Терпимость и стресс-толерантность

Поиск Лекций

Терпимость как фундаментальное свойство личности является не только противовесом, фактором сдерживания агрессии, но и антиподом агрессивности как личностной готовности к агрессии. К сожалению, феномен терпимости еще не стал предметом серьезных исследований в психологии личности и социальной психологии, хотя иногда этот термин употребляется в связи с проблемой толерантности. Традиционное понимание толерантности в психологии — сугубо психофизиологическое.

Толерантность — это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность приводит к повышению устойчивости («терпимости») к некоторому неблагоприятному фактору. Социально-психологическое же понимание толерантности связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.

Однако, с нашей точки зрения, понятие «терпимость», включая в себя «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. За счет чего может осуществляться терпимость? Почему один более, а другой менее терпим? Здесь мы предлагаем выделить два механизма. В одном случае социально-психологическая терпимость может быть обусловлена низкой социально-психологической чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т. п.). По существу, при таком варианте терпимость и определяется толерантностью, и связана с повышением порога социально-психологической чувствительности к различным воздействиям партнеров по общению.

Другой же путь обеспечения социально-психологической терпимости личности — это специфика ее установок («все люди могут ошибаться», «чем больше точек зрения, тем лучше», «каждый имеет право на свое мнение» и т. п.). В данном случае повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности.

Таким образом, структуре общего феномена терпимости можно выделить (А. А. Реан) два се вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях реагирования. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «чем больше точек зрения, тем лучше», «агрессия и раздражительность очень часто провоцируются ситуацией, а не являются внутренней сущностью человека» и т. п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не о сенсуальной терпимости. Следовательно, диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение. Она вовсе не связана с психофизиологической толерантностью. Носителем высокой диспозиционной терпимости, таким образом, вполне может быть высокосензитивная личность или эмотивный акцентуант.

Внешние факторы терпимости.Изложенные феномены раскрывают явление терпимости как бы «изнутри личности». Рассматривая же этот вопрос с более широких позиций, мы выделяем еще три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.

Под социогенетическим фактором мы понимаем влияние субъективно-объективных факторов на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей направленности общества: гуманистической, демократической, сотрудничества, плюралистической и т. д. или антиличностной, авторитарной, маниакально-подозрительной и т. д.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние на формирование и проявление терпимости ближайшего окружения индивида: семьи, учебного, трудового коллектива (в том числе и педагогического), неформальной группы и т. д. Терпимость как черта личности (если отсутствует блокирующее воздействие социогенетического фактора) в определяющей мере обусловливается именно микросредовым фактором.

Под биогенетическим фактором мы понимаем влияние психофизиологических особенностей, гормонального статуса индивида па формирование и проявление терпимости. Речь идет об особенностях проявления терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей. Необходимо подчеркнуть, что даже на этом уровне анализа не все определяется биологическим фактором. Например, «мужское» и «женское» поведение определяется не только биогенетикой, но социальными стереотипами маскулинности и фемининности.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Индивидуальная толерантность к стрессу — Популярная Психология

Люди, которые не справляются с изменчивыми жизненными обстоятельствами, могут быть особенно восприимчивыми к малейшей фрустрации или прессингу. Те, кто обычно не уверен в своей адекватности и самоценности, с гораздо большей вероятностью ощутят угрозу, чем те, кто чувствует себя в целом уверенным и защищенным. Термин толерантность к стрессу обозначает способность человека выдерживать стресс без серьезного для себя ущерба. Люди значительно отличаются по своей общей ранимости перед лицом стрессоров. Бланшар, Хиклинг, Тейлор и Лус обнаружили, что большая депрессия в анамнезе является фактором риска в отношении развития тяжелых психологических симптомов, связанных со стрессом, пережитым в результате дорожно-транспортного происшествия. Одни индивиды в конституциональном отношении оказываются более «хрупкими», чем другие, и сталкиваются с большими трудностями, пытаясь справиться даже со сравнительно мелкими переменами. У них не хватает выдержки терпеть долгие часы ожидания, как того, случается, требует жизнь, а в стрессовых ситуациях они легко могут утомиться или заболеть. Кроме того, различные люди по-разному чувствительны к различным стрессорам. Бывает, что им не удается освоить эффективные адаптивные стратегии, направленные против определенных разновидностей стрессоров. В этой общей способности противодействовать стрессу важнейшую роль играет история индивидуального научения. Ранние травматические переживания могут сделать человека особо чувствительным или особо устойчивым по отношению к определенным стрессорам. Плохой «послужной список» преодоления трудных обстоятельств делает человека уязвимым для новых проблем. Если, например, индивид сталкивается с неподконтрольными ему стрессорами, то он тяготеет к ранимости или становится высоко сенсибилизированным к последующим оскорблениям или злоупотреблениям. Критические ситуации, разочарования и другие проблемы, с которыми в силах совладать один человек, для другого могут оказаться неподъемными. Горожане могут придавать небольшое значение шуму, но могут прийти в ужас при виде свободно разгуливающей коровы.

Недостаточность внешних ресурсов и социальной поддержки

Имеются веские доказательства того, что позитивные социальные и семейные отношения могут умерить воздействие стресса на человека и даже сократить заболеваемость и раннюю смертность. Напротив, отсутствие поддержки извне, либо личностной, либо материальной, способно придать имеющемуся стрессору большую силу и ослабить готовность человека к противодействию. Обще

Национальный опрос, проводившийся в Китае и касавшийся стрессовых жизненных событий, показал, что в числе обыденных стрессоров чаще всего называются проблемные межличностные отношения. Развод или смерть супруга порождает больший стресс, когда люди ощущают себя оставшимися в одиночестве и нелюбимыми, нежели в случае, когда их окружают люди, о которых они заботятся и которых любят. Зигель и Кайкенделл, например, обнаружили, что овдовевшие мужчины, посещавшие церкви и храмы, переживали меньшую депрессию, чем те, кто этого не делал. Считается, что если уменьшить эффекты столь тяжелого стрессора, то удастся ослабить также физические и психологические факторы, влияющие на настроение. В этом исследовании выяснилось, что мужчины, потерявшие жен, испытывали депрессию чаще, чем овдовевшие женщины. Причины этого остаются неясными, хотя такие же данные были получены и другими исследователями. Возможно, что женщины с самого начала пребывали в более тесном кругу друзей, благодаря чему их уязвимость перед лицом депрессии уменьшалась.

В некоторых ситуациях на человека могут оказывать пагубное влияние другие члены семьи, испытывающие психологические проблемы. Уровень напряжения может возрастать у всех членов семьи в случае, если кто-нибудь из них находится в крайне тяжелом положении, например страдает хроническим или опасным для жизни заболеванием, является инвалидом по психиатрическому диагнозу. Индивид, супруг которого страдает психологическим нарушением, наверняка испытает больший стресс, чем тот, чей партнер по браку находится в лучшей психологической форме. Стресс, вызванный недугом, осложняется здесь утратой поддержки.

Культура часто предлагает особые ритуалы или образ действий, которые поддерживают людей в их попытках справиться с определенными разновидностями стресса. Например, в большинстве религий существуют обряды, помогающие людям пережить утрату, а в некоторых вероисповеданиях покаяние и искупление помогают людям справиться со стрессом, связанным с виной и самообвинением.

В целом тяжесть стресса во многом определяется взаимодействием между природой стрессора и ресурсами человека, позволяющими его преодолеть. Как ни была бы велика проблема, она не вызывает у человека сильного стресса, если тот в силах легко с ней справиться. Рассмотрев некоторые факторы, влияющие на форму реакций людей на стресс, мы теперь рассмотрим отдельные способы, с помощью которых люди преодолевают стрессовые события.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

mypsychologic.ru

Управление психологическим стрессом | Maiden.com.ua

VN:F [1.9.21_1169]

Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы и, в первую очередь, психологические стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Сегодня большинство специалистов сходятся во мнении, что средний уровень стресса  большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.

Чаще всего психологический стресс (ПС) возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и самосовершенствованию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе. Кроме того, даже в ситуациях физиологического стресса (при экстремальных температурных воздействиях, физических перегрузках, депривации сна и т.д.) у субъекта возникает эмоциональное отношение к происходящему и к своему состоянию, что зачастую становится дополнительным стресс-фактором.

Являясь эффективным механизмом управления человеком в простых, «животных» ситуациях, стресс зачастую затрудняет осуществление сложной, целенаправленной, «человеческой» деятельности, в первую очередь, ухудшая точность, скорость и креативность мышления.

Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом, и в первую очередь – управления психологическим стрессом, является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.

И с одной стороны, технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве – в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. В рамках современного менеджмента выделено отдельное направление – «стресс-менеджмент». Многие психологи и бизнестренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако большинство практических методов управления стрессом зачастую не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой.

Кроме того существующие технологии чрезмерно громоздки и сложны в освоении и применении. А это не позволяет их успешно использовать людям многих социальных и возрастных групп, чья жизнедеятельность, тем не менее, сопровождается ПС (школьники, студенты, военнослужащие и т.д.).

Не стоит забывать и о том, что использование всех техник управления стрессом происходит, как правило, УЖЕ в состоянии стресса. И успешное применение этих техник возможно только в том случае, если, попав в состояние чрезмерного стресса, человек будет способен хотя бы некоторое время не терять способности к рефлексивной деятельности. Только это позволит ему проанализировать и оценить происходящее, подобрать эффективный способ коррекции ситуации, своего поведения и/или состояния и применить этот способ, тем самым, выйдя из состояния стресса.

Итак, для того, чтобы уменьшить стресс до рабочих пределов, необходимо правильно выбрать и применить соответствующую технику, для чего в состоянии стресса  необходимо не терять способность к рефлексивной, целенаправленной, зачастую сложной и креативной деятельности.

Отсюда становится очевидным, что одновременно с освоением навыков управления стрессом у человека необходимо развивать способность, позволяющую ему противостоять стрессу хотя бы среднего уровня и хотя бы непродолжительное время, но без существенного снижения эффективности его деятельности. Для обозначения этого качества в психологии используется несколько терминов: толерантность к стрессурезистивность к стрессу, а также стрессоустойчивость. (В  данной статье мы будем использовать последний термин, как более лаконичный и близкий к русскому языку.)

Таким образом, стрессоустойчивость необходимо развивать одновременно с обучением методам управления стрессом, что по нашему мнению встречается крайне редко – существующие технологии исходят из того, что стрессоустойчивость у субъекта уже развита в достаточной степени, а это далеко не всегда так!

Проведенный нами анализ информации о существующих методах развития стрессоустойчивости показал, что в современной практической психологии этот вопрос разработаны крайне слабо. Положение осложняется еще и тем, что хотя теоретически стресс – это неспецифический ответ организма на экстремальное воздействие, но последние эксперименты показали, что для каждого индивидуума есть более и менее значимые стрессфакторы, а значит стрессоустойчивость необходимо разделять на специфическую и неспецифическую. А, кроме того, значимость стрессфактора зависит и от ситуативных моментов: от текущей мотивации субъекта, его психического состояния и т.д.

Таким образом, можно предположить, что для успешного управления стрессом вообще и психологическим стрессом в частности, человеку необходимо:

А) Иметь представление об основных закономерностях возникновения и развития стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее эффективные техники управления уровнем ПС.

Б) Владеть разнообразными взаимозаменяемыми техниками, позволяющими ему оценивать уровень стресса в текущий или в прогнозируемой ситуации и корректировать этот уровень в соответствии со своими особенностями, текущим психофизическим состоянием и характером осуществляемой или планируемой деятельности.

В) Обладать устойчивостью к стрессу в такой мере, которая позволит ему успешно применять данные техники, независимо от особенностей стресс-факторов.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что для успешного управления психологическим стрессом современным людям необходима научно обоснованная, но в тоже время простая и действенная технология, включающая в себя также техники диагностики и развития психологической стрессоустойчивости.

В нашей практике мы не встречались с примерами такой технологии, а также не нашли упоминания о ней в информационных источниках. Именно это позволяет нам сделать вывод об актуальности исследований в данном направлении.

Источник: http://ezoportal.net/

 

VN:F [1.9.21_1169]

Другие статьи:

maiden.com.ua

Десятибалльная шкала сенсорной перегрузки | Синдром Аспергера

Как я уже говорила ранее, способность пережить истерику и предотвратить ее – это важнейший жизненный навык аутиста. А чтобы предотвратить истерику необходимо в первую очередь научиться предсказывать ее. Как мы все уже знаем, как только истерика началась, остановить ее уже невозможно – именно поэтому важно сосредоточиться на профилактике.

Один из инструментов, который помогает мне предотвращать истерики – это десятибалльная «шкала стресса». Если я приближаюсь к 7 по десятибалльной шкале, то я знаю, что мне нужно немедленно найти способы снизить уровень стресса. Если я знаю, что я на стадии 2, то я могу позволить себе занятия, которые могут повысить мой уровень стресса. Это помогает мне не ошибиться в оценке того, что я могу сделать, а не развивать у себя чрезмерное избегание или бездумно браться за любые дела, даже если я их не потяну, и это приведет к неизбежным и весьма постыдным результатам. 

Эти стратегии помогли мне снизить частоту сильных истерик с нескольких раз в неделю до не более пары раз в месяц, и даже эти истерики по большей части происходят, когда рядом со мной никого нет.
Использование десятибалльной шкалы стресса – это весьма популярный инструмент. Им пользуются не только аутисты, но и люди с хроническими заболеваниями (чтобы определить, что они смогут сделать за сегодняшний день), а также люди с психическими заболеваниями (для отслеживания симптомов и лучшего понимания своего самочувствия). Я сама решила написать об этом, когда прочитала книгу «Поздравляем, у вас странный ребенок», которая заставила меня понять, что далеко не все люди знают об этом методе.

Я должна предупредить тех, кто начнет пользоваться десятибалльной шкалой стресса/сенсорной перегрузки, что ее назначение не в том, чтобы вы сосредоточились на своем дискомфорте и тем самым увеличили его. Это способ понять, когда вам надо активно действовать, чтобы решить проблему. Поэтому, прежде чем пользоваться этой шкалой, убедитесь, что вы знаете решения проблем при высоких баллах. Эти решения должны подходить для практически любой обстановки, и они должны быть максимально просты, чтобы вы смогли вспомнить и выполнить их даже при высоком уровне стресса.

Нет нужды говорить, что моя десятибалльная шкала не подходит для всех аутистов, она подходит только лично мне, поскольку у каждого есть свои сенсорные, коммуникативные и когнитивные особенности. Если вы хотите использовать такую же шкалу, то вам нужно будет написать собственную.  Некоторые люди теряют способность говорить уже на стадии 5, или же они могут внятно разговаривать даже на стадии 9. У других людей напряжение мышц не является признаком сенсорной перегрузки. И базовые уровни тоже различаются у разных людей. Эти стадии также могут меняться в течение вашей жизни – большинство людей улучшают свои навыки профилактики истерик по мере взросления. Это просто мой опыт того, как я научилась это делать.

Стадия: 1

Описание: Полное расслабление. 

Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение; никакого мышечного напряжения. 

Познание: Способна использовать любые свои навыки, но если это сделать, то уровень стресса повысится.

Общение: Способна эффективно общаться, но реальное общение повысит уровень стресса.

Сенсорика: Тихая комната, никаких сенсорных стрессоров. Новые стрессоры не приведут к сенсорной перегрузке.

Частота: Практически никогда. Иногда несколько минут сразу после пробуждения. 

Стадия: 2

Описание: Незначительные усилия. 

Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение; мышцы напряжены только в случае физической активности или неудобной позы.

Познание: Я занимаюсь специальным интересом; доступны любые когнитивные навыки; я не занимаюсь ничем трудным или раздражающим.

Общение: Вероятно, я нахожусь одна; доступны все коммуникативные навыки, но если начать общаться, то уровень стресса возрастет.

Сенсорика: Тихая комната, сенсорные стрессоры сводятся к незначительным проблемам (шум кондиционера воздуха, обтягивающие носки, запах еды). Новые стрессоры не приведут к сенсорной перегрузке.

Частота: Время от времени, когда я занимаюсь специальными интересами.

Стадия: 3

Описание: Умеренные усилия; основное состояние нейротипиков.

Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение; мышцы напряжены только в случае физической активности, неудобной позы или незначительной тревожности.

Познание: Может возникнуть кратковременная фрустрация (менее одной минуты), но доступ ко всем когнитивным навыкам продолжает сохраняться.

Общение: Вероятно, идет общение со знакомым человеком один на один, и разговор идет о любимом предмете.

Сенсорика: Есть многочисленные, хотя и незначительные сенсорные раздражители, но ни один из них не мешает мышлению.

Частота: Определенные периоды этого состояния в самые «хорошие» дни.

Стадия: 4

Описание: Высокий уровень усилий; низкий долговременный стресс.

Физическое самочувствие: Постоянная странная поза, постоянное мышечное напряжение. Постоянная низкая тревожность. 

Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но уровень толерантности к фрустрации снижен.  На этой стадии любые перемены, фрустрация или высокая сенсорная нагрузка приведут к быстрому росту уровня стресса.

Общение: Стадия может быть связана с беседой с несколькими людьми в тихой комнате. Все коммуникативные навыки доступны.

Сенсорика: Присутствует один или более сильных стрессовых раздражителей.

Частота: Определенные периоды этого состояния в самые «хорошие» дни.

Стадия: 5

Описание: Умеренный стресс; «плохой день» для нейротипика; основное состояние для аутиста.

Физическое самочувствие: Постоянная незначительная тревожность; постоянное мышечное напряжение. Физическая неуклюжесть возрастает.

Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но выносливость и толерантность к фрустрации сильно снижены. Выполнение тестов значительно ухудшается.

Общение: Коммуникация становится более упрощенной; используется больше готовых сценариев разговора. Становится невозможно одновременно определять значение тона голоса и слов.

Сенсорика: Становится трудно обрабатывать сенсорные стимулы; незначительные/умеренные сенсорные раздражители начинают вызывать стресс.

Частота: Представляет собой наилучшие периоды «плохих дней» и наихудшие периоды «хороших дней».

*Начиная с этого момента уровень стресса превращается в «снежный ком», когда каждый новый стрессор означает снижение толерантности к остальным присутствующим стрессорам.

Стадия: 6

Описание: Легкая сенсорная перегрузка.

Физическое самочувствие: Постоянное мышечное напряжение. Возможно, начинаются видимые стереотипии (самостимулирующее поведение), которые меня успокаивают, поскольку на этой стадии я уже отказалась от усилий выглядеть нормальной и не раздражать других людей. Постоянная умеренная тревожность. Сердцебиение возрастает. Моторное планирование становится неадекватным, и вести машину по оживленной улице – это очень плохая идея. 

Познание: Высшие когнитивные навыки больше не работают; больше нельзя выполнять несколько задач одновременно или делать то, что требует большого объема кратковременной памяти. Концентрация внимания снижается. Постоянно происходят ошибки по неосторожности.

Общение: Коммуникация по большей части автоматическая, но остается способность общаться при большом желании. Однозначное уклонение от общения на этой стадии. Разговаривать в переполненной комнате становится невозможно.

Сенсорика: Незначительные сенсорные раздражители переносятся как умеренные, в то время как умеренные раздражители становятся невыносимыми.

Частота: Происходит множество раз в неделю и длится в течение часа или более, прежде чем начинается эскалация или уменьшение. Следует за интенсивными когнитивными усилиями или во время физической усталости. Можно предотвратить ее эскалацию с помощью тихого времени в полном одиночестве.

Стадия: 7

Описание: Умеренная сенсорная перегрузка. 

Физическое самочувствие: Постоянное мышечное напряжение, которое воспринимается скорее как лихорадка или боль. Постоянная умеренная тревожность и, вероятно, смущение. Моторные навыки неадекватны, любое вождение машины – это плохая идея.

Познание: Высшие когнитивные навыки полностью недоступны; выполнение нескольких задач одновременно невозможно; не получается сосредоточить на чем-то внимание. Часто встречается «ступор» в результате сенсорной перегрузки. 

Общение: Можно выражать простые идеи и вести
формальный разговор без задержки; можно выразить и более сложные идеи, но потребуется время на их предварительное обдумывание. Коммуникация может иметь неправильное значение.

Сенсорика: Любой сенсорный раздражитель приводит к эскалации уровня стресса.

Частота: Происходит несколько раз в неделю. На этой стадии я срочно начну применять стратегии по профилактике истерики.

Стадия: 8

Описание: На грани истерики; нейротипик во время катастрофы, после разрыва отношений или смерти любимого человека; аутист в «плохой день».

Физическое самочувствие: Удержание себя в вертикальном положении воспринимается как чрезмерная нагрузка. Тревожность по поводу надвигающейся истерики; отчаянное желание «сбежать». Езда на велосипеде почти наверняка закончится аварией.

Познание: Невозможно планировать, рассуждать логически или решать проблемы. Невозможно выбрать из двух или более альтернатив. Сохраняется способность следовать простому, заранее составленному плану. Высший уровень навыков недоступен. Могу плакать, но обычно стараюсь это подавлять.

Общение: Любая коммуникация требует раздумий, и, возможно, должна быть мысленно записана, прежде чем ее удастся произнести. Любая коммуникация на этой стадии будет предельно простой. Сохраняется способность слышать и понимать, но восприятие слов затруднено.

Сенсорика: Любые сенсорные раздражители приведут к эскалации до стадии истерики.

Частота: Один или два раза в неделю. Стратегии по профилактике истерики становятся приоритетом номер один.

Стадия: 9

Описание: Истерика/Отключение

Физическое самочувствие: Возможна неспособность понять, как двигаться. Возможно сильнейшее напряжение и сворачивание в калачик. С большой вероятностью я ударю любого человека, который попробует ко мне прикоснуться. Сердцебиение зашкаливает; система «бежать или сражаться» полностью активирована.

Познание: Невозможно думать рационально. Велика вероятность неконтролируемых рыданий.

Общение: Существование других людей практически забыто. Невозможно понять речь. Любая коммуникация бессмысленна или сводится к повторению одной или нескольких фраз. 

Сенсорика: Сенсорное восприятие отсутствует или становится сверхчувствительным. Часто встречается отстранение, вздрагивание или агрессия по отношению к источнику физического контакта или шума.

Частота: Два или три раза в месяц. В основном происходит в ситуации, из которой невозможно уйти.

*Большинство нейротипиков никогда не испытают ничего подобного, но иногда это возможно. У нейротипиков тоже бывают истерики, особенно если с ними случается что-то ужасное.

Стадия: 10

Описание: Крайняя истерика/отключение. 

Физическое самочувствие: Повторяющиеся самоповреждения от отчаяния; возможна полная неподвижность и состояние, похожее на кататонию. Отсутствие реакции на боль или опасность.

Познание: Полная неспособность думать рационально. Неизбежны крики и вопли. Недостаточно когнитивных способностей, чтобы уничтожить предмет или намеренно напасть. В дальнейшем воспоминания об истерике могут отсутствовать. 

Общение: Существование других людей забыто. Способность говорить или понимать речь полностью отсутствует. Другие люди воспринимаются исключительно как нежелательные источники сенсорных стимулов.

Сенсорика: Сенсорное восприятие полностью дезорганизовано; невозможно узнать окружающую обстановку.

Частота: Один или два раза в год. Обычно происходит, когда кто-то пытается остановить мою истерику на стадии 9. Если это происходит на публике, то обычно вызывается полиция.

Необходимые меры:

Стадии 1-4: Никаких мер не нужно.

Стадии 5-6: Необходимо избегать новых стрессоров. Лучше отказаться от когнитивного/сенсорного стресса, в котором нет необходимости.

Стадии 7-8: Найти уединенное, тихое место для профилактики эскалации. Если стадия 8 происходит в университете, то нужно обратиться в службу помощи студентам с инвалидностью. Во всех других случаях нужно немедленно отправиться домой. Если оказаться дома невозможно, то нужно найти общественный туалет или другое уединенное место.

Стадии 9-10: Применение каких-либо стратегий уже невозможно. Если остается способность уйти от неприятных сенсорных стимулов, то нужно это сделать.
 

Представленный выше материал — перевод текста «The Ten-Point Overload Scale».

aspergers.ru

Толерантность к неопределенности

Современная жизнь  – это бесконечное  принятие решений в условиях неопределенности. И если для одних это возможность проявить свою творческую натуру, преодолеть ограничения и открыться чему-то новому, то для других это дополнительный вызов, усложняющий процесс принятия решений. В этой статье мы постараемся разобраться, в чем разница между этими двумя типами восприятия неопределенности, а также как они влияют на адаптацию человека к повседневной реальности.

Определимся с терминами

Э. Френкель-Брунсвик еще в 1948-1949 гг. ввела понятие «tolerance for ambiguity» как отношение к двусмысленной, динамически изменяющейся, вероятностной и противоречивой стимуляции. Интолерантность была ею определена как тенденция принимать решения по принципу «черное-белое», торопиться на пути к ясности, не принимая во внимание сложные реалии, а также отвергать в этом стремлении к ясности потребности других людей [5].

В современной литературе понятие толерантности к неопределенности описывает процессы личностной саморегуляции в условиях отсутствия устойчивых ориентиров выбора и невозможности применения устоявшихся клише или готовых решений [3]. На одном полюсе этого понятия находится принятие условий неопределенности и готовность продуктивно функционировать в них. На другом – избегание условий неопределенности, страх перед ними, стрессовое состояние в новых, непривычных ситуациях. Рассмотрим разницу более подробно:

 

Толерантность

к неопределенности (ТН)

Интолерантность

к неопределенности (ИТН)

Действия в условиях неопределенности

Поиск решений, ответов, способов решить ту или иную задачу, несмотря на неопределенность. Принятие решений с учетом изменчивости и противоречивости контекста.

Растерянность, «ступор», неспособность действовать в отсутствии четких ориентиров.  Попытки добиться максимальной ясности во что бы то ни стало, избегание неопределенности.

Восприятие будущего

Как возможность получить новый опыт, вызывающая чувство предвкушения, энтузиазма. Возможность делать выбор, развиваться, расти.

Как источник дискомфорта и потенциальных опасностей, вызывающий чувство страха, тревоги и неуверенности.

Восприятие жизни в целом

Многомерное. Способность учитывать влияние разных факторов на один и тот же процесс или объект. Построение многофакторных моделей при анализе предметов и явлений.

Черно-белое, одномерное. Неготовность принять реальность во всей ее неоднозначности и сложности. Отвержение того, что не вписывается в жестко заданную модель.

Восприятие шаблонов и образцов

Неприятие готовых решений и необходимости действовать только по шаблону. Готовность к творчеству, экспериментам и импровизации.

Потребность в шаблоне, образце, готовом алгоритме решения той или иной задачи.

Восприятие принимаемых решений

Каждое решение – лишь предположение относительно того, как лучше действовать. Предположение может оказаться неверным, и тогда всю стратегию придется пересматривать. Но это не вызывает страха.

Каждое решение воспринимается как переломный момент, после которого сложно будет вернуться и сделать «другой ход». Ценность решения завышена, что дополнительно осложняет сам процесс принятия решения.

Отношения с окружающими

Признание того, что другой человек неподконтролен и независим, от него невозможно требовать каких-либо гарантий и вечного исполнения однажды принятых на себя обязательств. Способность узнавать другого человека только до той степени, которую этот человек может и хочет обеспечить. Умение соблюдать границы в отношениях.

Потребность достигнуть в любых отношениях максимальной ясности, четкости и однозначности. Неприятие недосказанности. Потребность знать о другом человеке как можно больше, иногда непринятие права другого на личное пространство. Сложности с соблюдением границ в отношениях.

Корреляция с другими чертами личности

Основной инструмент, используемый для диагностики ТН, это так называемая Шкала толерантности к неопределенности. Впервые эта шкала была опубликована психологом Стенли Баднером в 1962 году. Вольфрадт и Претц в 2001 г. предложили свою шкалу ТН, апробировав ее на 204 студентах немецкого университета. Их результаты свидетельствуют о том, что ТН находится в прямой значимой связи с экстраверсией и открытостью, и в обратной – с нейротизмом [6].

В отечественной литературе есть две адаптации шкалы С. Баднера: Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой (2008) и Т. В. Корниловой, М. А. Чумаковой (2014). В частности, в исследовании 2014 года авторы применяют современные методы структурного моделирования и оценивают ТН и ИТН не как два полюса одного континуума, а как две разные переменные. В результате, на выборке из 1082 человек была выявлена корреляция между этими переменными и различными типами интеллекта.  Толерантность к неопределенности сопровождается высокими показателями межличностного эмоционального интеллекта, т.е. человек с высоким уровнем ТН лучше понимает чужие эмоции и умеет управлять ими. В то же время интолерантность к неопределенности отрицательно коррелирует с уровнем академического (вербального и флюидного) интеллекта, т.е. человек с высоким уровнем ИТН, стремящийся во всем к ясности и определенности, обладает более низкими академическими способностями и результатами. Зафиксированы также пересечения со шкалой самоэффективности, отражающей, как индивид ставит  цели и достигает их. ТН связана с высоким уровнем самоэффективности, а ИТН – с низкой.

Все это дает основания полагать, что развитие в личности человека толерантности к неопределенности можно считать одной из успешных копинг-стратегий. Готовность человека действовать в условиях нехватки информации, отсутствия явных ориентиров и готовых шаблонов делает его более адаптивным. Такая личность более глубоко анализирует реальную ситуацию, ориентирована на решение задачи, а не на ее избегание из-за недостаточности вводных данных. При необходимости она может в любой момент перестроиться, изменить стратегию, принять нестандартные решения.

Неопределенность в межличностных отношениях

В работе Корниловой Т. В. от 2010 г. [2] выделены разные виды интолерантности к неопределенности:

  1. Стремление к ясности и определенности в отношении к миру в целом (и миру идей).
  2. Стремление к ясности и определенности в мире людей, т.е. в отношениях с окружающими.

Так, в данной работе сформировалось новое понятие – межличностная ИТН. Т.е. человек может спокойно воспринимать и переносить неопределенность в различных сферах своей жизни (профессиональная, учебная деятельность и т.д.), тогда как именно неопределенность в отношениях с другими людьми является для него стрессогенным фактором. В межличностных отношениях такой человек стремится к максимальной ясности, прозрачности и даже контролю. При этом можно предположить, что неопределенность в отношениях с другим человеком вызывает тем больший дискомфорт, чем выше степень значимости этих конкретных отношений для данной личности.

Парадокс в том, что чем больше человек пытается контролировать свои межличностные отношения и другого человека в этих отношениях, тем более неустойчивыми становятся эти отношения. Диалог превращается в монолог, цель которого – неусыпный контроль, исключение любой неопределенности и недосказанности. Такие отношения могут потерять присущую им динамичность, в них появляется больше статики, а затем начинается стагнация. 

Напротив, принятие неопределенности в сфере межличностных отношений способствует большей устойчивости и жизнеспособности отношений. Как правило, это означает, что одна личность способна принимать другую личность во всей ее естественной изменчивости, неподконтрольности, противоречивости и многогранности. Элемент неопределенности в таких отношениях воспринимается как их неизбежное свойство. Как ни странно, несмотря на большую динамичность этих отношений, их можно считать более стабильными в долгосрочной перспективе.

Как перестать бояться неопределенности и начать жить

К сожалению, в семье, в школе, в ВУЗе человек далеко не всегда научается действовать в условиях неопределенности. Часто, выходя во взрослую жизнь, он умеет лишь действовать по заданному извне алгоритму, следовать нормам, правилам, указаниям. В том числе поэтому неопределенность часто становится фактором стресса. Условно говоря, недавний выпускник средней школы, привыкший каждый день выполнять конкретное домашнее задание, приходит в ВУЗ и сталкивается с тем, что ежедневных домашних заданий больше нет, а предлагаемые способы освоения материала кажутся ему непривычными, неопределенными, недостаточно четко сформулированными. Далее уже после окончания ВУЗа человек в своей профессиональной деятельности может столкнуться с необходимостью решать не только задачи, но и проблемы. В отличие от задачи, в проблеме может категорически не хватать исходных данных. Эти данные нужно каким-то образом самостоятельно собрать и оценить, сталкиваясь при этом с противоречиями и нестыковками.

Поскольку неопределенность часто расценивается как фактор, усложняющий различные жизненные ситуации, способы ее преодоления относятся к так называемым копинг-стратегиям. Копинг-стратегии – это способы преодоления человеком сложных жизненных ситуаций. В психологической литературе существуют различные классификации копинг-стратегий. Например, Folkman S. и Lazarus R. S. предложили классификацию копинг-стратегий, разделяющую их на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused). Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда». Это может быть изменение своей оценки ситуации, поиск информации о том, как лучше поступить, планирование своих действий по преодолению сложной ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя мысли и действия, которые помогают снизить влияние стрессовой ситуации на психику. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Это может быть избегание проблемной ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов и так далее [1].

Фактически есть две основные стратегии, которые можно применять в ответ на условия неопределенности:

  1. Самостоятельное создание определенности в случае, если это возможно.

Например, перед человеком стоит сложная задача. У него есть представление о том, какой результат нужно получить по итогу решения этой задачи, но у него нет готового алгоритма ее решения. Тем не менее, он может сам разработать план, по которому будет действовать. При необходимости этот план можно корректировать, но базовые сценарии будут сохраняться, что поможет человеку дойти до цели. Это пример проблемно-ориентированного копинга.

  1. Безусловное принятие неопределенности как факта, на который невозможно повлиять.

Например, человек столкнулся с заболеванием, которое невозможно полностью излечить. Развитие его заболевания сложно прогнозируемо, и он погружен в состояние неопределенности относительно своего будущего. Если объективно повлиять на эту ситуацию человек не может, то важно суметь принять ее и сконцентрироваться на решении других задач, нежели на переживании стресса, вызванного самим состоянием неопределенности. В большей степени такая стратегия относится уже к эмоционально-ориентированному копингу.

Создание определенности своими силами

Неопределенность внешнего мира сегодня очень велика. Прогнозировать развитие событий бывает сложно даже на месяц вперед, не говоря уж о годах. Если мысленно мы выстроили какой-то сценарий своей жизни, у нас нет никаких гарантий, что удастся реализовать его на практике. В этих условиях один из способов сохранения внутреннего равновесия – это создание и поддержание определенности внутри себя. Для этого человек может опереться на правила, нормы, алгоритмы, которые выработал он сам, либо те, что предлагаются ему социумом. Что бы ни происходило вовне, человек, сохраняющий определенность внутри себя, будет продолжать целенаправленное движение. При этом цели и способы их достижения могут многократно корректироваться. Но на каждый новый вызов извне человек будет находить ответ, соотнося происходящее со своей внутренней программой. Вырисовывается идеальная картина – человек как островок стабильности в бушующем океане внешнего мира. Для хотя бы условного приближения к этой картине важно, чтобы человек мог отделить неопределенность внешнего мира от своего внутреннего состояния. Однако, далеко не каждая личность способна создавать эту внутреннюю определенность и стабильность. Отсутствие этой способности в том числе порождает и интолерантность к внешней неопределенности.

Вспомним тезисы австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла. В работе «Человек в поисках смысла» Франкл описывает свой психотерапевтический метод, опираясь на личный опыт выживания в концлагере. Этот метод, относящийся к экзистенциальной терапии, основан на том, что главный кризис в жизни человека связан с утратой осмысленности этой жизни. И, напротив, восстановление душевных сил возможно только при условии нахождения какого-то смысла во всех проявлениях жизни, даже самых трагичных и жестоких. В какой-то степени это перекликается с нашими размышлениями о неопределенности. Люди, находившиеся в концлагере, даже не знали, переживут ли они это страшное время, и есть ли смысл терпеть выпавшие на их долю страдания. Воспоминания Виктора Франкла говорят нам, что он как раз нашел выход в том, что сам создавал определенность внутри себя. Не имея ни малейшей уверенности в том, что у него действительно есть будущее за пределами концлагеря, он, тем не менее, представлял себе это будущее, рисовал его в своем воображении, тем самым, придавая своей жизни определенность и осмысленность.

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию» [4].

Принятие неопределенности

Если с самостоятельным созданием определенности все достаточно очевидно, то принятие неопределенности и приспособление к ней – более сложная стратегия. Сложность состоит в ее иррациональности и превалирующей эмоциональной составляющей. Если ситуация расценивается человеком как неподконтрольная и непрогнозируемая, и повлиять на нее не представляется возможным, следовательно, становится невозможным применение копинг-стратегий, связанных с планированием своих действий.

Принятие неопределенности и приспособление к ней – это уже по большей части эмоционально-ориентированный копинг. Основная цель – дистанцироваться от стресса, вызываемого самим состоянием неопределенности. Один из вариантов ее достижения – мысленно сконцентрироваться на положительных следствиях сложившейся ситуации. Неопределенность можно воспринимать как вакуум, который, как известно, притягивает все, что может его заполнить.  В условиях неопределенности мы получаем возможность обрести то, для чего раньше в нашей жизни не находилось места. Это может быть новый опыт, способствующий многостороннему развитию личности и раскрытию ее потенциала. Тогда как стремление к определенности, напротив, часто приводит к статичности и стагнации, к хождению по замкнутому кругу прошлых ошибок.

Подводя итог

Кажется, что завершением этой статьи должен стать призыв к читателям быть максимально толерантными к неопределенности, т.к. это стратегия успеха, развития и процветания. Однако, это не так. Напротив, в заключение сделаем акцент на том, что оба типа восприятия неопределенности – толерантный и интолерантный – имеют равное право на существование и являются вариантами психологической нормы. Более того, наличие обоих типов в межличностных отношениях и в социуме в целом является способом обеспечить равновесие и здоровый баланс сил. Тогда как одни люди стремятся к новшествам и переменам, другие – сохраняют традиции и заботятся о поддержании стабильности. Главное, чтобы они смогли договориться друг с другом. Для этого, наверное, обеим сторонам стоит развивать в себе недостающие навыки. Новатору и любителю перемен нужно учиться «играть по правилам» и учитывать эти правила на пути к прогрессу. Консерватору и борцу за стабильность, напротив, стоит иногда добровольно погружаться в условия неопределенности и учиться действовать в них так же эффективно, как и в условиях прозрачности и определенности.

Список литературы:
  • 1. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности // Человек в условиях неопределенности: сб. мат-лов всерос. конф. – Новосибирск, 2006.
  • 2. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психол. журн. Т. 31. № 1. С. 74–86.
  • 3. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92–110.
  • 4. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  • 5. Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable // The American Psychologist. 1948. № 3. P. 268.
  • 6. Wolfradt U., Pretz J.E.  Individual differences in creativity: Personality, story writing, and hobbies // European Journal of Personality, 2001. 15. №4. PP.  297-310.

Автор: Юлия Байрак

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Фрустрация как форма психологического стресса


Фрустрация как форма психологического стресса.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разру­шение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объ­ективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к реше­нию задачи. Таким образом, фру­страция — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции» [Красовский, 1997].

Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, меша­ющий достижению цели, возникает внезапно и неожиданно. Какие причины могут вызвать состояние фрустрации? При всем разно­образии причин фрустрации их можно разделить на четыре группы:

  • Физические барьеры (причины) — стены тюрьмы, полом­ка машины на безлюдном шоссе. Преодоление данного барьера про­демонстрировал герой Т. Хэнкса в фильме «Изгой», пытаясь выжить на необитаемом острове.
  • Биологические барьеры — болезнь, плохое самочувствие, сильная усталость, старение. Этот барьер может быть причиной сильных профессиональных стрессов у спортсменов и артистов ба­лета, вынужденных уходить из профессии в возрасте до сорока лет.
  • Психологические барьеры — страхи и фобии, неуверен­ность в собственных силах, негативный прошлый опыт. Ярким при­мером этого барьера является, например, чрезмерно высокое пред­стартовое волнение, в результате которого даже отлично подготов­ленная презентация может закончиться провалом.
  • Социокультурные барьеры — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности со­циокультурные барьеры могут проявляться в виде необходимости поддерживать мнение большинства или начальника, даже если мы уверены, что он абсолютно не прав, соблюдать многие бесполезные внутрифирменные ритуалы.

Схема развития фрустрации
Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций — гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное пе­реживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:

  • агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
  • уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
  • регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отка­зываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
  • двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
  • включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Не очень-то и хотелось этого достигать!»).

Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.
Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию. К этим реакциям относят такое поведение, которое помогает каким-то образом разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К такому поведению можно отнести:

  • преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения; поиск путей, чтобы обойти препятствие;
  • компенсация — поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
  • отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.

Актуально для психологии изучение фрустрационной толерантности — устойчивости личности к воздействию фрустраторов. На адаптивное поведение в состоянии фрустрации во многом влияет родительский сценарий о том, как надо вести себя в подобных ситуациях, усвоенный ребенком в детстве. То есть, оказавшись в ситуации фрустрации, мы актуализируем те модели поведения, которые использовали наши отец и/или мать в момент переживания острого стресса.

Рассматривая фрустрацию как острый стресс, специалисты предлагают различные методы, повышающие адаптацию к фрустрации. Например, это может быть отказ от каких-либо действий (так как в момент фрустрации мы теряем способность мыслить логически и просчитывать последствия наших действий) или использование приемов самоконтроля и техник саморегуляции. Мощным поддерживающим фактором является также составление и проговаривание формул самозащиты — кратких формул самовнушения, составленных в позитивном ключе («Я справлюсь!», «Мы прорвемся!» и т. д.).

Фрустрационная толерантность возрастает, если, оказавшись в аб­солютно безвыходной на первый взгляд ситуации, человек начинает придумывать и искать возможные варианты выхода из нее. На дан­ном этапе даже фантастические и рискованные идеи лучше, чем мысль о том, что выхода нет.

5psy.ru

Толерантность к стрессу это – ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *