Врожденный вывих бедра — причины, симптомы, диагностика и лечение

Врожденный вывих бедра — это вывих головки бедренной кости из вертлужной впадины, обусловленный врожденной неполноценностью сустава Недиагностированный в грудном возрасте вывих бедра проявляется хромотой ребенка при первых попытках самостоятельной ходьбы. Наиболее эффективно консервативное лечение врожденного вывиха бедра у детей первых 3-4-х месяцев жизни. При его неэффективности или запоздалой диагностике патологии проводятся оперативные вмешательства. Отсутствие своевременного лечения врожденного вывиха бедра приводит к постепенному развитию коксартроза и инвалидизации больного.

Общие сведения

Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра – различные степени одной и той же патологии, возникающей вследствие нарушения нормального развития тазобедренных суставов. Врожденный вывих бедра является одними из самых часто встречающихся пороков развития. По данным международных исследователей этой врожденной патологией страдает 1 из 7000 новорожденных. Заболевание поражает девочек примерно в 6 раз чаще, чем мальчиков. Одностороннее поражение встречается 1,5-2 раза чаще двустороннего.

Дисплазия тазобедренного сустава – серьезное заболевание. Современная травматология и ортопедия накопила достаточно большой опыт диагностики и лечения этой патологии. Полученные данные свидетельствуют о том, что при отсутствии своевременного лечения болезнь может привести к ранней инвалидизации. Чем раньше начинают проводить лечение, тем лучше будет результат, поэтому при малейшем подозрении на врожденный вывих бедра необходимо как можно быстрее показать ребенка врачу-ортопеду.

Врожденный вывих бедра

Классификация

Выделяют три степени дисплазии:

  • Дисплазия тазобедренного сустава. Суставная впадина, головка и шейка бедра изменены. Нормальное соотношение суставных поверхностей сохраняется.
  • Врожденный подвывих бедра. Суставная впадина, головка и шейка бедра изменены. Соотношение суставных поверхностей нарушено. Головка бедра смещена и находится около наружного края тазобедренного сустава.
  • Врожденный вывих бедра. Суставная впадина, головка и шейка бедра изменены. Суставные поверхности разобщены. Головка бедра находится выше суставной впадины и в стороне от нее.

Симптомы

Тазобедренные суставы расположены достаточно глубоко, покрыты мягкими тканями и мощными мышцами. Непосредственное исследование суставов затруднено, поэтому патологию выявляют, в основном, на основании косвенных признаков.

  • Симптом щелчка (симптом Маркса-Ортолани)

Выявляется только у детей в возрасте до 2-3 месяцев. Малыша укладывают на спину, его ножки сгибают, а затем аккуратно сводят и разводят. При нестабильном тазобедренном суставе происходит вывихивание и вправление бедра, сопровождающееся характерным щелчком.

  • Ограничение отведения

Выявляется у детей до года. Ребенка укладывают на спину, его ножки сгибают, а затем без усилия разводят в стороны. У здорового ребенка угол отведения бедра равняется 80–90°. Ограничение отведения может свидетельствовать о дисплазии тазобедренного сустава.

Следует учитывать, что в некоторых случаях ограничение отведения обусловлено естественным повышением мышечного тонуса у здорового ребенка. В этой связи большее диагностическое значение имеет одностороннее ограничение отведения бедер, которое не может быть связано с изменением тонуса мышц.

  • Укорочение конечности

Ребенка укладывают на спину, его ножки сгибают и прижимают к животу. При односторонней дисплазии тазобедренного сустава выявляется несимметричность расположения коленных суставов, вызванная укорочением бедра на пораженной стороне.

  • Асимметрия кожных складок

Ребенка укладывают сначала на спину, а затем на живот для осмотра паховых, ягодичных и подколенных кожных складок. В норме все складки симметричны. Асимметрия является свидетельством врожденной патологии.

  • Наружная ротация конечности

Стопа ребенка на стороне поражения вывернута кнаружи. Симптом лучше заметен, когда ребенок спит. Необходимо учитывать, что наружная ротация конечности может выявляться и у здоровых детей.

  • Другие симптомы

У детей в возрасте старше 1 года выявляется нарушение походки («утиная походка», хромота), недостаточность ягодичных мышц (симптом Дюшена-Тренделенбурга) и более высокое расположение большого вертела.

Диагноз этой врожденной патологии выставляется на основании рентгенографии, УЗИ и МРТ тазобедренного сустава.

Осложнения

Если патологию не лечить в раннем возрасте, исходом дисплазии станет ранний диспластический коксартроз (в возрасте 25-30 лет), сопровождающийся болями, ограничением подвижности сустава и постепенно приводящий к инвалидизации больного. При не излеченном подвывихе бедра хромота и боли в суставе появляются уже в возрасте 3-5 лет, при врожденном вывихе бедра боли и хромота возникают сразу после начала ходьбы.

Лечение врожденного вывиха бедра

  • Консервативная терапия

При своевременном начале лечения применяется консервативная терапия. Используется специальная индивидуально подобранная шина, позволяющая удерживать ножки ребенка отведенными и согнутыми в тазобедренных и коленных суставах. Своевременное сопоставление головки бедра с вертлужной впадиной создает нормальные условия для правильного развития сустава. Чем раньше начинается лечение, тем лучших результатов удается добиться.

Лучше всего, если лечение начинается в первые дни жизни малыша. Начало лечения дисплазии тазобедренного сустава считается своевременным, если ребенку еще не исполнилось 3 месяца. Во всех остальных случаях лечение принято считать запоздалым. Тем не менее, в определенных ситуациях консервативная терапия достаточно эффективна и при лечении детей старше 1 года.

  • Оперативное лечение

Самые хорошие результаты при хирургическом лечении данной патологии достигаются, если ребенок был прооперирован в возрасте до 5 лет. В последующем, чем старше ребенок, тем меньшего эффекта стоит ожидать от операции.

Операции при врожденном вывихе бедра могут быть внутрисуставными и внесуставными. Детям, не достигшим подросткового возраста, проводят внутрисуставные вмешательства. В процессе операции углубляют вертлужную впадину. Подросткам и взрослым показаны внесуставные операции, суть которых заключается в создании крыши вертлужной впадины. Эндопротезирование тазобедренного сустава проводится в тяжелых и поздно диагностированных случаях врожденного вывиха бедра с выраженным нарушением функции сустава.

www.krasotaimedicina.ru

Симптом Маркса — Ортолани у детей: положительный, отрицательный

Содержание статьи:

Симптом Маркса-Ортролани, или симптом щелчка, — один из характерных, но непостоянных признаков врожденных вывихов бедра и дисплазии тазобедренного сустава у младенцев. Используется при ранней диагностике нарушений развития опорно-двигательного аппарата у детей.

Врожденный вывих бедра у детей

Врожденная дисплазия ТБС и вывих бедра являются самыми частыми пороками развития опорно-двигательной системы у младенцев. Патология поддается успешной коррекции лишь в том случае, если она была выявлена в первые дни жизни ребенка и сразу же были приняты меры по её устранению. Ранняя диагностика имеет огромное значение в лечении этого заболевания.

Существуют несколько степеней нарушений развития тазобедренного сустава:

  • Дисплазия – позиция суставных поверхностей относительно друг друга не нарушена, однако присутствуют недоразвитие или неполноценность вертлужной впадины, головки тазобедренного сустава или суставной капсулы.
  • Предвывих – верхняя часть кости бедра свободно перемещается внутри растянутой суставной капсулы.
  • Подвывих – суставная часть кости бедра частично отклонена относительно вертлужной впадины.
  • Вывих – суставная часть бедренной кости полностью разобщена с вертлужной впадиной, находится выше и ближе кнаружи относительно ее. Связки сустава натянуты, капсула находится в состоянии перенапряжения.

Причинами развития внутриутробной патологии могут являться:

  • генетическая предрасположенность,
  • крупноплодная беременность,
  • тазовое предлежание плода,
  • ранний токсикоз,
  • хронические аутоиммунные и эндокринные заболевания будущей матери.

При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных факторов риска необходимо уделить особое внимание ранней диагностике патологии.

Симптом Маркса-Ортолани

Симптом Маркса-Ортолани считается самым ранним признаком патологии тазобедренного сустава у младенцев. Был параллельно описан итальянским врачом-ортопедом и отечественным его коллегой Марксом в 1934 году. Также в медицинской литературе носит название «симптом щелчка», «симптом соскальзывания», «симптом неустойчивости».

Суть симптома заключается в том, что при отведении согнутых ножек ребенка вывих вправляется, при этом исследующий врач ощущает щелчок, который также может быть слышен окружающим. При сведении ножек суставные поверхности вновь разобщаются, и снова ощущается щелчок.

Симптом соскальзывания в тазобедренном суставе в подавляющем большинстве случаев проходит на 5-7 день жизни ребенка, но при мышечной слабости может сохраняться на протяжении 2-3 месяцев.

Техника выполнения теста

При выполнении теста врач сгибает ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах, располагая руки так, чтобы большие пальцы лежали на внутренних поверхностях бедер, а остальные – на внешней. Легко и плавно, без форсирования он разводит согнутые ножки в стороны равномерно и затем сводит к средней линии. В момент перескакивания головки кости через края вертлужной впадины ощущается и иногда слышится характерный щелчок.

Положительный симптом соскальзывания у детей считается одним из наиболее характерных признаков вывиха ТБС. В то же время необходимо отметить, что отрицательная проба отнюдь не может быть признана непременным признаком отсутствия патологий развития, особенно в том случае, если ребенку уже более 10 дней. По мере роста мышцы и связки новорожденного укрепляются, уменьшается объем отводящих движений, поэтому при разведении ножек щелчок может не ощущаться.

Другие методы диагностики

Несмотря на то что симптом щелчка у новорожденного является одним из главных признаков патологии, нельзя ставить диагноз только исходя из положительной или отрицательной реакции. Существуют еще несколько симптомов, на основании которых можно заподозрить заболевание:

  • Ограничение отведения. Угол разведения согнутых в коленях ножек у здорового ребенка составляет в среднем от 80 до 90 градусов. При уменьшении этого угла, а также неравномерном отведении, можно заподозрить патологии развития ТБС.
  • Асимметрия кожных складок и изменение длины конечности. Неравная длина ног, а также асимметрия подъягодичных и других складок – ещё один симптом, косвенно указывающий на дисплазию сустава.
  • Наружно-ротационное положение конечности. При вывихе и смещении головки бедренной кости относительно вертлужной впадины конечность принимает вынужденное ротационное положение кнаружи, что особенно заметно в положении лежа на спине, например, когда ребенок спит.

Ни один из вышеперечисленных признаков сам по себе не означает наличие вывиха, а лишь позволяет заподозрить его. Для точной постановки диагноза необходимо использовать инструментальные методы диагностики: ультразвуковое исследование тазобедренных суставов новорожденных позволяет с большой точностью подтвердить или опровергнуть врожденную патологию.

В старшем возрасте, когда ребенку исполняется год и более, появляются более очевидные признаки патологического развития опорно-двигательного аппарата, такие как «утиная» походка и хромота. У детей от полугода и старше подтвердить диагноз, а также определить прогноз течения заболевания позволяет рентгенограмма.

Лечебные мероприятия

Подушка Фрейка

Принято считать, что наибольшую эффективность консервативные методики лечения патологии будут иметь в том случае, если терапевтические меры будут начаты не позднее достижения ребенком трехмесячного возраста (оптимально – не позднее месяца). Консервативное лечение вывиха предполагает длительное ношение специально разработанных ортопедических приспособлений, позволяющих фиксировать сустав в правильном положении. Наиболее часто используемыми на сегодняшний день являются:

  • стремена Павлика – мягкая конструкция, состоящая из грудного и ножных бандажей, соединенных гибкими штрипками;
  • абдукционная шина Фрейка – конструкция, сходная по функциям с широким пеленанием;
  • шина Виленского – металлическая распорка, к которой с двух сторон крепятся кожаные манжеты, которые плотно фиксируются на голенях ребенка;
  • ортез Тюбингера – устройство, представляющее собой симбиоз стремян Павлика и шины Виленского;
  • шина Волкова.

В качестве вспомогательных мер назначаются физиопроцедуры, массаж, лечебная физкультура.

Если патология была выявлена позднее, после того, как ребенок начал самостоятельно ходить или же к положенному возрасту, напротив, не встал на ножки и не сделал первые шаги в положенные сроки, консервативные методы лечения уже не принесут должного эффекта. Единственным способом устранить патологию в этом случае будет операция по углублению вертлужной впадины или формированию её крыши.

Врожденная дисплазия и вывих тазобедренного сустава – серьезные патологии, требующие комплексного лечения. Несвоевременно принятые меры чреваты серьезными осложнениями: уже к достижению ребенком школьного возраста он будет страдать не только от нарушений походки, но и от хронических болей в области суставов и развившихся как следствие патологии скелетных деформаций, а впоследствии – от раннего артроза.

Ранняя диагностика – единственный способ вовремя обнаружить и эффективно лечить заболевание, поэтому визит к ортопеду с ребенком первых дней жизни – обязанность всех молодых родителей.

nogostop.ru

Врожденный вывих бедра

Врожденный вывих бедра является тяжелым врожденным дефектом. Данное заболевание встречается у девочек в 5–10 раз чаще, чем у мальчиков. Двустороннее поражение встречается в 1,5–2 раза реже одностороннего.

Многочисленные современные исследования показали, что в основе врожденного вывиха бедра лежит дисплазия (т. е. нарушение нормального развития элементов тазобедренного сустава) в период внутриутробного развития. Эти первичные нарушения вызывают вторичные — недоразвитие костей таза, полное разобщение суставных поверхностей, головка бедра выходит из суставной впадины и уходит в сторону и вверх, замедление окостенения (оссификации) костных элементов сустава и др.

Дисплазия тазобедренных суставов бывает в трех вариантах:

1. Дисплазия тазобедренных суставов в виде неправильной формы суставной впадины, головки и шейки бедра, без нарушения соотношения суставных поверхностей.

2. Врожденный подвывих головки бедра, когда наряду с неправильной формой суставной впадины, головки и шейки бедра, но здесь уже нарушаются соотношения суставных поверхностей, головка бедра смещается кнаружи и может находиться на самом краю сустава.

3. Врожденный вывих бедра – самая тяжелая форма дисплазии тазобедренных суставов. При нем кроме неправильной формы элементов сустава возникает полное разобщение суставных поверхностей, головка бедра выходит из суставной впадины и уходит в сторону и вверх.

Причины

Заболевания матери в первую половину беременности, интоксикации, травмы и т.д.

Неблагоприятная экологическая обстановка в месте постоянного проживания или работы матери.

Клиника врожденного предвывиха, подвывиха и вывиха бедра у детей

После рождения ребенка дисплазию тазобедренных суставов можно обнаружить в ходе ортопедического осмотра в родильном доме или в поликлинике сразу же после рождения ребенка по основным симптомам:

  1. Ограничение отведения одного или обоих бедер ребенка. Этот симптом определяется следующим образом: ножки ребенка сгибают под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и разводят в стороны до упора. В норме угол отведения бедер 160 – 180°. При дисплазии тазобедренных суставов он уменьшается.
  2. Симптом Маркса — Ортолани или симптом «щелчка». Этот симптом можно определить у ребенка только до 3 месяцев, затем он исчезает. Определяется он следующим образом: ножки ребенка сгибаются под прямым углом в коленных и тазобедренных суставах, затем они приводятся к средней линии и медленно разводятся в стороны, при этом со стороны вывиха слышен щелчок, при котором вздрагивает ножка ребенка, иногда он слышен на расстоянии.
  3. Укорочение ножки ребенка – определяет таким образом: ножки ребенка сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и прижимаются к животу симметрично и по уровню стояния коленного сустава определяют укорочение соответствующего бедра.
  4. Асимметрия кожных складок определяется у ребенка с выпрямленными ногами спереди и сзади. Спереди у здорового ребенка пазовые складки должны быть симметричными, сзади ягодичные и подколенные складки тоже симметричные. Асимметрия их является симптомом дисплазии тазобедренных суставов. Этот симптом непостоянный и имеет второстепенное значение.

У детей старше года существуют дополнительные симптомы данного заболевания, такие как нарушение походки, симптом Дюшена-Тренделенбурга (симптом недостаточности ягодичных мышц), высокое стояние большого вертела (выше линии Розера-Нелатона), симптом неисчезающего пульса.

Решающее значение в диагностике имеет УЗИ–диагностика и рентгенография тазобедренного сустава.

Если Вы обнаружили эти симптомы у своего ребенка, то следует срочно обратиться к детскому ортопеду. Диагностика и лечение детей с предвывихом, подпывихом и вывихом бедра должна производиться в первые 3 месяца жизни, более поздние сроки принято считать запоздалыми.

Осложнения врожденного вывиха бедра

Ребенок с врожденным вывихом бедра чаще всего поздно начинает ходить. У таких детей нарушается походка. Ребенок хромает на ножку с больной стороны, туловище его наклоняется в эту же сторону. Это приводит к развитию искривления позвоночника – сколиоза.

При двустороннем вывихе бедра у ребенка наблюдается «утиная» походка. Но на боли в суставах дети не жалуются.

Не леченная дисплазия тазобедренного сустава у детей, может привести к развитию диспластического коксартроза (смещение головки бедренной кости наружу, уплощение суставных поверхностей и сужение суставной щели, остеофиты по краям вертлужной впадины, остеосклероз, множественные кистовидные образования в наружном отделе крыши вертлужной впадины и головке бедренной кости) у взрослых. Лечение этой патологии у взрослых очень часто возможно только проведением операции эндопротезирования сустава, т.е. замена больного сустава металлическим.

Лечение

Существуют два основных метода лечения данной патологии: консервативное и оперативное (т.е. хирургическое). Если вовремя и правильно поставлен диагноз, то применяются консервативные методы лечения. В таком случае ребенку индивидуально подбирается шина, которая позволяет удерживать ножки ребенка в положении сгибания в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и отведения в тазобедренных суставах, что способствует правильному их развитию и формированию.

Вправление головки бедра должно происходить медленно, постепенно, атравматично. Всякое насилие при этом недопустимо, так как легко повреждает головку бедра и другие ткани сустава.

Консервативное лечение детей с врожденным предвывихом, подвывихом и вывихом бедра является ведущим методом. Чем раньше удается добиться сопоставления вертлужной впадины и головки бедра, тем лучшие условия создаются для правильного дальнейшего развития тазобедренного сустава. Идеальным сроком для начала лечения следует считать первые дни жизни ребенка, т. е. тогда, когда вторичные изменения впадины и проксимального конца бедренной кости минимальны. Однако консервативное лечение применимо и в случае запоздалой диагностики у детей более старшего возраста, даже старше 1 года, т. е. тогда, когда имеется сформированный вывих бедра.

В настоящее время не рекомендуется закручивать деток «солдатиком», для того, что бы «ножки росли ровными». Ножки от этого расти ровнее не начнут, а вот тазобедренные суставы развиваться будут хуже. Лучше, ребенка пеленать широко, так что бы ножки были разведены в стороны, и ими можно было шевелить, как малышу вздумается. Для этого как нельзя лучше подходят одноразовые подгузники в сочетании с костюмчиками. Если же вы пользуетесь марлевыми подгузниками и пеленками, тогда марлю следует сложить в четыре или более слоев, а пеленки не стягивать туго. Метод широкого пеленания позволяет всем элементам тазобедренного сустава замечательно развиваться. При отсутствии противопоказаний также рекомендуются курсы массажа и гимнастика.

Оперативные вмешательства выполняются, как правило, при застарелых вывихах.

www.orthoscheb.com

Дисплазия тазобедренного сустава

Симптом Ортолани (симптом соскальзывания)

У детей после года одним из первых симптомов, заставляющим подумать о наличии врожденного вывиха бедра, является позднее начало ходьбы. Это чаще всего случается при двустороннем процессе, когда свои первые шаги ребенок начинает делать в 14-15 месяцев. Отмечается характерная походка: либо некоторая неустойчивость или хромота при хождении в случае одностороннего вывиха, либо переваливающаяся, утиная походка, — при двустороннем вывихе. При этом никаких болевых ощущений ребенок не испытывает. Конечность, где имеется вывих, находится в положении наружной ротации, что видно и во время сна. Имеется относительное укорочение конечности на стороне вывиха при отсутствии абсолютного укорочения.

Относительная длина конечности измеряется от передней верхней ости под-вздошной кости до медиальной лодыжки, абсолютная от большого вертела. Верхушка большого вертела располагается выше линии Розера-Нелатона, которая соединяет переднюю верхнюю ость подвздошной кости с седалищным бугром. На стороне вывиха также ограничено отведение бедра, но ротационные движения в тазобедренном суставе возможны в большем объеме, чем в норме (симптом Шассиньяка).

Важным классическим признаком сформированного вывиха является по-ложительный симптом Тренделенбурга. В норме при опоре на здоровую ногу ягодица другой стороны приподнимается; в случае же врожденного вывиха при опоре на вывихнутую ногу ягодица другой стороны опускается (независимо от того, имеется вывих на этой стороне или его нет).

Окончательный диагноз у детей старше 1 года ставится на основании данных рентгенограмм тазобедренных суставов. Снимок не только подтверждает диагноз, но и позволяет более точно судить о степени вывиха и прогнозе лечения, так как дает представление, об изменениях, наступивших в головке, шейке, впадине и ее крыше.

Методика оценки тазобедренных суставов на предмет дисплазии

Маневр Ортолани и тест Барлоу, целью которых является выявление дисплазии тазобедренных суставов, являются составляющими полного медицинского осмотра ребенка раннего возраста.

Эти тесты должны выполняться тогда, когда новорожденный расслаблен. Лучше всего, чтобы он лежал на твердой поверхности. Очень важно учитывать настроение ребенка при проведении данных тестов: если он капризничает или голоден, то это может повлиять на результат. Ему должно быть тепло и комфортно. Если мальпп беспокоен, лучше вообще отложить проведение теста.

Медицинский работник, который проводит осмотр, должен проверить бедра ребенка на предмет асимметрии, асимметричности бедренных или ягодичных складок, очевидной разницы длины конечностей, а также ограниченности движений.

 

Симптом Ортолани (симптом соскальзывания)

Необходимо положить средние пальцы на внешнюю поверхность бедра в место проекции головки бедренной кости. Большие пальцы находятся на внутренней поверхности бедра. Необходимо согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах под углом 90°. Затем ноги повернуть внутрь (привести к срединной линии) — это первая часть методики (Рис.1 А). После этого, избегая форсированных движений, бедра развернуть наружу (Рис.1 В).

 

Симптом Барлоу

Суть теста Барлоу заключается в том, что при приведении ножек происходит вывих головки бедренной кости из вертлужной впадины. Этот маневр сопровождается щелчком.

Тест Барлоу следует выполнять, когда ребенок лежит на спине.

Симптом Барлоу

Ножки сгибают под углом 90°, затем осторожно приводят и осуществляют нажатие на колено вдоль оси бедра. Когда головка тазобедренной кости выходит из вертлужной впадины, ощущается характерное щелканье. Это положительный симптом Барлоу (Рис.2).

При выявлении положительных симптомов Барлоу или Ортолани следует направить ребенка на консультацию к ортопеду.

Большинство выявляемых у новорожденного ребенка отклонений от нормы в развитии тазобедренных суставов (щелчки, клацанье и глухие звуки) исчезают в течение 2 недель. Поэтому рекомендуется, чтобы скрининг проводился медицинским работником (врачом), который получил соответствующую подготовку. Осмотр тазобедренных суставов на предмет дисплазии следует проводить во время каждого профилактического осмотра.

 

Таким образом, если при осмотре тазобедренных суставов у ребенка:

  • выявлены положительные симптомы Ортолани или Барлоу — ребенок должен быть направлен на консультацию к детскому врачу ортопеду- травматологу;
  • выявлено ограничение разведения ног в тазобедренных суставах, укорочение нижней конечности, асимметрия складок на бедрах или их неодинаковое количество — ребенок должен быть направлен на консультацию к детскому врачу ортопеду-травматологу;
  • выявлена асимметрия складок на бедрах или их неодинаковое количество при отсутствии других вышеперечисленных симптомов — консультация ортопеда не требуется.

 

Как подтвердить диагноз?

Ранняя диагностика врожденного вывиха возможна при использовании метода ультразвукового исследования, позволяющего оценить состояние всех компонентов тазобедренного сустава. Основными преимуществами данного метода является его безвредность для пациента и возможность осуществлять динамическое наблюдение за развитием сустава в процессе роста ребенка и его лечения.

Значительная роль в диагностике дисплазий тазобедренного сустава у детей первого года жизни также принадлежит рентгенологическому методу исследования. Однако, интерпретация рентгенограмм новорожденных трудна, поскольку до 3—6 месяцев жизни головка бедренной кости и вертлужная впадина состоят из хряща и на снимке не видны. Поэтому этот метод диагностики рекомендуется детям после 6 месяцев.

Лечение должно начинаться как можно раньше. Основная задача при этом ™ добиться полного отведения бедер, что позволяет полностью разгрузить слабую крышу вертлужной впадины и дать ей возможность нормально развиваться. Большое внимание при этом уделяется лечению положением.

С момента рождения между ног ребенка кладут две пеленки, сложенные в виде прокладки шириной до 20 см. При этом конечности сгибают в коленных и тазобедренных суставах и отводят на 60-80° каждую, и в таком положении ножки малыша фиксируют третьей пеленкой.

Консервативное лечение также включает в себя различные мягкие при-способления, создающие необходимое правильное положение больного: широко вошедшие в практику стремена Павлика, подушка Фрейка и другие. В США, Канаде, странах Южной Америки чаще пользуются подушкой Фрейка. В Японии и Европе, в частности, в нашей стране, обычно применяют стремена Павлика. Они сделаны так, что дают некоторую свободу движения, но не позволяют сводить и выпрямлять ножки. Выбор приспособления также зависит от возраста, степени болезни, привязанностей ортопеда. Цель у всех этих приспособлений одна — отвести бедра и удержать их в положении отведения.

В подушку-шину ребенок укладывается в подгузнике и фиксация проводится ПОСТОЯННО, подушка снимается в случаях крайней надобности — переодеть, помыть ребенка. Особенно тщательно следует фиксировать пациента первый месяц. Затем ребенок привыкает и, если есть необходимость оставить его без подушки на какое-то время, он уже сам держит бедра в положении отведения. Врач, который рекомендует лечение, обязан подробно объяснить родителям, как правильно ухаживать за ребенком. Первое время стремена должны быть на нем круглосуточно. Два-три раза в день нужно осматривать кожу, особенно под коленками и вокруг шеи. Покрасневшие участки массируют с небольшим количеством спирта. Обмывать ребенка можно губкой, поочередно расстегивая и застегивая ремешки, но не снимая их полностью. Спать малышу надо на твердом матрасе без подушки, лежа на спине. Переносят ребенка, держа спиной к себе, одной рукой поддерживая между ногами, а другой — поверх плеча.

Как правило, такая фиксация проводится не меньше 3-х месяцев. Одно-временно проводят физиотерапию (озокерит, грязи), массаж. Важную роль также выполняет ЛФК: отведение ножек, согнутых в коленных и тазобедренных суставах, до плоскости стола; вращательные движения бедра с некоторым давлением по оси на коленные суставы при согнутых и разведенных ножках. Упражнения делают 6—7 раз в сутки, при каждом переодевании ребенка и смене подгузника, по 15-20 упражнений за один сеанс.

Дальнейшие ортопедические рекомендации предполагают исключить пре-ждевременную нагрузку на конечности. Другими словами, не нужно форсировать начало стояния и ходьбы. Ходить ребенок с дисплазией тазобедренных суставов обычно начинает на 1—2 месяца позже.

Если патология сложная, стремена с возрастом заменяют другими ортопе-дическими приспособлениями, которые более жестко фиксируют тазобедренные суставы (шина Виленского, Розена, пластмассовая шина Волкова, абдукци- онная шина Шнейдерова и другие).

При поздней диагностике или безуспешности вправления вывиха бедра перечисленными методами решается вопрос о вытяжении с поэтапным отведением бедер с последующим вправлением вывиха и наложением гипсовых повязок.

При показаниях к оперативному лечению учитывается степень анатомических изменений тазобедренного сустава. Оптимальным возрастом ребенка для оперативного лечения врожденного вывиха бедра считают 2-3 года.

Большинство ортопедов считает, что дисплазия тазобедренных суставов — это диагноз на всю жизнь, поскольку у этих пациентов высок риск развития различных заболеваний суставов, например, артрозов. Поэтому рекомендуется умеренный ритм жизни, исключение больших нагрузок на суставы и рациональная профессиональная ориентация.

 

Татьяна Гавриленко

 

medicalexclusive.com.ua

Симптом «щелчка» у новорожденного.

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом «щелчка». Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов — большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные — в области большого вертела, а остальные пальцы — вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3×3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

 


52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

 

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды — при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.


53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более — высоким.

Рассчитать окружность грудной клетки можно по следующим формулам:

для детей до 6 мес. — 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. — 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет — 63 – 1,5 (10 — n)
старше 10 лет — 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

 

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене.

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. — Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. — Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя). — Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). — Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. — Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. — Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. — Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. — При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

 

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

Таблица 8-3. Артериальное давление у детей в зависимости от возраста

Возраст Систолическое АД, мм рт.ст.* Диастолическое АД, мм рт.ст.*
Новорожденный Составляет 1/2 или 2/3
     
1 год 80-84 систолического АД
5 лет  
10 лет  
15 лет  


* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.


Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п — возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10—15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление — разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5—6 лет — 44 мм рт.ст., в 14—15 лет — 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс — периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3— 3,5 сердечных сокращения, а в старшем — 4.

  • У новорожденного — 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год — 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года — 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

 

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.


Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

 

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей — первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема — разгибание головы и Эсмарха — рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара. Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).




infopedia.su

Основные признаки дисплазии тазобедренных суставов

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных имеет большое значение методика клинического обследования. Обследование ребенка начинают с тщательного сбора анамнеза. Особое внимание следует обращать на состояние здоровья и возраст родителей, выяснить бытовые и производственные условия. Следует обратить внимание на течение беременности, особенно первой половины. Необходимо расспросить мать о течении предыдущих беременностей, наличии наследственных заболеваний и врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата у родственников. При зучении медицинской документации и расспросе матери следует выяснить, отмечалось ли патологическое положение плода, каково было предлежание плода (головное, ягодичное, ножное), применялись ли акушерские пособия, оперативные вмешательства. Тщательно собранный анамнез дает возможность выявить наследственную семейную патологию тазобедренных суставов и факторы, способствующие возникновению дисплазии тазобедренных суставов.

Осмотр новорожденного надо проводить при спокойном его состоянии. Следует обратить внимание на положение, размеры нижних конечностей, количество, глубину, направление, симметрию кожных складок на бедрах и ягодицах, определить состояние мышечного тонуса, проверить объем пассивных и активных движений, неврологический статус (данные осмотра невропатолога). После общего осмотра ребёнка приступают к обследованию тазобедренных суставов.

Основные признаки дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных, выявленные Putti 1927—1937 гг. следующие: симптом соскальзывания, ограничение отведения бедер, асимметрия кожных складок на бедре и ягодицах, относительное укорочение нижней конечности на стороне поражения, наружная ротация ножки.

Выраженность и сочетание клинических симптомов дисплазии тазобедренных суставов определяются характером изменений отдельных элементов сустава и степенью его поражения. Необходимо проверять каждый из симптомов, особенно если есть данные о пороках развития опорно-двигательного аппарата и родах в тазовом положении плода. На каждом из указанных симптомов следует остановиться подробно.

Симптом соскальзывания. В литературе имеются и другие названия этого симптома: симптом щелчка, симптом неустойчивости, симптом вправления и вывихивания. Наличие этого симптома проверяют следующим образом: ребенка укладывают на спину на твёрдую поверхность, ноги его сгибают под прямым углом в тазобедренном и коленном суставе. Бедра ребенка охватывают ладонью так, чтобы большие пальцы находились на внутренней поверхности бедра, а остальные на наружной. Проверяются симптом двумя способами:

1) при отведении ног с легкой тракцией бедра по оси и надавливании на большой вертел производится вправление головки бедра во впадину. Момент перескакивания головки через недоразвитый задний край вертлужной впадины сопровождается «щелчком», который не только слышен, но ощущается пальпаторно и виден на глаз (Рис 9.а.). После вправления нога свободно отводится до горизонтальной линии (Рис. 9.6.).

Рис. 9. Определение симптома щелчка

При обратном движении осуществляется приведение бёдер легким давлением по оси бедра, происходит вывихивание головки.

Наиболее частым симптомом дисплазии тазобедренных суставов является ограничение отведения бедер. Он объясняется недоразвитием мышц и костных элементом тазобедренного сустава, с нарушением соотношений суставных поверхностей. Для выявления ограничения отведения так же, как и проверке симптома соскальзывания, ноги ребенка сгибаются до 90° в коленном и тазобедренном суставах и отводятся в стороны. При отсутствии патологии тазобедренных суставов, ноги ребенка легко отводятся до угла 80–90° (Рис. 10.а).

Рис. 10. Определение симптома ограничения бедра

При неправильном развитии тазобедренного сустава отведение ограничено от 80° и ниже (Рис. 10.6.).

Особенно нагляден этот симптом при односторонней дисплазии. Следует отметить, что, несмотря на то, что при дисплазии этот признак постоянный, он может встречаться и при других заболеваниях. Чем старше ребенок, тем больше нарастает контрактура мышц, препятствующая отведению бедер.

Относительное укорочение конечности на стороне вывиха чрезвычайно важный симптом заболевания, но он характерен у детей старше года, а у новорожденных встречается редко и только при высоких вывихах бедра (Рис. 11.а, б).

Рис. 11. Относительное укорочение конечности

Наружная ротация нижней конечности один из симптомов врожденного вывиха бедра, при подвывихах встречается редко, а при предвывихах практически не определяется. Обычно на наружную ротацию ноги, обращают внимание матери детей во сне (Рис. 12.). Следует отметить — наружная ротация может быть и при нормальных тазобедренных суставах. В ряде случаев имеющаяся вальгусная деформация стоп может создавать впечатление наружной ротации конечности.

Рис. 12 Наружная ротация конечности

Асимметрия ягодичных и бедренных кожных складок. При наличии дисплазии тазобедренных суставов в положении на спине на стороне вывиха складок больше, они удлинены и более высоко расположены. Удлиняется и становится более глубокой паховая складка. При положении ребёнка на животе так же наблюдается асимметрия кожных складок на бедре и ягодицах. (Рис. 13).

Рис. 13. Асимметрия кожных складок

Асимметрию кожных складок не следует считать достоверным признаком дисплазии, так как она встречается и при нормальных тазобедренных суставах, особенно недоношенных детей, а при двустороннем поражении теряет свою диагностическую ценность.

Симптом ротационной нестабильности тазобедренного сустава у новорождённых описан у Лашковского В.В., Мацкевича Б.П., (1996), основан на определении признаков патологии в осевой плоскости следующим образом: ребенок лежит на жесткой поверхности с согнутыми ногами в тазобедренных и коленных суставах до угла в 90°. Средний палец каждой руки располагается в проекции большого вертела, а большие пальцы — на внутренней поверхности бедра. Выполняется разведение бедер на 20–30° с каждой стороны. Одной рукой таз и бедро противоположной стороны удерживается в неподвижном состоянии, другой рукой, проводящей обследование, совершаются ротационные движения в тазобедренном суставе с одновременной умеренной нагрузкой по оси бедра. Если при внутренней ротации головка бедренной кости вывихивается, а при выполнении противоположных движений — наружной ротации и тракции по оси бедра она вправляется, симптом ротационной нестабильности считается положительным и диагностируется патология (Рис. 14.а, б.).

Рис. 14. Выявление симптома ротационной нестабильности

Ерекешов А.Е., Разумов А.А.

Врожденный вывих бедра у детей

medbe.ru

Симптом « щелчка » у новорожденного — КиберПедия

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом «щелчка». Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов — большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные — в области большого вертела, а остальные пальцы — вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение большого родничка

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3×3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

 

Антропометрия новорожденного

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.



 

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды — при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.


53. Определение экскурсии грудной клетки ( Экскурсия грудной клетки )

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более — высоким.

Рассчитать окружность грудной клетки можно по следующим формулам:

для детей до 6 мес. — 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. — 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет — 63 – 1,5 (10 — n)
старше 10 лет — 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

 

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене.

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.



Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. — Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. — Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя). — Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). — Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. — Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. — Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. — Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. — При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

 

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

Таблица 8-3. Артериальное давление у детей в зависимости от возраста

Возраст Систолическое АД, мм рт.ст.* Диастолическое АД, мм рт.ст.*
Новорожденный Составляет 1/2 или 2/3
     
1 год 80-84 систолического АД
5 лет  
10 лет  
15 лет  


* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п — возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10—15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление — разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5—6 лет — 44 мм рт.ст., в 14—15 лет — 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс — периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3— 3,5 сердечных сокращения, а в старшем — 4.

· У новорожденного — 140 – 160 ударов в минуту;

· В 1 год — 120 – 125 ударов в минуту;

· В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;

· В 2 – 3 года — 105 – 110 ударов в минуту;

· В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;

· В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;

· Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

· Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.

· Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

 

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

· Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.

· Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.

· Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.

· Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.


Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

 

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. ( Тройной прием Сафара)

Восстановление проходимости дыхательных путей — первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема — разгибание головы и Эсмарха — рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара. Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

cyberpedia.su

Симптом щелчка – Врожденный вывих бедра — причины, симптомы, диагностика и лечение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *