Содержание

Видоизменение корней: таблица и характеристика

Изучив нашу статью, вы без труда заполните таблицу видоизменения корней. Этот подземный орган растений широко используется человеком в хозяйственной деятельности. Но иногда мы даже не догадываемся, с какими именно метаморфозами имеем дело.

Виды корней

Корнями называют подземную часть растения. В их строении чаще всего имеется несколько частей. Главный корень развивается из корешка зародыша. Он ярко выражен и у растения всегда один. На главном корне развиваются боковые. Они многочисленны и делают процесс всасывания воды из почвы более интенсивным. Корни, которые отрастают прямо от стебля, называются придаточными. На них также могут развиваться боковые.

Типы корневых систем

У растений никогда не формируется только один вид корней. Этого было бы недостаточно для обеспечения минерального питания. Совокупность корней одного растения называется корневой системой.

У одуванчика она образована главным корнем, который проникает глубоко в почву, и боковыми. Такая корневая система называется стержневой. Она характерна для всех двудольных растений.

У пшеницы корней много. Все они почти одинаковой длины и растут пучком от побега. Такая корневая система называется мочковатой. Ее наличие является систематическим признаком однодольных.

Почему корень формирует видоизменения?

Помните видоизменения корней в таблицах по биологии (6 класс)? Это морковь, свекла, редис… Разве это корни? Оказывается, да. Корень выполняет в растении жизненно важные функции. Он обеспечивает его минеральное питание, прочно удерживает в почве, обеспечивает вегетативное размножение. Но для выполнения дополнительных функций его обычного строения недостаточно. Поэтому и формируются видоизменения корня.

Видоизменения корней: таблица

Виды метаморфоз подземного органа отличаются у одно- и многолетних растений, зависят от места произрастания, особенностей климата, расположения по отношению к опоре. Строение и функции видоизменений корней представлены в таблице.

Видоизменение корняОсобенности строенияФункцияПример
КорнеплодыУтолщение главного корня и нижних участков стебляЗапас воды и питательных органических веществМорковь, буряк, брюква
Корневые клубниУтолщение боковых и придаточных корнейЗапасающая, вегетативное размножениеГеоргин, чистяк, батат (сладкий картофель)
Корни-прицепкиВидоизменение придаточных корнейПрикрепление к опореПлющ

Дыхательные

(воздушные)

Боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью почвы или водыПоглощение воды из воздухаОрхидея
ОпорныеПридаточные корни, которые развиваются на видимой части стебляУдерживают растение в вертикальном положенииКукуруза, фикус-баньян
Корни-присоскиПридаточные корни, которые способны проникать в стебли других видовВедут паразитический образ жизни, питаясь соками «соседей»Повилика

Сравнительная характеристика видоизменений корня

Корнеплоды и корневые клубни обеспечивают растения необходимым питанием в неблагоприятный период. Такие видоизменения корней (в таблице приведены примеры растений) формируются исключительно у дву- и многолетних видов. В первый год развития из их семян формируются только вегетативные органы. Осенью стебель и листья отмирают, а подземная часть зимует благодаря запасу воды и веществ. На следующий год такие растения плодоносят и формируют семена. Пережить холодную зиму им помогают именно видоизменения корней.

Различие корневых систем и условий произрастания обеспечивает разнообразие метаморфоз. Так, дыхательные корни формируются у растений, которые произрастают на переувлажненных почвах. Поскольку содержание кислорода в них ограничено, этот газ придаточные корни поглощают прямо из воздуха. Это делает возможным процесс дыхания.

Растение может произрастать только в условиях интенсивного протекания фотосинтеза. Иногда для этого необходимо расположение даже на абсолютно вертикальных поверхностях. К примеру, плющ может расти даже на стенах домов.

Значение в хозяйстве и природе

Многие названия растений из таблицы видоизменения корней знакомы каждому. Прежде всего это корнеплоды. Человек использует их в пищу в качестве основной еды и приправ. Это редис, пастернак, свекла, морковь, петрушка, хрен. В качестве корма для домашних животных применяют турнепс и репу. А сахарная свекла — востребованное сырье для пищевой промышленности. Корневые клубни или шишки имеют придаточные почки. Поэтому с их помощью осуществляется вегетативное размножение. Эти два вида видоизменений относят к группе запасающих корней.

