Содержание

Время реакции или время отклика

Что такое время реакции или время отклика?

Время отклика или время реакции — это время, которое проходит с момента восприятия информации до ответной реакции на неё. Другими словами, это способность обнаруживать, обрабатывать и давать ответную реакцию на стимул.

Время отклика зависит от нескольких факторов:

  • Восприятие: возможность уверенно видеть, слышать или чувствовать стимул имеет важнейшнее значение для быстрой реакции. В лёгкой атлетике, когда судья даёт стартовый сигнал, звук достигает ушей спортсменов (они воспринимают стимул).
  • Обработка информации: чтобы своевременно среагировать, необходимо сконцентрироваться и хорошо понять информацию. Следуя приведённому выше примеру, спортсмены, услышав стартовый сигнал, различают его в общем звуковом потоке и понимают, что можно стартовать (обрабатывают стимул).
  • Отклик: развитая моторика необходима, чтобы своевременно реагировать на стимул. Когда спортсмены получили и успешно обработали сигнал, они начинают забег (реагируют на стимул).

Если какой-либо из этих процессов нарушен, это негативно повлияет на время отклика. Другими словами, спортсмен с пониженным временем реакции будет находиться в невыгодном положении по сравнению со своими соперниками. Кроме того, время отклика обязательно включает компонент моторики в отличие от скорости обработки информации. Вот почему хорошее время реакции отождествляется с наличием хорошим рефлексов.

В указанном примере цепочка процессов (восприятие, обработка и ответ) выполняется за долю секунды, однако время отклика может изменяться в зависимости от различных факторов:

  • Сложность стимула: чем сложнее стимул, тем больше информации предстоит обработать, и на это уйдет большее количество времени.
  • Простота, подготовка и ожидания: если необходимо реагировать на знакомые стимулы, на которые мы уже отвечали ранее, время, затраченное на обработку информации, значительно сократится. Чем меньше новой информации необходимо обработать, тем быстрее будет наш ответ. Если (как в примере с лёгкой атлетикой) вы ожидаете появление стимула (спортсмены знают, что им подадут сигнал), время реакции будет ещё короче.
  • Состояние организма: на время реакции могут негативно повлиять такие факторы, как усталость, внимание (сонливость), высокая температура, пожилой возраст, или даже переедание или употребление таких веществ, как алкоголь и наркотики. Это может отрицательно сказаться как на обнаружении стимула, так и на его обработке и реакции на него.
  • Стимулируемая сенсорная модальность: время отклика будет лучше, когда стимул, который вызывает реакцию, является слуховым, а не зрительным, поскольку такие стимулы требуют меньше времени на обработку. Каждая сенсорная модальность подразумевает различное время отклика.

Кроме перечисленных факторов на время реакции также повлияет

тип стимула, который мы обрабатываем:

  • Простой: единственный отклик на один стимул. Например, когда мы нажимаем клавишу «пробел» после каждого нового слова на экране компьютера.
  • Альтернативный: различные ответы на разные стимулы. Например, на клавиатуре мы нажимаем клавишу со стрелкой влево, если появляется слово на английском, и нажимаем клавишу со стрелкой вправо, если слово на испанском.
  • На основе отбора: при наличии различных стимулов мы должны ответить только на один из них. Например, нажать пробел, когда появляется слово на испанском. Если появляется слово на английском языке — не касаться клавиш.

Почему время реакции имеет важное значение и как оно влияет на нашу жизнь? Хорошее время отклика позволяет нам быть гибкими и эффективными при ответе на различные стимулы и ситуации. При разговоре, когда мы за рулём или занимаемся спортом и т.д. Адекватное время реакции даёт нам преимущества, однако при этом нужно корректно обрабатывать информацию: если во время интервью нам задают вопрос, ожидается, что мы отреагируем быстро и правильно. Другой пример: когда мы сталкиваемся с непредвиденными ситуациями, управляя автомобилем или занимаясь в спортзале, это происходит похожим образом — недостаточно действовать быстро, недостаточно действовать хорошо, нужно делать это одновременно. К счастью, время отклика можно тренировать и улучшить.

Примеры времени отклика

  • Если вы едете за рулём и вдруг замечаете пешехода у перехода, время, в течение которого мы замечаем пешехода, принимаем решение затормозить и выполняем это действие, является временем реакции. Эта когнитивная способность может нас спасти от множества несчастных случаев.
  • В боксёрском поединке или футбольном матче крайне важно вовремя обнаружить движение противника, предугадать его действия и отреагировать как можно быстрее и точнее. Хорошее время реакции будет иметь ключевое значение для результата.
  • Вы находитесь в здании и вдруг замечаете пожар. В данном случае время реакции — это время, которое вам понадобится для того, чтобы сразу после обнаружения пожара найти ближайший огнетушитель.
  • Ребенок находится на уроке физкультуры и должен начать бежать по сигналу учителя. Время, затраченное на старт после сигнала учителя, будет временем отклика.
  • Когда охранник обнаруживает подозрительную активность, время, которое ему потребуется, чтобы отреагировать, может иметь решающее значение для успешного вмешательства в ситуацию. Если он обнаружит, например, кражу, временем реакции будет временной отрезок между моментом, когда он заметил кражу, и началом преследования.

Патологии и расстройства, связанные со временем реакции

Любой тип расстройства, при котором нарушается восприятие, обработка информации или моторика, затронет и время реакции. Именно поэтому время реакции является когнитивной способностью, очень чувствительной к различным поражением

. Например, проблемы со зрением или слухом , такие как слепота или глухота, могут привести к снижению времени реакции по причине нарушения восприятия. Пациенты с брадипсихией (заторможенностью мышления) или деменциями, например, страдающие болезнью Альцгеймера, могут иметь пониженную скорость обработки информации, в результате чего замедляется время реакции. И наоборот, импульсивные люди или те, у кого наблюдается СДВГ, также могут иметь проблемы с обработкой информации, и, следовательно, временем реакции. Что касается самого момента отклика, люди с акинезией или брадикинезией (как у пациентов с болезнью Паркинсона), или проблемами моторики, такими как гемипарез или другие типы паралича, также могут иметь трудности при необходимости инициировать двигательную реакцию. В целом, при любом нейродегенеративном заболевании, как, например, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз или хорея Хантингтона
, будет наблюдаться нарушение времени реакции в результате поражения головного мозга в ходе болезни. И, наконец, повреждения мозга, вызванные травмой головы или инсультом, также могут повлиять на любой из этих трёх процессов и негативно отразиться на времени реакции.

Следует отметить, что одним из расстройств, которые могут значительно повлиять на скорость обработки информации, является диффузное аксональное повреждение головного мозга (ДАП). Обычно при сотрясении мозга (например, из-за удара по голове или резкого торможения автомобиля) повреждаются его нейронные соединения. Движение, которое происходит в мозге, приводит к натяжению или разрыву аксонов (той части нейрона, которая образует связи с другими нейронами, белое вещество головного мозга). Это происходит не только в одной конкретной области головного мозга — аксоны травмируются по всей площади мозга, вызывая диффузное повреждение. В результате замедляется скорость обработки информации, и, следовательно, время реакции. К сожалению, это довольно частое явление, и обычно подразумевает плохой прогноз.

С другой стороны, время реакции может ухудшиться не только из-за травмы мозга. Существуют различные жизненные обстоятельства, которые могут негативно повлиять на эту когнитивную способность. Сон, настроение, тревожность, даже недостаток внимания могут изменить время реакции. В отличие от других факторов, эти причины можно устранить гораздо проще и быстрее.

Как измерять и оценивать время реакции?

Время реакции присутствует в большинстве наших повседневных дел. Способность взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на непредвиденные изменения напрямую зависит от нашего времени отклика. Таким образом, оценка времени реакции важна и может пригодиться в различных областях жизни: в учёбе (это поможет нам узнать, есть ли у ребёнка проблемы с восприятием, обработкой информации или моторикой, и связанные с ними трудности в учёбе), в медицинской сфере (для выявления у пациентов нарушений, связанных с восприятием, обработкой информации или моторикой), в профессиональной среде (помогает определить, какие работники лучше подготовлены для видов работ, связанных с необходимостью быстро действовать при определённых обстоятельствах).

Различные когнитивные функции, в том числе время реакции, можно эффективно и надёжно оценить с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки времени реакции, основаны на классических тестах: NEPSY, Тесте Переменных Внимания (TOVA), Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT), Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). Кроме времени реакции также можно измерить рабочую память, визуальное сканирование, зрительно-моторную координацию, ингибицию, мониторинг, память на имена, зрительное восприятие, контекстуальную память, распознавание, фокусированное внимание и пространственное восприятие.

  • Тест-Расследование REST-COM: на короткое время появляются рисунки предметов. Затем как можно быстрее необходимо выбрать слово, соответствующее представленным изображениям.
  • Тест на Декодирование VIPER-NAM: на экране ненадолго появляются изображения объектов, которые затем исчезают. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна из них соответствует первой букве названия объекта, необходимо правильно выбрать эту букву. Задачу нужно выполнить как можно быстрее.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появляются три объекта. Во-первых, нужно как можно быстрее вспомнить порядок их появления. Затем появятся четыре серии из трёх объектов, которые отличаются от ранее представленных. Необходимо восстановить исходную последовательность.
  • Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появляется несколько двигающихся стимулов. Необходимо быстро выбрать нужные стимулы, избегая при этом нажатия на остальные.
  • Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появляется синий квадрат. Необходимо как можно быстрее нажимать на него, оставаясь внутри квадрата. Чем больше раз будет нажата кнопка за отведённое время, тем лучше будут полученные результаты.
  • Тест на Обработку Информации REST-INH: в этом задании на экране будут появляться два блока с различными цифрами и фигурами. Сначала необходимо реагировать на размер фигуры и указать самую высокую. Затем нужно будет выбрать блок с наибольшей цифрой из представленных.

Как восстановить или улучшить время реакции?

Время реакции, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально. Реабилитация времени реакции основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений для тренировки и улучшения времени отклика и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании функций, которые от них зависят. Поэтому, если мы регулярно тренируем время реакции, укрепляются соединения нейронов в задействованных структурах мозга. Таким образом, в результате тренировки этой способности соединения нейронов будут работать быстрее, улучшая наше время отклика.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы стимуляции когнитивных способностей, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинает работу с точной оценки времени реакции и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персонализированный план тренировок с целью улучшение времени отклика и укрепления других когнитивных функций, которые, согласно результатам оценки, в этом нуждаются.

Для улучшения времени реакции необходимо тренироваться правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для тестирования и реабилитации этой когнитивной функции с целью её оптимизации.

Для корректной стимуляции нужно уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Разнообразные интерактивные задания представлены в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») показывает подробную диаграмму улучшений когнитивного состояния.

www.cognifit.com

объем, быстрота запоминания и воспроизведения, прочность — Мегаобучалка

Тема 2.2. Память (2 часа)

Цель: сформировать представления о памяти как психическом процессе, обосновать ее значимость для развития человека.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Понятие о памяти и ее процессах.

2. Теоретические концепции механизмов памяти (биохимическая, физиологическая, кибернетическая и др.).

3. Виды памяти.

4. Свойства памяти: объем, быстрота запоминания и воспроизведения, прочность.

5. Рациональные приемы запоминания информации. Ассоциация и мнемотехника.

 

Понятие о памяти и ее процессах

Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает окружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем.

Память– совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставался бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память «краеугольным камнем развития».

Память является сложной психической деятельностью, в которой выделяют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации.

Процессы памяти.

К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение.

Запоминание.Процесс запоминания – это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КВП) и завершается в долговременной (ДВП).

Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих процессу запоминания факторов:



• от объема материала, находящегося в КВП: он не должен значительно превышать 7±2 единицы хранения;

• времени пребывания материала в КВП; это время можно неограниченно увеличивать за счет повторения материала;

• от наличия «мешающих» факторов – побочного материала, появляющегося в сознании в пределах 30 с до или после получения материала, предназначенного для запоминания;

• от действия мотивационного фактора в самых разных его формах: эмоций, интереса, выраженности мотива запомнить;

• от разнообразия форм представления материала в КВП, т.е. от наличия разнообразных кодов; визуального, акустического и смыслового;

• от степени «знакоместа» материала, его осмысленности, т.е. наличия знаний сходного содержания, хранящихся в ДВП;

• от количества смысловых связей, устанавливаемых в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, т.е. его осмысление.

Хранение и забывание.Хранение означает наличие информации в ДВП (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания.

Забывание – неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной.

Воспроизведение хранящегося в ДВП материала заключается в переводе его из ДВП в КВП, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение, как видим, зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах – узнавания, припоминания и воспоминания.

Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов.

Припоминание – сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти. Поскольку материал в памяти организован определенным образом на основе смысловых признаков, составляющих данное понятие или образ, его поиск также представляет собой не слепое блуждание по ячейкам памяти, а определенное движение к нужному материалу по семантической сети или дереву.

 

Теоретические концепции механизмов памяти (биохимическая, физиологическая, кибернетическая и др.)

На биохимическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.

На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью.

Виды памяти

Прежде всего можно выделить 2 основных вида памяти: генетическую(наследственную) и онтогенетическую (прижизненную).

Виды онтогенетической памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится.

По характеру целей деятельностивыделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается человек в жизни.

В зависимости от преобладающего типа психической активностив памяти выделяют различные ее виды.

Двигательная память– память на движения, эта память имеет значение при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма), трудовых, танцевальных движений, во всех видах моторного научения.

В основе образной памятилежат ощущения, восприятия, представления. В зависимости от того, какая сенсорная область служит основой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память. Ведущий тип памяти определяется индивидуальными особенностями человека и зависит от ведущего органа чувств в структуре сенсорной организации. Чистые типы памяти встречаются редко, обычно наблюдается сочетание: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательно-слуховая.

Эмоциональная,или аффективная память– память на эмоции, чувства. Воспоминания о пережитых чувствах – страдании, радости любви сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. При этом лучше всего запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную эмоциональную окраску.

Словесно-логическая память память, в основе которой лежит оперирование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Система закрепления знаний в процессе их усвоения включает развитие этой высшей формы памяти, свойственной только человеку.

Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика.В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения информации выделяют следующие виды памяти.

Сенсорная(следовая), или мгновенная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

Кратковременная памятьхарактеризуется очень кратким (около 20 сек) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

Вторичная, долговременная памятьдлительное сохранение информации (начиная от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.

В долговременной памяти хранятся:

• пространственная модель мира, представленная здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты;

• знания о законах, устройстве мира и свойствах объектов;

• наши представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях;

• моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умения решать задачи в различных областях деятельности;

• навыки понимания речи или интерпретации произведений живописи или музыкальных произведений;

• планы и программы будущей деятельности.

Различают также оперативную память– это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти.

Выделяют еще так называемую «вечную»,или третичную память.Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

Информация в долговременной и «вечной» памяти хранится в различных кодах – визуальном, акустическом и семантическом. Доминирующим кодом является семантический, т.е. основанный на смысловой сортировке материала. По всей вероятности, многие зрительные образные представления являются результатом перекодирования с семантического кода в визуальный. Поскольку в символьном, семантическом коде информация хранится в обобщенной форме, образы представления и имеют такой обобщенный характер, даже тогда, когда мы вспоминаем о конкретных событиях.

 

Свойства памяти: объем, быстрота запоминания и воспроизведения, прочность

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность.

Объем памяти – количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 ± 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность – длительность сохранения информации.

Точность – правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность – умение своевременно вспомнить требуемое.

Эти характеристики используют обычно, когда хотят оценить память человека как хорошую или плохую, соответствующую норме или отклоняющуюся. На показатели памяти существенное влияние оказывают возрастные особенности. Известно, что у детей ведущим типом памяти является образная, которая достигает оптимальных показателей в возрасте 8-11 лет и подвержена наименьшим возрастным изменениям. Вербальная память таких оптимальных показателей достигает в 16 лет (Рыбалко) и сохраняется на относительно постоянном уровне до 35 лет, после чего наступает ее постепенное снижение. Однако необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у детей, но и у взрослых.

Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное состояние организма. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, затрудняется запоминание и воспроизведение. Память снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией организма.

 

megaobuchalka.ru

Быстрота реакции (скорость реакции) и методы ее развития

Страница 1 из 3

Быстрота реакции на стартовую команду

Быстрота реакции на стартовую команду (вы­стрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера.

Например:

1. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, ко­роткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме со­ревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуют­ся между собой, и так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить про­стой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять поло­жение упора лежа. Упражнение проводится в форме со­ревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

Быстрота реакции на стартовую команду может быть улучшена двумя методами. Это:

  • аналитический метод улучшения быстроты реакции;
  • сенсорный метод улучшения быстроты реакции.

Аналитический метод развития быстроты реакции

Аналитический метод улучшения быстроты реакции предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раз­дельно по элементам.

Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на вы­стрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.

Сенсорный метод развития быстроты реакции

Сенсорный метод улучшения быстроты реакции основан на том, что у спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реак­цию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки.

На первом этапе спортсмен максимально быстро выпол­няет короткие стартовые ускорения (в плавании, напри­мер, 10—12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения.

На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время.

На третьем этапе эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.

Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быст­роты реакции на более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).

www.fizkulturaisport.ru

Когнитивные функции мозга

Ваши природные способности мозга, или, говоря языком науки, когнитивные функции — это тот арсенал, благодаря которому Вы успешно существуете в этом мире, имея возможность пользоваться всеми его плодами. На самом деле ничто не сравнится с ним по значимости, ведь именно благодаря ему Вы мыслите и способны совершать разумные действия. Подробнее о когнитивных функциях, возможностях их развития и роли в жизни человека Вы можете прочитать в статье, посвященной научным основам развития способностей и тренировке мозга, а здесь мы кратко опишем те из них, которые можно развить при помощи тренажёров Битрейники.

Строго говоря, даже у современных психологов нет единого подхода к определению и классификации когнитивных функций и их свойств. Кроме того, многие очень полезные для человека навыки (например, устный счёт) вообще не являются когнитивными функциями. Поэтому, взяв за основу ключевые концепции психологической науки, мы составили свою классификацию, исходя больше из практических соображений, чем из стремления к научной достоверности. Мы выделили 20 различных способностей и навыков, имеющих огромное значение в жизни человека, и разделили их на 5 основных категорий: Внимание, Восприятие, Память, Мышление и Продуктивность.

Внимание

Внимание — это особое состояние психики, при котором мы через органы чувств воспринимаем объекты внешнего мира или свои внутренние переживания. Находясь в этом состоянии, человек избирательно сосредотачивается на чём-то одном, не отвлекаясь ни на что иное.

Битрейника развивает следующие свойства внимания:

Избирательность внимания

Избирательность внимания — это способность настройки на восприятие информации при наличии помех. Так, например, на работе иногда приходится игнорировать разговоры коллег, сосредотачиваясь на собственных задачах. Тренировка избирательности внимания помогает концентрироваться на определённой деятельности, несмотря на внешние раздражители, и за счёт этого выполнять её лучше и быстрее.

Переключаемость внимания

Переключаемость внимания — это способность быстрого перехода от одного вида деятельности к другой. Так, например, во время телефонного разговора может потребоваться быстро прийти на помощь ребёнку, дотянувшемуся до кухонного ножа. Эта способность также незаменима в работе любого руководителя, поскольку в силу обязанностей ему приходится часто перестраивать ход мыслей, переходя от одного решаемого вопроса к другому.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания характеризует время, в течение которого человек способен концентрироваться на чём-либо. Люди с развитой устойчивостью внимания способны длительное время заниматься любым делом, не отвлекаясь и, как следствие, выполняя его быстрее. Хорошая устойчивость внимания незаменима практически в любой профессии. Страшно представить водителя автобуса или хирурга со слабой устойчивостью внимания.

Объем внимания

Объем внимания — это характеристика, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться человеком одновременно. Объём внимания обычного человека невелик. Развив его, Вы сможете, например, с лёгкостью следить за десятью играющими детьми одновременно или, ведя автомобиль, эффективно оценивать дорожную обстановку, слушая при этом последние новости.

Память

Память — это сложный психический процесс, благодаря которому информация, получаемая человеком через органы восприятия, запечатлевается, сохраняется, накапливается, распознаётся и воспроизводится. Таким образом мы получаем новые знания и при этом не теряем прежних, напротив, наработанные навыки и знания закрепляются.

Битрейника развивает следующие свойства памяти:

Точность памяти

Точность памяти — способность запоминать информацию без искажений. Это качество бывает полезным во многих случаях. Так, например, если неточно запомнить маршрут движения по карте или номер кредитки, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Быстрота памяти

Быстрота памяти — это способность быстро вспомнить что-либо в нужный момент. В быту она очень востребована, например, чтобы быстро найти нужный предмет или вспомнить имена соседей при встрече. В работе быстрая память — это залог эффективности, фактор, помогающий сберечь нервы и сэкономить время.

Объем кратковременной памяти

Всё, что мы видим или слышим, вначале поступает в так называемую кратковременную память, объём которой в среднем составляет всего 7 единиц информации. Тренировка кратковременной памяти позволяет увеличить этот объём, сокращая время на запоминание, восприятие и обработку большего количества информации «с одного взгляда».

Слуховая память

Слуховая кратковременная память отвечает за способность запоминать информацию на слух. Решающее значение она имеет для людей, работа которых связана со звуками, например для музыкантов или операторов телефонной связи. Однако в повседневной жизни слуховая память не менее важна. Запомните ли Вы имя представившегося Вам человека, зависит именно от неё.

Восприятие

Восприятие — это процесс познания, при котором предметы или явления окружающего мира, воздействуя на органы чувств, формируют субъективный целостный образ. Восприятие развивается в течение жизни, складываясь из отдельных признаков, впечатлений, отношения, прошлого опыта. Основываясь на взаимосвязи и взаимозависимости ощущений, оно помогает нам выстраивать отношения и ориентироваться в окружающем мире.

Битрейника развивает следующие свойства восприятия:

Предметность восприятия

Предметность восприятия — это способность различать в пространстве конкретные предметы, выделяя их из окружающего фона. Так, ночью зрение распознаёт фигуру человека по едва различимому силуэту. Развив эту грань восприятия, Вы сможете быстрее отыскивать необходимые предметы. Особое значение предметность восприятия имеет в военном деле, где нужно вовремя распознать опасность, особенно замаскированную.

Осмысленность восприятия

Благодаря этому свойству предметы и явления, воспринимаемые человеком, приобретают для него определённый смысл. Именно благодаря осмысленности люди способны использовать их тем или иным образом, понимать причины и в какой-то мере предугадывать происходящее. Тренировка осмысленности восприятия имеет огромное значение для поддержания мозга в хорошей интеллектуальной форме.

Периферическое зрение

Периферическим называют зрение, осуществляемое периферическими областями сетчатки, другими словами, способность видеть «краем глаза». Периферическое зрение очень важно для людей, которым необходимо постоянно следить за окружающей обстановкой, например для водителей. Кроме того, периферическое зрение напрямую связано со скоростью чтения. Чем оно шире — тем быстрее человек может читать.

Глазомер

Глазомер — это способность определять расстояние или размеры, не прибегая к помощи каких-либо приборов, «на глаз». Выработав хороший глазомер, Вы сможете быстро и точно определить, поместится ли шкаф в отведённый угол, подойдёт ли сыну новая рубашка, не заденет ли Ваша машина окружающие её предметы и т.п. Трудно переоценить роль глазомера для людей, занимающихся изготовлением чего-либо.

Мышление

Мышление — это высший интеллектуальный процесс познания мира, при котором, помимо отражения окружающей действительности, происходит создание новых представлений, умозаключений и суждений.

Жизнь ставит перед нами практические задачи, которые необходимо решить, создаёт проблемные ситуации, вынуждая находить новые способы действия.

Мы используем свои старые наработки, ищем новые пути, не забывая о накопленном опыте. Мы мыслим, ошибаемся и добиваемся успеха, совершаем прорывы, подводим итоги… Мышление позволяет нам двигаться вперёд, не останавливаясь на достигнутом.

Битрейника развивает мышление в следующих направлениях:

Действия в уме

Способность к действиям в уме — это то, благодаря чему мы можем предсказать исход какой-либо деятельности, не выполняя её, а просто «просчитывая» варианты в своём воображении. Тренировка этой способности повысит Ваши творческие возможности, поможет лучше планировать свою деятельность и находить правильные пути решения проблем.

Не говоря уж о том, что Вы обретёте способность при необходимости в уме спланировать ряд необходимых дел, рассчитать общую стоимость сделанных покупок, просчитать шахматные комбинации на много ходов вперёд и т. д.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное деление объектов или явлений на составные части с целью выявления их свойств. Синтез — объединение отдельных компонентов в целое. Анализ и синтез — базовые мыслительные операции, без которых невозможен познавательный процесс. Они являются необходимыми качествами для любого человека, особенно для представителей творческих профессий, работников сфер науки и образования.

Быстрота мышления

Быстрота мышления определяет, насколько быстро вы сможете перебрать все имеющиеся варианты и найти оптимальное решение любой задачи. Вся наша жизнь — это череда принятых решений. Начиная от того, как одеться на романтический вечер и заканчивая сложными управленческими решениями, от которых зависят судьбы многих и многих людей.

Воображение

Прежде чем создать что-либо, человек вначале должен представить это в своём воображении. Именно благодаря способности представлять несуществующее, люди смогли сделать сложные орудия труда и выделиться из животного мира. Развитое воображение — главная особенность представителей любых творческих и инженерных профессий. Оно также лежит в основе мнемотехники — искусства запоминания.

Продуктивность

Продуктивность не является ни когнитивной функцией, ни способностью. Это искусственная категория. В ней мы собрали различные тренажёры, способные повысить Вашу продуктивность в той или иной области деятельности. Благодаря им Вы можете развить следующие навыки:

Устный счёт

Тренировка устного счёта позволит Вам делать простые вычисления мгновенно, практически не тратя усилий. Очевидно, что такая способность полезна во множестве случаев. Например, вы сможете быстро подсчитать сдачу за покупку, а на работе — выполнить расчёты быстрее коллег, пользующихся для этих целей калькуляторами. Кроме того, устный счёт — отличное средство для комплексной тренировки мозга.

Cкорость чтения

Средняя скорость чтения людей на русском языке составляет около 150 слов в минуту. Однако существуют специальные методики, позволяющие увеличить её в 3-4 раза без существенного ущерба для понимания смысла. Это не слишком пригодится при чтении романов, однако для специалистов, которым требуется читать много документации и специальной литературы, роль навыка быстрого чтения трудно переоценить.

Зрительное сканирование

Сканирование — это навык быстрого поиска необходимой информации. Он помогает быстро найти определённую фамилию в большом списке, просто «пробегая» его взглядом, а во время вождения — автоматически замечать нужные дорожные знаки. Овладев сканированием, Вы получите преимущество в любой сфере деятельности, связанной с обработкой информации. Кроме того, это придаст Вам дополнительной уверенности за рулём.

Скорость реакции

Скорость реакции включает в себя способность обрабатывать информацию автоматически и, следовательно, быстро, без специального продумывания. В жизни нередки ситуации, требующие мгновенных действий и быстрого принятия решений. Например когда, ведя машину, Вы вдруг обнаруживаете на дороге зазевавшегося пешехода, всё зависит от того, как быстро вы нажмёте на педаль тормоза.

b-trainika.com

Быстрота реакции (скорость реакции) и методы ее развития

Страница 1 из 3

Быстрота реакции на стартовую команду

Быстрота реакции на стартовую команду (вы­стрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера.

Например:

1. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, ко­роткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме со­ревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуют­ся между собой, и так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить про­стой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять поло­жение упора лежа. Упражнение проводится в форме со­ревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

Быстрота реакции на стартовую команду может быть улучшена двумя методами. Это:

  • аналитический метод улучшения быстроты реакции;
  • сенсорный метод улучшения быстроты реакции.

Аналитический метод развития быстроты реакции

Аналитический метод улучшения быстроты реакции предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раз­дельно по элементам.

Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на вы­стрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.

Сенсорный метод развития быстроты реакции

Сенсорный метод улучшения быстроты реакции основан на том, что у спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реак­цию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки.

На первом этапе спортсмен максимально быстро выпол­няет короткие стартовые ускорения (в плавании, напри­мер, 10—12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения.

На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время.

На третьем этапе эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.

Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быст­роты реакции на более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).

www.fizkulturaisport.ru

о работе мозга и «прокачивании скиллов» — Netpeak Blog

Шведский нейрофизиолог и профессор когнитивной психологии Каролинского института Торкель Клинберг написал удивительную книгу под названием «Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти».

Он рассказывает о том, как устроен человеческий мозг и как работает память. В этом посте вы узнаете некоторое количество интересных фактов, однако я советую найти время и прочитать эту книгу, чтобы ознакомиться с новейшими (и важнейшими!) исследованиями мозговой деятельности. В качестве иллюстраций я использую скриншоты Lumosity — игры для ума, созданные чтобы повысить скорость и гибкость поиска/принятия решений.

Интеллект первобытного человека

Мозг, с которым мы рождаемся на свет, практически идентичен тому, с которым рождались кроманьонцы 40 тысяч лет назад. При этом можно предположить, что за год кроманьонец встречал столько же людей, сколько мы встречаем сегодня за день. Это значит, что объем и сложность информации, с которой мы сталкиваемся сегодня, продолжают нарастать.

А как же IQ?

Тесты IQ рассчитаны на оценку индивидуальных мыслительных способностей, а не уровня эрудиции. Тот факт, что нынешние молодые люди умнее своих отцов и значительно умнее дедов, называется эффектом Флинна.

Джеймс Флинн протестировал огромное количество молодых людей, а затем сравнил их показатели с результатами аналогичных тестов 20-летней давности. Он обнаружил, что результаты тестов не совпадают. Нынешняя молодежь оказалась значительно умнее, чем их ровесники 20 лет назад. Причем задания в старых и новых тестах были одинаковыми.

Тот факт, что среднестатистические показатели уровня интеллекта поступательно возрастали на протяжении последних десятилетий, был подтвержден многими исследованиями в разных странах и никем не оспаривался. Тем не менее никто, в том числе и сам Флинн, не мог объяснить причины этого феномена. Позже Флинн раскритиковал свою же методику использования IQ-тестов, ссылаясь на то, что не следует безоговорочно полагаться на их результаты, и отказался от своих идей.

Впрочем, проведенные после 2000-го года исследования показали спад эффекта Флинна — рост IQ замедляется, прекращается или даже сменяется спадом.

Игры на развитие памяти и внимания, вроде Lost in migration — тренажер скорости реакции. Нужно нажать на клавиатуре стрелку, соответствующую направлению полета центральной птицы. Игра улучшает навыки концентрации. В то же время это игра на скорость реакции — нужно быстро фокусироваться на птице и нажимать на кнопку. Времени на рассматривание — доли секунды.

В этой игре центральная часть время от времени вращается, меняя тем самым законы притяжения. Цель — опередить противника и дойти до рыбки. Чтобы пройти уровень, нужно буквально схватывать на лету новые правила игры и нажимать на нужные кнопки.

Что такое внимание и как устроена память?

Внимание — это портал между потоком информации и мозгом. Направить свое внимание на тот или иной объект — значит заняться отбором информации, расставить приоритеты, сосредоточиться на небольшом фрагменте из огромной массы доступной информации. Бывает три типа внимания:

  • контролируемое или произвольное внимание;
  • непроизвольное внимание, или внимание, вызванное какими-либо внешними стимулами;
  • уровень бодрствования, который дает о себе знать ближе к ночи, когда человек ощущает усталость и его клонит ко сну.

Информация сохраняется за счет непрерывной активности нейронов в лобной доле. Память бывает долгосрочной, краткосрочной и рабочей. Многим знакома ситуация, когда буквально в следующую секунду забываешь имя нового знакомого (конечно, если это имя не Изольда или Теофил). Эта игра направлена на тренировку рабочей памяти, а также на приобретение своего личного скилла запоминания людей. В бар приходит множество людей. Вы играете роль официанта. Вы встречаете человека, узнаете его имя, принимаете пару его заказов, потом выписываете чек на его имя. Представьте, что в бар пришло одновременно четверо, все делают попеременно заказы, потом бармен выдает блюда и напитки, но как бы путается и выдает лишнее. Вам нужно запомнить не только внешность человека и его имя, но и два его заказа.

Количество информации, которая может храниться в долговременной памяти, практически не ограничено. Благодаря долговременной памяти мы можем запомнить, например, какое-либо событие или объект, а затем переключить свое внимание на что-то другое. Через несколько минут или лет мы легко извлечем эту информацию из памяти.

Долговременная память кодирует воспоминания, активируя цепь биохимических и клеточных процессов. Кратковременная и рабочая память функционируют по-разному. Для кратковременной памяти характерен относительно короткий период хранения информации, которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации.

Рабочая память — это способность удерживать информацию и манипулировать ею короткое время, как правило, несколько секунд. Мы используем рабочую память, когда запоминаем телефонный номер или ищем бумагу и ручку. В этом случае мы сохраняем в рабочей памяти вербальную информацию, и, кстати, при этом часто повторяем про себя цифры. Играя в шахматы или другие игры на память, мы сохраняем визуальную информацию в рабочей памяти: «если я сделаю ход конем, то он съест моего коня своим слоном, но зато потом я съем его слона своим ферзем». Информация, сохраняемая в рабочей памяти, постоянно находится в фокусе нашего внимания.

Если психологу нужно проверить нашу вербальную рабочую память, то он предложит нам пройти тест под названием «стратегия повторения». Мы должны запомнить, в какой последовательности нам показывают разные кубики. Когда мы дойдем до уровня, состоящего из 7 кубиков, то наверняка начнем делать ошибки. Когда уровень запоминания приблизится к 50% (то есть мы будем ошибаться через раз), наша рабочая память достигнет предела. Это — максимальное количество информации, которое мы способны сохранить в нашей рабочей памяти. Итак, одна из базовых характеристик рабочей памяти — ограниченность ее объема.

Тренировка мозга: выполнение двух задач одновременно

Бытует мнение, что женщины лучше мужчин выполняют разные задачи одновременно, и это связано с большей плотностью связей нервных волокон между правым и левым полушариями. Это миф. Не существует ни одного исследования, подтверждающего это утверждение.

Насколько успешно мы справляемся с двумя задачами одновременно, во многом зависит от их сложности и от уровня нагрузки на нашу рабочую память. Часто мы справляемся с двумя задачами, если одна из них доведена до автоматизма. Например, во время прогулки ничто не мешает нам размышлять о чем-нибудь. Как правило, действия, выполняемые на «автопилоте», не требуют активации лобной доли. Но наша рабочая память не умеет решать задачи на автопилоте, поскольку кодирует любую поступающую информацию, и при этом активизируются лобная и теменная доли.

Мы не способны реагировать на два разных стимула, если они воздействуют одновременно. Мы не можем одновременно выполнить две сложные задачи, требующие моторных реакций.

Нужно решить простейший пример до тех пор, пока капля не достигнет нижней части экрана. Задача усложняется, когда примеров становится больше трех.

Многие исследования показывают, что с годами объем рабочей памяти увеличивается, пока не достигает своего максимума примерно к 25 годам.

На протяжении первых 8 лет жизни объем памяти ежегодно возрастает примерно на 7%. Психологи Сандра Хейл и Астрид Фрай утверждают, что именно фактор развития памяти в детстве и тренировки мозга определяют интеллектуальный уровень личности. К сожалению, с годами память постепенно ухудшается. Согласно некоторым исследованиям, в 55 лет мы возвращаемся к уровню 12-летнего ребенка. Почему это происходит? После 25 лет начинает неуклонно снижаться концентрация дофаминных рецепторов. Каждые десять лет эта величина ухудшается на 8%.

Еще одно упражнение на счет и скорость реакции — нужно сравнить ответы и выбрать то число, которое больше.

Игры для развития памяти, как и других моторных и сенсорных навыков, приводят к изменениям в активируемых областях мозга. Области, отвечающие за хранение информации в рабочей памяти, могут обладать такой же пластичностью, как и другие части мозга.

Выяснилось, что чтение, шахматы, музицирование и танцы способствуют относительному улучшению когнитивных способностей и предупреждают риск приобретенного слабоумия. В то же время ученые пришли к выводу, что только постоянные тренировки давали положительные результаты. Например, если пациент только раз в неделю играл в шахматы, то это не давало позитивных результатов.

Нужно было тренироваться несколько раз в неделю. Самый серьезный тренировочный эффект дали шахматы. Продумывать несколько шахматных ходов вперед — занятие, требующее максимума рабочей памяти. Играя в шахматы, например, в течение часа, большую часть времени мы тратим именно на обдумывание нескольких ходов вперед. То есть эффективное время, посвященное максимальному использованию рабочей памяти, длится долго. Для чтения, как показали данные исследования, также требуется рабочая память. Многое зависит от сложности текстов, но в исследовании этот фактор отдельно не изучался. Разгадывание кроссвордов, которое принято считать гимнастикой для мозга, тоже помогает развить память, хотя и не дает большого эффекта.

Lumosity — браузерные игры для мозга

Lumosity — это развивающая программа, которая состоит из карты личных тренировок и комплекса из 55 игр. Тренировать мозг и развивать умственные способности можно в полной версии на сайте программы или через мобильное приложение на AppStore и Playmarket. Хорошие новости:

  1. Английский язык интерфейса – если вы не владеете им в совершенстве, то сначала тупите, что от вас хотят, а потом адаптируетесь и здорово подтягиваете знания языка.
  2. Персонализированная программа тренировок. Это значит, что сервис адаптируется под ваш пол, возраст, скорость, желаемую интенсивность и характер нагрузок.

Вы можете сделать упор на любом из предложенных направлений — память, внимательность, скорость мышления, гибкость или решение проблем. А хотите, то и на все сразу. В каждом направлении предусмотрен выбор еще четырех подпунктов, которые можно развивать. После регистрации и настройки параметров нужно только несколько раз в неделю тренироваться по предложенной Lumosity индивидуальной программе. Вы будете видеть сводку задач и статистику результатов и таким образом регулировать личный уровень нагрузки. Плохая новость: приложение в бесплатном режиме дает доступ только к трем играм, платный аккаунт стоит от $3 до $239,96. Например, в пробной версии программа каждый раз составляет несколько подборок из трех разных игр. Расскажем подробнее о некоторых из них.

Гибкость мышления: Ebb and Flow

Эта игра тренирует адаптацию к изменяющимся обстоятельствам — нужно вести курсор по монитору в логическом направлении, предугадывая направления движения листьев.

Разделение внимания: Train of Thought

Игра тренирует скорость реакции и умение выбирать действия в условиях многозадачности. Цель — доставить поезда каждого цвета к соответствующим вокзалам. Для этого необходимо перенаправлять рельсы в зеленых узлах в указанную сторону (в зависимости от уровня, увеличивается скорость подачи и количество поездов в поле игры).

Скорость мышления: Memory Match

Это игра, «прокачивающая» скорость принятия решений. За долю секунды нужно сравнить предыдущий и текущий символы и проверить, совпадают ли они.

Многие утверждают, что компьютерные игры негативно влияют на развитие мозга (тормозят развитие и даже вызывают агрессию) — это тоже миф. Нет ни одного исследования, подтверждающего это заявление.

Наоборот, у участников тестирований улучшились пространственно-временные характеристики восприятия и другие параметры внимания и реакции. Компьютерные игры действительно стимулируют определенные функции. Но в данном случае нельзя говорить в общем — важно, о каких именно играх идет речь. К примеру, за 11 дней игры в тетрис участники эксперимента стали лучше решать визуально-пространственные задачи, где требовалось составить рисунок из отдельных фрагментов. Кстати, подобные задания используются при проверке IQ и для оценки уровня пространственной ориентации.

Есть хорошо известный психологический эффект — когда человек обнаруживает одну цель, его способность обнаруживать новые цели, которые следуют за первой, снижается. После идентификации цели на долю секунды возникает эффект затмения внимания или мерцания внимания («attentional blink»).

Тренируя рабочую память, мы начинаем лучше решать разные задачи. Для этого нейрофизиологами были разработаны специальные игры (кроме Lumosity можно рассмотреть CogniFit и Posit Science). Эти игры для развития мозга — платные. Хороший фактор для того, чтобы принять решение: нужно ли это вам на постоянной основе и в дальнейшей перспективе. Ну, а попробовать бесплатно можно в течение трех дней. Многие жалуются на то, что на такие «вещи» катастрофически нет времени — но это вряд ли правда, ведь стандартная тренировка в Lumosity (или подобном сервисе) занимает около 15 минут в день. В дополнение есть мобильное приложение с этими играми — там, кроме возраста и образования, ежедневно учитываются, насколько вы выспались и какое у вас настроение 🙂 Мы рассмотрели только часть игр — их намного больше. Что особенно интересно — так это аналитика.

Brain Performance Index

Кроме массы материалов про исследования мозговой деятельности, каждый пользователь получает доступ к своей статистике. В Lumosity есть Brain Performance Index — усредненный показатель по пяти шкалам (скорость, память, внимание, гибкость, решение проблем). Этот индекс определяется после каждой серии игр (как и отдельно показатель по каждой из метрик). В Lumosity — более 20 миллионов пользователей из 180 стран мира. Вы можете узнать, как ваши результаты соотносятся с результатами людей, которые находятся в вашей возрастной группе. Опять же в целом по BPI или по каждой метрике в отдельности. Постоянно повышается сложность заданий — а значит и нагрузка. Начинала играть в феврале с 11%. И да, теперь я знаю свои сильно и слабо развитые «скиллы». Напоследок хочется процитировать Дамира Халилова: Мы бы хотели прорекламировать и получить шаровые аккаунты, но платим, как все 🙂

netpeak.net

Быстрота или Скорость когнитивной обработки информации

Что такое скорость или быстрота когнитивной обработки информации?

Скорость или быстрота обработки информации — это один важнейших компонентов когнитивного процесса, ключевой элемент для процессов обучения и успеваемости, интеллектуального развития, мышления и получения опыта.

Скорость познавательной (когнитивной) обработки информации — это когнитивная способность, которая может быть определена как время, необходимое человеку для решения умственной задачи. Этот навык связан со скоростью, с которой человек улавливает информацию и реагирует на неё, как с помощью зрения (через буквы и цифры), так и с помощью слуха (речь) или движения. Т.е. скорость обработки информации — это время между получением стимула и ответом на него.

Медленная скорость обработки информации не означает, что человек менее умный. Это означает, что ему нужно больше времени для выполнения определённых задач, например, чтения, математических вычислений, прослушивания и записи информации, для поддержания разговора. Это также может отражаться на исполнительных способностях, поэтому человеку с низкой скоростью обработки информации будет труднее (или это займёт больше времени) планировать, ставить цели, принимать решения, начинать новые дела, поддерживать внимание и т.д.

Скорость обработки информации подразумевает способность свободно выполнять лёгкие или знакомые задания. Это относится к способности обрабатывать информацию автоматически, т.е. быстро, не думая. Чем выше скорость обработки информации, тем лучше мы проявляем себя в процессах мышления и обучения.

Таким образом, скорость или быстрота когнитивной обработки информации — это время, которое длится с момента получения информации до момента её осознания и ответной реакции.

Примеры скорости когнитивной обработки информации

Скорость обработки информации важна когда мы выполняем упражнения на распознавание визуальных паттернов при визуальном сканировании, прохождении тестов, в которых требуется принять простые решения, произвести арифметические расчёты или какие-либо действия с числами, работать под давлением.

Приведём некоторые примеры медленной обработки данных. У вас занимает целый час выполнение задания, которое другие делают всего за тридцать минут? Вам трудно следовать инструкциям или планировать определённую деятельность, особенно в ситуации нехватки времени? Вы получаете плохие оценки на экзаменах даже если хорошо подготовились? И т.д.

Нарушения и патологии, связанные с медленной скоростью обработки информации

Низкая скорость обработки иформации сама по себе не является проблемой обучаемости или внимания. Также это не связано с интеллектом, однако затрагивает все этапы обучения. Низкая скорость обработки информации может затруднить обучение, что происходит, например, при СДВГ, дислексии, дискалькулии или нарушении слуховой обработки информации.

Это оказывает влияние на такие задачи, как постановка целей, решение проблем и настойчивость в достижении личных целей.

Скорость обработки информации также связана с расстройствами аутистического спектра, другими патологиями, такими как деменции, а также с иными заболеваниями, при которых скорость обработки информации резко снижается, как например, при шизофрении.

Как обнаружить дефицит скорости когнитивной обработки информации?

С помощью Батареи Когнитивных Тестов CogniFit («КогниФит») можно с точностью оценить общий когнитивный уровень. Также существуют специальные когнитивные задания для тестирования скорости обработки информации.

Скорость обработки информации можно измерить с помощью теста, созданного на основе классического теста Коннера (Теста на Длительное Поддержании Функции) и Шкалы Памяти Векслера (ШПВ).

Тест на скорость обработки информации был разработан для оценки способности автоматически обрабатывать данные. Т.е. чем выше скорость обработки информации, тем эффективнее будет усваиваться новая информация. Процесс обработки информации заключается в получении информации, её понимании посредством обработки и затем ответе на неё. При наличии проблем, связанных со скоростью обработки информации, будут нарушены исполнительные функции, способность принимать решения и действовать согласно инструкции.

Кроме скорости обработки информации с помощью данных заданий также можно комплексно проанализировать другие связанные с ней когнитивные функции, такие как рабочая память и кратковременная зрительная память.

Можно ли улучшить скорость когнитивной обработки информации?

Конечно. Как и любую другую когнитивную способность, скорость обработки информации можно тренировать и совершенствовать, и CogniFit («КогниФит») поможет вам в этом. Способы улучшения скорости обработки информации основаны на развитии метакогнитивных стратегий.

Ключом к развитию скорости обработки информации является укрепление нейронных связей мозга, в результате чего мозговые сигналы передаются с большой скоростью. Несмотря на то, что большая часть этих нейронных соединений создаётся в детстве, в любом возрасте можно принять меры для поддержания и даже улучшения скорости обработки информации мозгом.

Благодаря пластичности мозга или нейропластичности, структура и функции головного мозга могут меняться. Пластичность позволяет мозгу создавать новые нейронные связи и увеличивать количество нейронных сетей, улучшая тем самым свою функциональность.

Благодаря достижениям нейронауки и знаниям о пластичности мозга было установлено, что чем больше мы используем нейронную сеть, тем прочнее она становится. Это применимо и к скорости обработки информации.

Программа комплексного нейрокогнитивного тестирования CogniFit («КогниФит») измерит скорость обработки информации и на основе полученных результатов предложит персонализированную когнитивную тренировку для улучшения этой способности.

Программа нейропсихологического тестирования и когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») была разработана опытной командой неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Для тренировки когнитивных способностей и процессов необходимы 15 минут в день (2-3 раза в неделю).

Программа доступна онлайн. Разнообразные интерактивные упражнения представлены в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. После каждой сессии CogniFit («КогниФит») представит подробный график прогресса вашего когнитивного состояния.

Было подтверждено, что онлайн батарея клинических упражнений CogniFit («КогниФит») содействует созданию новых синапсов и нейронных сетей, способных реорганизовывать и восстанавливаеть наиболее пострадавшие когнитивные навыки, в том числе скорость обработки информации.

www.cognifit.com

Память быстрота реакции – Раздел 4. Психические свойства человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *