Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Прочитайте. Сравните предложения, данные под цифрами I, II, и объясните, почему в первом случае между простыми предложениями, входящими в состав сложного, стоит запятая, а во втором — точка с запятой.

I. 1) Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали, (А. К. Толстой) 2) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. (А. Чехов)

II. 1) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И. Тургенев) 2) Дубровский объезжал однажды малое своё владение; приближаясь к берёзовой роще, услышал он удары топора и треск повалившегося дерева. (А. Пушкин)

Упражнение 2.

Прочитайте, а затем запишите предложения. Устно определите смысловые отношения в сложных бессоюзных предложениях. Объясните постановку точки с запятой.

1) При свете трепетном луны сразились витязи жестоко, сердца их гневом стеснены; уж копья брошены далёко, уже мечи раздроблены, кольчуги кровию покрыты; щиты трещат, в куски разбиты. 2) Руслан, не говоря ни слова, с коня долой; к нему спешит, поймал, за бороду хватает; волшебник силится, кряхтит и вдруг с Русланом улетает. 3) Уже колдун под облаками, на бороде герой висит; летят над мрачными лесами, летят над дикими горами, летят над бездною морской; от напряженья костенея, Руслан за бороду злодея упорной держится рукой.
(А. Пушкин)

Упражнение 3.

Прочитайте. Укажите, чем отличаются данные пары предложений. Произведите их синтаксический разбор. Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях.

1) Труд кормит, а лень портит. Труд кормит — лень портит. 2) Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело — гуляй смело. 3) Если назвался груздем, полезай в кузов. Назвался груздем — полезай в кузов. 4) Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.

Упражнение 4.

Прочитайте предложения, комментируя постановку нужных знаков препинания. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Не может быть равнодушия в лесных делах народу нашему жить вечно на этой священной земле и его потребность в древесине бумаге и продуктах лесохимии будет возрастать. (Л. Леонов) 2) Первый хлеб нового урожая. Ни с чем на свете не сравним его сладковатый привкус и не¬обыкновенный дух пахнет он солнцем молодой соломой и дымом. (Ч. Айтматов) 3) Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает реки ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от иссушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. (С. Аксаков)

Упражнение 5.

Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения: с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием. Запишите их и объясните расстановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения, составьте схемы.

Упражнение 6.

Выпишите сложные бессоюзные предложения, расставляя знаки препинания.

1. БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Теперь больше не нужно резать берёзку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают — сок есть в берёзе. Тонет нога в земле — есть сок в берёзе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы — есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались — есть сок в берёзе.
(М. Пришвин)

2. ТИХИЙ СНЕГ
Вчера весь день падал снег, как будто это он с неба принёс тишину. И всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами. Но тишина от всего этого росла.
(М. Пришвин)

Упражнение 7.

Напишите графический диктант, то есть составьте схемы расстановки знаков препинания в данных предложениях.

1) Творец книги автор творец её судьбы общество. (В. Гюго) 2) Прежде чем начать писать я всегда задаю себе три вопроса что я хочу написать как написать и для кого написать. (М. Горький) 3) Искусству угрожали два чудовища художник который не является мастером и мастер который не является художником. (А. Франс) 4) Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (А. Чехов)

Упражнение 8.

Выполните задание, работая с каждым предложением в следующем порядке:

1) прочитайте про себя предложение, установите, из каких частей оно состоит;
2) определите смысловые отношения между частями; для этого исполь¬зуйте приём синонимической замены бессоюзного предложения союзным сложноподчинённым или сложносочинённым;
3) выберите знак препинания, который выражает на письме эти смысло¬вые отношения;
4) прочитайте предложение, передавая интонацией смысловые отноше¬ния между его частями;
5) запишите предложение, выделите в нём грамматические основы.

ОБРАЗЕЦ: Не нашел в себе — не ищи в других. (Если не нашел в себе, то не ищи в других. — Значение условия.)

1) Будешь трудиться будешь кормиться. 2) Утром не встал день потерял. 3) Кончил дело гуляй смело. 4) Лень, отвори дверь сгоришь. 5) Человек не грибок в день не вырастет. 6) Беспечному всё трын-трава поехал ни за чем привёз ничего. 7) Солнышко садится лентяй веселится солнышко всходит лентяй с ума сходит. (Пословицы)

Упражнение 9.

Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания. Устно замените каждое бессоюзное предложение синтаксическим синонимом (сложноподчинённым или сложносочинённым предложением). Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума: верней нет места для признаний и для вручения письма. (А. Пушкин) 2) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин) 3) Я выглянул в окно: всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) 4) Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна: справа запад тёмно-красный, слева бледная луна (В. Ходасевич) 5) Служить бы рад — прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) 6) Посмотрит — рублём подарит. (Н. Некрасов) 7) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала; напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку; за ней сидели два парня. (Б. Можаев) 8) Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

Упражнение 10.

Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей, выделите смысловые части и обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день… (Пушкин). 2) День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно (Арсеньев). 3) Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (Чехов). 4) Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

Упражнение 11.

Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

1) Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2) Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. 3) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности. 4) Вода блестела, как черное стекло. На песочном дне были видны дорожки, проложенные улитками. 5) Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

Упражнение 12.

Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

            (потому что)     
1. [ ]      :      [ ].
            (а именно)
2. [ ]      :      [ ].
        (и увидел, что)
3. [ ]      :      [ ].
             (поэтому)
4. [ ]    —     [ ].
             (Если)
5. [ ]    —     [ ].
6. [ ]      ;      [ ].

Упражнение 13.

Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

1) Время сеять овес: распустилась береза. 2) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3) Кто-то зажег спичку — мелькнул огонек. 4) Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно. 5) Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Упражнение 14.

Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2) Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3) После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4) Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6.) Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).

 

Тест по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

10. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2)  Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4)  Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.


11. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире
(знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.


12. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием 
(знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.


13. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием
  (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

17. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

18. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого — верное решение.
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

19. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

20. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире
2) Три запятые
3) Одна запятая, двоеточие
4) Две запятые, двоеточие

21. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых
2) Четыре запятые
3) Двоеточие, две запятых
4) Две запятых, тире

22. Определите количество пропущенных знаков препинания.

И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.

1) 4
2) 3
3) 5
4) 2

                                                       Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Тест по русскому языку по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (9 класс)

ТЕСТ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

1 вариант

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Кончил дело гуляй смело.

  2. Облака ярко светились на них нельзя было смотреть.

  3. Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку за ней сидели два парня. (Б. Можаев)

  4. Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

  5. Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день… (Пушкин).

  6. Выйдет солнце из облака чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

  7. Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин).

  8. Служить бы рад прислуживаться тошно (А.Грибоедов)

  9. Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами и чинами (А. Грибоедов).

  10. Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными волосами (М. Лермонтов).

  11. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (А. Чехов).

  12. Прошла неделя месяц он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).

  1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

2. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

3. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

5. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2)  Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4)  Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.

6. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием  (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины. 
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части. 
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия. 
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

9. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания. 
2) Простить виноватого — верное решение. 
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой. 
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

10. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

  1. Две запятые, тире
    2) Три запятые
    3) Одна запятая, двоеточие
    4) Две запятые, двоеточие

ТЕСТ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

2 вариант

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Назвался груздем полезай в кузов.

  2. Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (А. Чехов)

  3. Бледно-серое небо светлело холодело синело звезды то мигали слабым светом то исчезали отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться живые звуки голосА. (Т.)

  4. День выдался на редкость хороший было тихо светло и в меру холодно (Арсеньев).

  5. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Л.)

  6. Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили (Неверов)

  7. Он верит для его солдат и долгий путь вперед короче короткого пути назад (К. Симонов).

  8. Он подумал понюхал пахнет медом (А. Чехов).

  9. Ты мне лучше вот что скажи правда что к Маякину сын воротился? (М. Горький).

  10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (М. Лермонтов).

  11. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов).

  12. Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (В. Шукшин).

  1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

3. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

6. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

7. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием  (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

9. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится. 
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего. 
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью. 
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

10. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части. 
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами. 
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой. 
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

ОТВЕТЫ

1 вариант

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Кончил дело — гуляй смело.

  2. Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.

  3. Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала; напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку; за ней сидели два парня. (Б. Можаев)

  4. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

  5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день… (Пушкин).

  6. Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

  7. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин).

  8. Служить бы рад — прислуживаться тошно (А.Грибоедов)

  9. Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (А. Грибоедов).

  10. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными волосами (М. Лермонтов).

  11. Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (А. Чехов).

  12. Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).

  1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом, рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь: мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь, даль, зелень.
4) Не хватит света — факел сердца выну.

2. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

3. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит. (ДОЛЖНО БЫТЬ ТИРЕ)
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

5. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный — год хлебородный.
2)  Я доверяю любящим: они великодушны
3) Тихо пахать не годится: вместо хлеба трава уродится.
4)  Я сильно прозяб: холод успел проникнуть через одежду.

6. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием  (знаки не расставлены).

1) Май холодный год — хлебородный.
2) Ученье красота — неученье слепота.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь — людей насмешишь.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины. 
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части. 
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия. 
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

9. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем: он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания. 
2) Простить виноватого — верное решение. 
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой. 
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

10. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха.

  1. Две запятые, тире
    2) Три запятые
    3) Одна запятая, двоеточие
    4) Две запятые, двоеточие

ОТВЕТЫ

2 вариант

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Назвался груздем — полезай в кузов.

  2. Настоящий писатель — это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. (А. Чехов)

  3. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки голосА. (Т.)

  4. День выдался на редкость хороший: было тихо светло и в меру холодно (Арсеньев).

  5. Пройдёт молодец – приосанится, пройдёт девица – пригорюнится, а пройдут гусляры- споют песенку (Л.)

  6. Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили (Неверов)

  7. Он верит: для его солдат и долгий путь вперед короче короткого пути назад (К. Симонов).

  8. Он подумал, понюхал: пахнет медом (А. Чехов).

  9. Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (М. Горький).

  10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (М. Лермонтов).

  11. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов).

  12. Еще выстрел — кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (В. Шукшин).

  1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная: ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль, вывески раскачивались и скрежетали, шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол: это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой, местами алой сталью, блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал: со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту: народу человек восемь.
4) Ветку тронешь — дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

3. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен: танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной — в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

6. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим: они великодушны
2) Поспешишь — людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится: вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

7. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием  (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит — злой доброго не терпит.
2) Ученье – красота, неученье — слепота.
3) За всё браться — ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим: они великодушны

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

9. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится: богатый вора боится. 
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего. 
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью. 
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

10. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части. 
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой. 
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

infourok.ru

Обобщающий тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Тест по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1. В каком предложении ставится запятая?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. Где ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

3. Где ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

6. Какой знак препинания нужен в предложении?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

7. Где знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.

8. Где знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. Где знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

10. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире.

1) Май холодный год хлебородный.
2)  Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4)  Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.

11. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире.

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

12. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием.

1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.

13. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием  (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

15. Как объяснить постановку двоеточия.

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

infourok.ru

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Прочитайте. Сравните предложения, данные под цифрами I, II, и объясните, почему в первом случае между простыми предложениями, входящими в состав сложного, стоит запятая, а во втором — точка с запятой.

I. 1) Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали, (А. К. Толстой) 2) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. (А. Чехов)

II. 1) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И. Тургенев) 2) Дубровский объезжал однажды малое своё владение; приближаясь к берёзовой роще, услышал он удары топора и треск повалившегося дерева. (А. Пушкин)

Упражнение 2.

Прочитайте, а затем запишите предложения. Устно определите смысловые отношения в сложных бессоюзных предложениях. Объясните постановку точки с запятой.

1) При свете трепетном луны сразились витязи жестоко, сердца их гневом стеснены; уж копья брошены далёко, уже мечи раздроблены, кольчуги кровию покрыты; щиты трещат, в куски разбиты. 2) Руслан, не говоря ни слова, с коня долой; к нему спешит, поймал, за бороду хватает; волшебник силится, кряхтит и вдруг с Русланом улетает. 3) Уже колдун под облаками, на бороде герой висит; летят над мрачными лесами, летят над дикими горами, летят над бездною морской; от напряженья костенея, Руслан за бороду злодея упорной держится рукой.
(А. Пушкин)

Упражнение 3.

Прочитайте. Укажите, чем отличаются данные пары предложений. Произведите их синтаксический разбор. Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях.

1) Труд кормит, а лень портит. Труд кормит — лень портит. 2) Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело — гуляй смело. 3) Если назвался груздем, полезай в кузов. Назвался груздем — полезай в кузов. 4) Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.

Упражнение 4.

Прочитайте предложения, комментируя постановку нужных знаков препинания. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Не может быть равнодушия в лесных делах народу нашему жить вечно на этой священной земле и его потребность в древесине бумаге и продуктах лесохимии будет возрастать. (Л. Леонов) 2) Первый хлеб нового урожая. Ни с чем на свете не сравним его сладковатый привкус и не¬обыкновенный дух пахнет он солнцем молодой соломой и дымом. (Ч. Айтматов) 3) Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает реки ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от иссушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. (С. Аксаков)

Упражнение 5.

Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения: с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием. Запишите их и объясните расстановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения, составьте схемы.

Упражнение 6.

Выпишите сложные бессоюзные предложения, расставляя знаки препинания.

1. БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Теперь больше не нужно резать берёзку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают — сок есть в берёзе. Тонет нога в земле — есть сок в берёзе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы — есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались — есть сок в берёзе.
(М. Пришвин)

2. ТИХИЙ СНЕГ
Вчера весь день падал снег, как будто это он с неба принёс тишину. И всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами. Но тишина от всего этого росла.
(М. Пришвин)

Упражнение 7.

Напишите графический диктант, то есть составьте схемы расстановки знаков препинания в данных предложениях.

1) Творец книги автор творец её судьбы общество. (В. Гюго) 2) Прежде чем начать писать я всегда задаю себе три вопроса что я хочу написать как написать и для кого написать. (М. Горький) 3) Искусству угрожали два чудовища художник который не является мастером и мастер который не является художником. (А. Франс) 4) Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (А. Чехов)

Упражнение 8.

Выполните задание, работая с каждым предложением в следующем порядке:

1) прочитайте про себя предложение, установите, из каких частей оно состоит;
2) определите смысловые отношения между частями; для этого исполь¬зуйте приём синонимической замены бессоюзного предложения союзным сложноподчинённым или сложносочинённым;
3) выберите знак препинания, который выражает на письме эти смысло¬вые отношения;
4) прочитайте предложение, передавая интонацией смысловые отноше¬ния между его частями;
5) запишите предложение, выделите в нём грамматические основы.

ОБРАЗЕЦ: Не нашел в себе — не ищи в других. (Если не нашел в себе, то не ищи в других. — Значение условия.)

1) Будешь трудиться будешь кормиться. 2) Утром не встал день потерял. 3) Кончил дело гуляй смело. 4) Лень, отвори дверь сгоришь. 5) Человек не грибок в день не вырастет. 6) Беспечному всё трын-трава поехал ни за чем привёз ничего. 7) Солнышко садится лентяй веселится солнышко всходит лентяй с ума сходит. (Пословицы)

Упражнение 9.

Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания. Устно замените каждое бессоюзное предложение синтаксическим синонимом (сложноподчинённым или сложносочинённым предложением). Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума: верней нет места для признаний и для вручения письма. (А. Пушкин) 2) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин) 3) Я выглянул в окно: всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) 4) Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна: справа запад тёмно-красный, слева бледная луна (В. Ходасевич) 5) Служить бы рад — прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) 6) Посмотрит — рублём подарит. (Н. Некрасов) 7) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала; напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку; за ней сидели два парня. (Б. Можаев) 8) Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

Упражнение 10.

Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей, выделите смысловые части и обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день… (Пушкин). 2) День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно (Арсеньев). 3) Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (Чехов). 4) Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

Упражнение 11.

Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

1) Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2) Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. 3) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности. 4) Вода блестела, как черное стекло. На песочном дне были видны дорожки, проложенные улитками. 5) Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

Упражнение 12.

Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

            (потому что)     
1. [ ]      :      [ ].
            (а именно)
2. [ ]      :      [ ].
        (и увидел, что)
3. [ ]      :      [ ].
             (поэтому)
4. [ ]    —     [ ].
             (Если)
5. [ ]    —     [ ].
6. [ ]      ;      [ ].

Упражнение 13.

Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

1) Время сеять овес: распустилась береза. 2) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3) Кто-то зажег спичку — мелькнул огонек. 4) Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно. 5) Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Упражнение 14.

Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2) Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3) После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4) Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6.) Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).

 

Тест по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

10. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2)  Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4)  Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.


11. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире
(знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.


12. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием 
(знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.


13. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием
  (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

17. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

18. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого — верное решение.
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

19. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

20. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире
2) Три запятые
3) Одна запятая, двоеточие
4) Две запятые, двоеточие

21. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых
2) Четыре запятые
3) Двоеточие, две запятых
4) Две запятых, тире

22. Определите количество пропущенных знаков препинания.

И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.

1) 4
2) 3
3) 5
4) 2

                                                       Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые) ?

а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.

б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.

в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.

г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов. 2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.

б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

в) Ширь даль зелень.

г) Не хватит света факел сердца выну. 3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.

б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.

в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.

г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь. 4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

а) Вторая часть дополняет содержание первой.

б) Вторая часть поясняет первую.

в) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

г) Вторая часть противопоставляется первой. 5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

а) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.

б) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

в) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.

г) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия. 6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.

а) тире

б) двоеточие

в) точка с запятой

г) запятая 7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.

б) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.

в) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.

г) Не хочешь отвечать — я скажу. 8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.

б) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.

в) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.

г) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было. 9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.

б) На дворе палил зной: в доме было прохладно.

в) Я знаю: вы не осудите меня.

г) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

iotvet.com

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении



Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
1) За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль вывески раскачивались и скрежетали шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол это было не время для стихов.
2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.
3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.
4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.
5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.
1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая
7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.
8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Остан

filesclub.net

Итоговая работа «Бессоюзные сложные предложения в 2 вариантах, 9 класс»

Итоговая работа. Бессоюзные сложные предложения. I вариант

1.  Какое утверждение является неверным?

1.В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

2. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

3. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2.  Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3.  Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

1. Нас охватило чувство страха (причина).

2. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

3. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

4.  Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

1. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

2. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

3. Все крыльями машут, но не все летают.

5.  Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

1. простое с однородными членами (без союзов)

2. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

3. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

1. разделяет подлежащее и сказуемое

2. обозначает пропуск члена предложения

3. разделяет части сложного бессоюзного предложения

4. отделяет предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

1.Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

2. Предложения рисуют быструю смену событий.

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8.  Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

2. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

3. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.

2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.

3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.

4) Не хочешь отвечать — я скажу.

10.     Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). Напишите вид предложения: ПП, СПП, ССП, БСП.

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5)  Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

11. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире 2) Три запятые

3) Одна запятая, двоеточие 4) Две запятые, двоеточие

12. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.

2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

3) Ширь даль зелень.

4) Не хватит света факел сердца выну.

13. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.

2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.

3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.

4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

14. Выполните синтаксический разбор предложения: Я закрываю глаза и тогда вижу вот я отворяю калитку вхожу в сад.

15. Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

(потому что)

1. [ ] : [ ].

2. [ ] — [ ].

(Если)

3. [ ] — [ ].

  

Итоговая работа. Бессоюзные сложные предложения. II вариант

 1.  Какое утверждение является неверным?

1. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

2. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

3. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2.  Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3.  Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

1. Мы хорошо отдохнули (вывод или результат).

2. Я взглянул на небо … (следствие).

3. Здесь нельзя проехать … (причина).

 4.  Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

1. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

2. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

3. Когда птицы приумолкли, то жди грома.

 5.  Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

1. простое с однородными членами (без союзов)

2. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

3. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

 6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

1. разделяет подлежащее и сказуемое

2. обозначает пропуск члена предложения

3. разделяет части сложного бессоюзного предложения

4. выделяет вводное предложение

 7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

1. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

2. Предложения рисуют быструю смену событий.

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8.  Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

2. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

3. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

 9.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.

2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.

3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.

4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

10.     Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). Напишите вид предложения: ПП, СПП, ССП, БСП.

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4)Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

11. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых 2) Четыре запятые

3) Двоеточие, две запятых 4) Две запятых, тире

12. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Май холодный год хлебородный.

2) Ученье красота неученье слепота.

3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

4) Поспешишь людей насмешишь.

13. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.

2) Простить виноватого — верное решение.

3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.

4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

14. Выполните синтаксический разбор предложения: Она села в кресло долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

15. Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

(потому что)

1. [ ] : [ ].

(Если)

2. [ ] — [ ].

3. [ ] — [ ].

infourok.ru

Останавливаться было нельзя ноги быстро засасывало – Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Упражнения и тест)

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о