Особую группу метаморфоз составляют гаустории или корни-присоски. Если их клетки абсолютно лишены хлоропластов, такие растения являются паразитами. Они существуют за счет других видов. Одним из ярких примеров паразитических растений является раффлезия, которая имеет самый крупный цветок. Этот вид получает питательные вещества исключительно за счет многочисленных лиан тропических лесов. А вот омела, несмотря на то что питается соками хозяина, не утратила способности к фотосинтезу. Такие виды называются полупаразитами.

Итак, видоизменения корня, подземного органа растений, формируются для выполнения дополнительных функций. Корнеплоды и клубни (шишки) запасают вещества. Гаустории осуществляют паразитическое питание растений, а воздушные — процесс дыхания. Опорные и цепляющие корни обеспечивают наиболее выгодное расположение побега по отношению к солнечному свету. Это делает фотосинтез максимально интенсивным. Надеемся, что теперь заполнить таблицу видоизменения корней сможет каждый.

fb.ru

Репа. Большая энциклопедия дачника

Общая характеристика культуры

Репа огородная относится к двулетним растениям. Ее прародительницей является репа полевая. Наибольшее количество видов встречается в Западной Европе и Азии.

На первом году жизни у репы образуются корнеплод и листья в виде прикорневой розетки. На втором году жизни появляются стебли, цветки и семена. Корнеплод у репы мясистый, имеет округлую, немного сплющенную форму. Кожура корнеплода значительно варьирует по цвету – белая, желтая, зеленая, красно-фиолетовая и даже темно-фиолетовая. Мякоть корнеплода может быть белой или желтой. При недостаточном содержании влаги в почве мякоть становится горьковатой.

Корневая система репы не отличается ветвистостью. Корнеплод имеет небольшое количество боковых корней, которые могут глубоко проникать в почву.

Листья репы образуют прикорневую розетку. Они отличаются рассеченностью и наличием опушения, редко бывают цельными и без опушения. Листовая пластинка тонкая, на вид блестящая и морщинистая, на ощупь шероховатая (рис. 40).

Рис. 40. Репа

У основания стебля репы вырастают прикорневые листья. Внешне они напоминают листья, которые появляются на первом году жизни растения. Верхние листья имеют сидячее расположение. Цветки у репы желто-зеленого или желто-оранжевого цвета, собраны в соцветие-щиток. Цветет репа в мае – июне. Затем образуется плод – стручок, имеющий длинный носик. Период размножения у репы составляет 60 – 85 дней.

Репу часто сравнивают с картофелем, однако в ней не содержится крахмала, и поэтому она отличается меньшей калорийностью. Блюда из репы и картофеля имеют сходный вкус.

В репе содержится большое количество витаминов группы В, РР, А, С, а также провитамин А и соли фолиевой кислоты. Кроме того, она богата минеральными элементами: калием, кальцием и фосфором, магнием, железом, серой. В небольшом количестве в ней присутствуют йод и марганец. В корнеплодах репы обнаружено такое вещество, как глюкорафанин – он защищает организм от онкологических заболеваний и сахарного диабета.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Видоизменения корней — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.
  

Видоизменения корней:

 

1. накопительные корни.

  

Они, кроме основных функций, выполняют и функцию запасания веществ.

Существует \(2\) вида накопительных корней.

 

Корнеплоды

 

В образовании корнеплодов принимают участие как главный корень, так и нижние участки стебля.

Пример:

редис, турнепс, свекла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.

Корневые клубни

  

Корневые клубни появляются, если питательные вещества накапливаются в боковых и придаточных корнях.

Пример:

корневые клубни имеются у георгина, чистяка.


2. Корни-прицепки, которые развиваются из придаточных корней и помогают растениям прикрепляться к различным поверхностям — стволам деревьев, фасадам зданий.

 

Пример:

плющ балтийский ловко взбирается по сосновым стволам при помощи корней-прицепок.

Пример:

корни-прицепки имеются также у тропического растения ванили, которую мы знаем как ароматную пряность.

                                                                               

3. Дыхательные корни.

  

 

В местах со стоячей водой или в местах, которые часто затапливаются, проблематично обеспечение корневой системы кислородом, так как кислород растворяется в воде в ограниченном количестве.

Пример:

у мангровых растений тропических болот на растущих в субстрате основных корнях развиваются дыхательные корни, которые растут вертикально вверх и поднимаются выше субстрата вопреки силе притяжения Земли.

Дыхательные корни образуются у ивы ломкой или у некоторых других растений, если они поселяются на топких берегах рек.

4. Воздушные корни.

  

 

У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов (орхидей, бромелий), образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях. Воздушные корни могут расти и в почве, выполняя функции обычных корней.

 

5. Корни-подпорки.

  

 

У некоторых тропических деревьев (например, у баньяна) на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками.

 

Досковидные корни-подпорки образуются как у растущих в тропических лесах деревьев, например, у хлопкового дерева, так и у деревьев, растущих в умеренных широтах, например, у вяза обыкновенного.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

http://all-nature.org/korni-rasteniy/

http://fullbiology.ucoz.ru/index/botanika_organy_cv_rastenij/0-293

www.yaklass.ru

Типы корневых систем | Биология

Корневой системой называют все корни растения. Ее формируют главный корень, боковые корни и придаточные корни. Главный корень растения развивается из зародышевого корешка.

Придаточные корни обычно отрастают от нижних частей стебля растения. Боковые корни развиваются на главном и придаточном корнях.

Корневая система растений выполняет две основные функции. Во-первых, она удерживает растение в почве. Во вторых, корни всасывают из почвы необходимые растению воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Если у растения развивается мощный главный корень, то формируется стержневая корневая система. Если же главный корень остается неразвитым или отмирает, а развитие получают придаточные корни, то у растения формируется мочковатая корневая система.

Стержневой тип корневой системы

Для стержневой корневой системы характерен хорошо развитый главный корень. По внешнему виду он похож на стержень. Главный корень вырастает из зародышевого корешка.

Стержневую корневую систему формирует не только главный корень, но и отходящие от него маленькие боковые корни.

Стержневая корневая система характерна для многих двудольных растений. Хорошо развитый главный корень есть у фасоли, клевера, подсолнечника, моркови, одуванчика.

Однако у многих многолетних растений с изначальной стержневой корневой системой рано или поздно главный корень отмирает. Вместо него от стебля отрастают многочисленные придаточные корни.

Существует подтип стержневой корневой системы — ветвистая корневая система. В этом случае сильное развитие получают несколько боковых корней. В то время как главный корень остается укороченным. Тип ветвистой корневой системы характерен для многих деревьев. Такая корневая система позволяет прочно удерживать мощные ствол и крону дерева.

Стержневая корневая система проникает в почву глубже, чем мочковатая.

Мочковатый тип корневой системы

Для мочковатой корневой системы характерно наличие множества приблизительно одинаковых придаточных корней, которые формируют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от надземных и подземных частей стебля, реже от листьев.

У растений с мочковатой корневой системой может быть и живой главный корень. Однако если он сохраняется, то не отличается по размеру от остальных корней.

Мочковатая корневая система характерна для многих однодольных растений. Среди них пшеница, рож, лук, чеснок, кукуруза, картофель.

Мочковатая корневая система хотя не проникает в почву так глубоко как стержневая, но она занимает большую площадь у поверхности почвы и плотнее оплетает частицы грунта, что улучшает всасывание водного раствора.

biology.su

Корни растений. Типы корневой системы. Функции корня. Зоны корня. Видоизменение корней.

Вопросы:
1.Функции корня
2.Виды корней
3.Типы корневой системы
4.Зоны корня
5.Видоизменение корней
6.Процессы жизнедеятельности в корне


1. Функции корня
Корень – это подземный орган растения.

Основные функции корня:
— опорная: корни закрепляют растение в почве и удерживают на протяжении всей жизни;
— питательная: через корни растение получает воду с растворенными минеральными и органическими веществами;
— запасающая: в некоторых корнях могут накапливаться питательные вещества.


2. Виды корней

Различают главные, придаточные и боковые корни. При прорастании семени первым появляется зародышевый корешок, который превращается в главный. На стеблях могут появляться придаточные корни. От главных и придаточных корней отходят боковые корни. Придаточные корни обеспечивают растение дополнительным питанием и выполняют механическую функцию. Развиваются при окучивании, например, томатов и картофеля.

3. Типы корневой системы

Корни одного растения – это корневая система. Корневая система бывает стержневая и мочковатая. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень. Ее имеет большинство двудольных растений (свекла, морковь). У многолетних растений главный корень может отмирать, а питание происходит за счет боковых корней, поэтому главный корень можно проследить только у молодых растений. 

Мочковатая корневая система образована только придаточными и боковыми корнями. В ней нет главного корня. Такую систему имеют однодольные растения, например, злаки, лук.

Корневые системы занимают много места в почве. Например, у ржи корни распространяются вширь на 1-1,5 м и проникают вглубь до 2 м.

4. Зоны корня
В молодом корне можно выделить следующие зоны: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания.

Корневой чехлик имеет более темный цвет, это самый кончик корня. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы. Клетки чехлика образованы покровной тканью и постоянно обновляются.

Зона деления расположена под корневым чехликом. Именно он ее защищает. Здесь присутствуют клетки образовательной ткани, которые непрерывно делятся.

Зона растяжения (роста) – место, где клетки вытягиваются в длину, что обеспечивает удлинение самого корня и его рост в длину. Здесь присутствуют клетки основной ткани. 

Зона всасывания имеет множество корневых волосков, которые пред-ставляют собой вытянутые клетки длиной не более 10 мм. Выглядит эта зона в виде пушка, т.к. корневые волоски очень маленькие. Клетки корневого волоска также, как и другие клетки, имеют цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком. Эти клетки недолговечны, быстро отмирают, а на их место образуются новые из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Задача корневых волосков – всасывание воды с растворенными питательными веществами. Зона всасывания постоянно перемещается за счет обновления клеток. Она нежная и легко повреждается при пересадке. Здесь присутствуют клетки основной ткани.

Зона проведения. Находится выше всасывания, не имеет корневых во-лосков, поверхность покрыта покровной тканью, а в толще находится проводящая ткань. Клетки зоны проведения представляют собой сосуды, по которым вода с растворенными веществами перемещается в стебель и в листья. Здесь так же находятся клетки-сосуды, по которым органические вещества из листьев поступают в корень.

Весь корень покрыт клетками механической ткани, что обеспечивает прочность и упругость корня. Клетки вытянутые, покрыты толстой обо-лочкой и заполнены воздухом.

5. Видоизменение корней

Глубина проникновения корней в почву зависит от условий, в которых находятся растения. На длину корней влияет влажность, состав почвы, вечная мерзлота.

Длинные корни образуются у растений в засушливых местах. Особенно это характерно для растений пустынь. Так у верблюжьей колючки корневая система достигает 15-25 м в длину. У пшеницы на неорошаемых полях корни достигают в длину до 2,5 м, а на орошаемых – 50 см и увеличивается их густота.

Вечная мерзлота ограничивает рост корней в глубину. Например, в тундре у карликовой березы корни всего 20 см. Корни поверхностные, ветвистые.

В процессе приспособления к условиям среды корни растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

1. Корневые клубни выполняют роль хранилища питательных веществ вместо плодов. Возникают такие клубни в результате утолщения боковых или придаточных корней. Например, георгины.

2. Корнеплоды – видоизменения главного корня у таких растений, как морковь, репа, свекла. Корнеплоды образуются нижней частью стебля и верхней частью главного корня. В отличие от плодов они не имеют семян. Корнеплоды имеют двулетние растения. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

3. Корни-прицепки (присоски) – придаточные кори, развивающиеся у растений тропических мест. Они позволяют крепиться к вертикальным опорам (к стене, скале, стволу дерева), вынося листву к свету. Примером может быть плющ и ломонос.

4. Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными. 

5. Воздушные корни образуются у растений, произрастающих во влажных экваториальных и тропических лесах. Такие корни свисают вниз и поглощают дождевую воду из воздуха – встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников, у монстеры.

Воздушные корни-подпорки – это придаточные корни, образующиеся на ветвях деревьев и достигающие земли. Возникают у баньяна, фикуса. 

6. Ходульные корни. У растений, произрастающих в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

7. Дыхательные корни образуются у растений, которым не хватает кислорода для дыхания. Растения произрастают в преизбыточно увлажненных местах – в топких болотах, заводях, морских лиманах. Корни растут вертикально вверх и выходят на поверхность, поглощая воздух. Примером могут быть ива ломкая, болотный кипарис, мангровые леса. 

8. Паразитические корни – проникающие в ткани других растений и сосущие соки, например петров крест, омела, повилика.

6. Процессы жизнедеятельности в корне

1 — Всасывание корнями воды 

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её по клеткам первичной коры происходит за счет разницы давлений и осмоса. Осмотическое давление в клетках заставляет минеральные вещества проникать в клетки, т.к. их содержание солей в них меньше, чем в почве. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой.  Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз – растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Корневое давление можно подтвердить с помощью серии опытов.

Опыт 1. 

Цель: выяснить основную функцию корня.

Растение с корнями опускается в стакан с водой. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень. Через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки. Следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

 Опыт 2. 

Цель: выяснить основную функцию корня.

Срежем у растения стебель, оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см. Вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу. Это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

Опыт 3.

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС). В первом случае вода выделяется обильно, во втором – мало, или совсем приостанавливается. Это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

 Тёплая вода активно поглощается корнями. Корневое давление повышается.

 Холодная вода плохо поглощается корнями. В этом случае корневое давление падает.

2 — Минеральное питание

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений и непосредственно влияют на обмен веществ; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах. С помощью корня осуществляется минеральное питание растения.

3 — Дыхание корней

Для нормального роста и развития растения необходимо чтобы к корню поступал свежий воздух. 

Опыт 4.

Цель: проверить наличие дыхания у корней.

Возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду. Через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет. Гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх веществ – азота, фосфора и серы и четырёх металлов – калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим. Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10-2–10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10-5–10-3%. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве. Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

estestvoznanie-bpk.blogspot.com

Репа обыкновенная — Корнеплодные и клубнеплодные растения — Овощные культуры

В медицине репу применяют как противовоспалительное, отхаркивающее, заживляющее, антисептическое, сердечное, успокаивающее, легкое слабительное и мочегонное средство. Сок и отвар из корнеплодов рекомендуют при бронхиальной астме, хроническом бронхите, сильном простуднолм кашле, охриплости голоса, острых ларингитах. Вареную репу прикладывают к больным местам при подагре. При зубной боли помогают полоскания теплым отваром репы.

 

Благодаря нежной сочной мякоти, разнообразным витаминам и способности сохранять витаминную активность репа является высококачественным диетическим продуктом,стимулирует секрецию желудочного сока, улучшает усвоение пищи, усиливает перистальтику.

Репа противопоказана при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, хронических и острых гепатитах, холециститах, а также при заболеваниях нервной системы.

 

Немного ботаники: репа — двулетнее растение. В первый год жизни образует прикорневую розетку листьев и корнеплод, на второй год зацветает и дает семена. Листовые пластинки рассеченные, иногда цельные, разной степени опушенности. Форма крнеплода — плоская, плоско-округлая или округлая. Кора корнеплода гладкая, в верхней части желтая, зеленая, фиолетовая или бронзовая, иногда малиново-красная, в нижней части — белая или желтая, реже малиново-розовая. Мякоть белая или желтая, сладкая, сочная, твердая.

 

Цветоносный стебель облиственный, имеет прикорневые листья, сходные с листьями первого года жизни, а также верхушечные сидячие. Цветки желтые, соцветие — щиток. Репа — перекрестноопыляемое растение и легко скрещивается с брюквой, сурепкой и другими капустными культурами. Плод — длинный стручок, семена мелкие, коричневого цвета, округлые, быстро теряют всхожесть. Масса 1 тысячи семян колеблется в зависимости от сорта от 1 до 4 г.

 

  
  
  

www.greeninfo.ru

Урок биологии по теме «Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем»

Класс: 6 класс.

Тип урока: урок изучения и закрепления первичных знаний.

Цель: изучение типов корневых систем растений и их значение.

Задачи:

  1. Дать определение понятиям: корневая система, виды корней; выявить значение корневых систем для растений и их многообразие.
  2. Способствовать формированию умений анализировать, делать выводы, обобщать, научного и экологического сознания.
  3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные и информационно-коммуникационные компетенции.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
  • Метапредметные: умение принимать цель и следовать ей, работать с текстом параграфа и его компонентами, находить общее и частное, выявление особенностей изучаемых объектов в процессе их рассматривания, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, осуществлять контроль за своей деятельностью, нахождение в тексте информации, составление небольшого устного монологического высказывания с логикой повествования.
  • Предметные: изучение строения типов корневых систем и видов корней, их роль в живой природе; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; формирование научных знаний о строении растительного организма.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: натуральные объекты: проросшая фасоль, луковица лука, корнеплод моркови, гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневыми системами; таблицы, иллюстративный материал, инструктивная карточка учащегося.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует и способствует настрою ребят на учебную деятельность. Организация своего рабочего места.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы сегодня с вами при работе над изучением нового материала будем пользоваться инструктивными карточками для учеников. Они именные. Подпишем свою карточку и начнем работать. (Приложение 1)

– Как вы считаете, какие органы имеет цветковое растение?

Давайте составим кластер, который дан нам в инструктивной карточке «Органы растения». Каждая фигура – один орган растения. (Задание 1)

3. Изучение нового материала. 

ЛИСТЫ И КОРНИ
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». —
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно?
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
(И.А.Крылов)

 

– Так какой орган растения мы будем с вами сегодня изучать?

– А что мы о нем хотим узнать?

Цель нашего занятия: изучение типов корневых систем, их значение для растений, животных и человека, многообразия корней.

Проблемный вопрос:

– Правильно ли высказывание, что один из органов растения – это корень?

Ребята работают в парах и рассматривают гербарии, используя текст учебника, и делают вывод: – корневая система образована из видов корней: главного, боковых и придаточных. Поэтому правильнее сказать, что у растения одним из органов является корневая система – это совокупность разных видов корней.

Запишите определение в карточку. (Задание 2)

– Подпишите на схеме в инструктивной карточке виды корней корневых систем.

(Задание 3)

– А как они расположены по отношению друг к другу?

Ребята самостоятельно пробуют объяснить по схеме, учитель корректирует ответы.

Пользуясь текстом учебника и натуральными объектами (пророщенная фасоль и луковица лука) объясните, все ли корневые системы одинаковы? Если нет, то чем они отличаются?

Вывод: стержневая корневая система отличается от мочковатой хорошо выраженным главным корнем.

Вам представлены гербарные материалы растений, имеющие разные корневые системы.

Определите типы корневых систем и результаты внесите в таблицу (задание 4,5).

Отгадайте загадки.

  • Щёки розовы, нос бел,
    В темноте сижу весь день,
    А рубашка зелена,
    Вся на солнышке она. (Редис)

  • Круглый бок, жёлтый бок,
    Сидит в грядке колобок.
    Врос в землю крепко.
    Что же это? (Репа)

  • Красна девица
    Росла в темнице,
    Люди в руки брали,
    Косы срывали. (Морковь)

  • Вверху зелено, внизу красно,
    В землю вросло. (Свекла)

Давайте рассмотрим корневые системы этих растений (натуральные объекты: свекла, морковь, проросшая фасоль).

Какой корень у свеклы и моркови хорошо развит по сравнению с корнями проросшей фасоли?

Это разросшийся главный корень с большим количеством запаса питательных веществ.

А если разрастаются придаточные корни, то это корневые клубни, например у георгинов.

Существуют и другие видоизменения корней, выполняющие определенную функцию (иллюстрация):

  • ходульные корни,
  • корни-подпорки,
  • корни-присоски,
  • корни-прицепки,
  • дыхательные корни. (Задание 6)

Как и любой живой организм растение состоит из клеток. А значит, и корень имеет клеточное строение.

– А что образуют клетки вместе с межклеточным веществом?

– Ткани.

В корне также присутствуют различные ткани, которые входят в состав определенных зон. Для выяснения вопроса, какие зоны присутствуют у корня, какие функции они выполняют прошу выполнить задание 7 инструктивной карточки.

– Ребята, как вы думаете, какая зона обеспечивает рост корня в длину?

– А где располагается зона деления в корне?

Такой рост называется верхушечный, который обеспечивает геотропизм.

Проблемный вопрос: что произойдет, если удалить верхушку у главного корня?

– Если будет удалена верхушка главного корня, то начнут усиленно расти боковые корни, которые увеличат соприкосновение корневой системы с почвой, а значит, увеличат всасывание питательных веществ корнем.

– Способ удаления верхушки главного корня при пересадке рассады овощных растений называется пикировкой. (Задание 8)

– Предположите, где это метод может использоваться в жизни человека, например в растениеводстве? Кто из вас видел или делал в своей жизни вместе с родителями?

– При выращивании рассады томатов.

Итак, подведем итог нашему уроку.

Сегодня на уроке мы узнали…

Ответы ребят.

4. Закрепление.

Выполнение письменной работы по инструктивной карточке (Задание 9)

5. Домашнее задание.

  • гл. 6 стр.36-39;
  • подготовить сообщение на тему «Использование пикировки при выращивании овощных культур»,
  • составить кроссворд, сказку, стихотворение о многообразии корней и их значении,
  • подобрать загадки и пословицы.

Приложение.

urok.1sept.ru

Репа тип корневой системы – Видоизменение корней: таблица и характеристика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *