным. Голос должен звучать протяжно, напевно, на выдохе. Торопиться не стоит, потяните слова, словно рассказываете ребенку сказку перед сном.
  3. И только потом прочтите текст в полный голос с подачей, как если бы вы читали стихи с трибуны перед большой аудиторией и хотели бы донести звук до каждого.
  4. Спойте первый куплет в трех режимах: сначала на очень тихом звуке с большим выдохом, потом этот же куплет еще раз, но громче, близко к вашему разговорному звуку, а затем в полную громкость, на которую только способны.
  5. Принцип этого упражнения на дыхание един на всех трех этапах — почувствовать, что выдох длится непрерывно, и вы успеваете его распределять и удерживать.

Чутко следите, чтобы каждая буква текста была на выдохе и при разговоре, и при пении, особенно это касается гласных. Звук должен быть однородным, то есть при полушепоте не переходите на громкий разговорный голос, и наоборот, при работе на громком режиме, каждое ваше слово должно быть с одинаковой громкой подачей и не стихать.

Важно почувствовать ту границу громкого звука, на котором вы можете спокойно работать, чтобы не переходить на крик. Если горло начинает напрягаться на громком режиме — это прямой показатель, что неправильно работает дыхание. Вы либо не выпускаете его, зажимаете, либо диафрагма, наоборот, недостаточно активна и ваши мышцы отдыхают вместо того, чтобы поддерживать голос.

Возвращайтесь снова к тихому режиму и снова пойте полушепотом интенсивно выдыхая и запоминая, как вы это делаете. А потом повторите с теми же ощущениями на большей громкости.

Как развить дыхание. Динамика голоса от тихого к громкому.

В пользу умения петь тихо я могу привести такие доводы:

  1. Именно пение на тихом звуке помогает развить дыхание. Чтобы тихий звук был насыщенным и устойчивым, нельзя снимать его с опоры. Он требует такой же основательной работы с выдохом, как и громкий звук. При тихом пении придется управлять мышцами ребер, спины и диафрагмы еще лучше, чтобы удерживать поток дыхания. Поэтому тренировки на тихий устойчивый звук очень важны и полезны!
  2. В тихом режиме вы можете беспрепятственно освоить любую голосовую технику. Ведь ваши связки и гортань расслаблены, отсутствуют любые зажимы голоса и тела. При тренировке на тихом звуке следует запомнить новые ощущения при выполнении того или иного приема пения. А затем спеть громко в полный голос, используя новый прием. Поверьте, связкам так гораздо легче учиться. И если сразу начать использовать новое упражнение на полную мощь голоса, не исключено, что голосовой аппарат зажмется от непривычной силовой нагрузки.
  3. И последнее, именно в тихом режиме лучше всего тренируется техника задержанного вдоха, которая и является опорой дыхания. Так как опору труднее всего удержать на тихом звуке. Не верите? Попробуйте сами!
  4. Если у вас получилось спеть тихо и красиво и не потерять единый поток дыхания, то получится и на громком звуке, мышцы запомнят этот режим.

Этот лайфхак для вокалистов — упражнение на дыхание от Селин Дион — поможет сделать голос динамичнее, разнообразнее и развить дыхание одинаково хорошо и на тихих, и на громких звуках, что очень пригодится в пении.

Поможет разогреть голос перед выходом на сцену, когда нет возможности распеться. И понять, как развить дыхание тем людям, кто не связан с вокалом, но использует голос в работе: дикторам, лекторам, учителям, актерам, для поддержания голоса в тонусе.

А если вы еще не научились правильно дышать при пении, советую несколько статей, где просто и понятно описано, как дышать животом, что такое диафрагмальное дыхание, и зачем нам петь на задержанном вдохе.

Буду рада, если вы поделитесь опытом — пробовали ли вы применить данный лайфхак для голоса, и какие результаты он принес лично вам? Думаю, ваш опыт может быть полезен и другим читателям!

Поделитесь статьей с друзьями!

ovocale.ru

4 упражнения для развития голоса, после которых вас захотят слушать часами

Голос — один из инструментов взаимодействия между людьми. Если он от природы слабый и неуверенный, велика вероятность того, что сказанные вами слова не произведут нужного эффекта. Но профессор Феликс Алексеевич Кузьмин считает, что силу голоса можно и нужно тренировать. 

 

Вы сможете развить его силу при помощи специальных упражнений также, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Голос станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким. 

 

Упражнение 1 

 

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: 

 

— Иииииииииии. 

— Ээээээээээээ. 

— Ааааааааааа. 

— Ооооооооооо. 

— Уууууууууууу. 

 

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. 

 

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у». 

 

Упражнение 2 

 

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию. 

 

Упражнение 3 

 

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: 

 

роль 

забор 

руль 

сыр 

ринг 

товар 

рубль 

рыло 

ритм 

сирень 

риск 

мороз 

повар 

рысь 

 

Упражнение 4 

 

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки.

Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. 

 

Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием. 
 

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на диктофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился.Теперь он обрел большую силу, а это значит, что вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих. В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова. 

www.aum.news

Упражнения для голоса дыхательные – Упражнения на дыхание для вокала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *