Конторка Базарного и с чем её едят – Ярмарка Мастеров
Большинство из нас каждый день по нескольку часов проводит сидя либо за столом – рабочим, обеденным, партой, либо за компьютером и TV, либо за рулём — и считает это нормой. Однако даже консервативная медицина давно признала пагубное действие гиподинамии на организм. Это научно подтверждено как опытами над животными, так и исследованиями человеческой жизнедеятельности в различных ситуациях.
В частности, космонавты на собственном примере убедились, что сохранить здоровье в условиях долгого орбитального полёта можно только при регулярных физических упражнениях. Благодаря осознанной ежедневной длительной ходьбе по камере, имеющие волю к жизни заключённые значительно повышали свой жизненный тонус, в отличие от своих малоподвижных, и поэтому недолгоживущих, «коллег».
Умственная же деятельность тесно связана с телесной, что хорошо было известно нашим мудрым предкам. Произведения искусства различных эпох свидетельствуют о философах, беседующих с учениками на прогулке в садах, о государственных деятелях и мыслителях, пишущих свои бессмертные труды стоя. Классическим примером того, что обучение детей за обычными конторками благоприятно влияет на развитие интеллекта, служит лицейский «пушкинский» выпуск, явивший миру целую череду выдающихся личностей.
Десятилетия сидячей жизни сыграли недобрую роль в развитии человечества: налицо массовая физическая и умственная деградация, как бы ни грустно было это признать. Для решения этой насущной проблемы ещё 30 лет назад доктор В.Ф. Базарный разработал конструкцию конторки-трансформера, предложив внедрить новшество во всех образовательных учреждениях страны. К сожалению, как (пока) и всё благое в нашем обществе, его детище не легко и не быстро пробивает себе дорогу. Но! Мы решили подключиться к продвижению чудо-конторки к своему «засидевшемуся» пользователю, и уже сегодня каждый желающий может значительно повысить свой жизненный уровень, заказав себе конторку по душе.
За нашей конторкой можно:
* читать,
*писать,
*чертить,
*рисовать,
* работать за компьютером,
*вышивать,
* вязать и многое другое.
По желанию владелец может самостоятельно изменять наклон столешницы и высоту стоек, делая эту умную мебель доступной практически для всех членов семьи. Весьма кстати придётся и удобная полочка для хранения всевозможных вспомогательных предметов для творчества и работы.
Сделанная полностью вручную из тёплого природного материала – дерева, покрытая лаком различных оттенков с учётом ваших пожеланий, наша конторка наполнит вашу жизнь свежими ощущениями, поспособствует более вдохновенному творчеству и, наконец, украсит своими лёгкими очертаниями интерьер вашего дома.
Напоследок предлагаем к просмотру один из видео-сюжетов о конторке Базарного:
На фото представлена конторка, которой мы пользуемся дома уже около года. За этот год мы оценили все достоинства и недостатки, усовершенствовали разработанную нами конструкцию, добавили конторке «мобильности» — теперь она складывается достаточно компактно и готова к отправлению к пользователям во все регионы России, где есть транспортные компании (почта такие габариты не принимает).
Так что теперь мы смело представляем данную работу в нашем магазине. С радостью изготовим конторку под заказ, учитывая пожелания по размеру, цвету.
Желаем здоровья вам, вашим детям и близким! Мы можем помочь в одном из его аспектов)
www.livemaster.ru
Конторка Базарного, напольная (ЛДСП 16мм)
Заботитесь о здоровье? Не знаете что делать с подавленностью и вялостью при сидячей работе в офисе или дома? Конторка Базарного — компактная здоровьеразвивающая замена или дополнение письменного стола для детей и взрослых при работе стоя или полусидя (с использованием высокого табурета). Помогает долго сохранять свежесть мысли и бодрость тела при чтении, работе с компьютером, документами, книгами.Знали ли Вы что при многочасовом сидении, из-за продолжительного пережима вен и сосудов в области малого таза, происходит драматическое ухудшение кровообращения? А ведь это вызывает не только временный дискомфорт, но и провоцирует серьёзные хронические заболевания: геморрой, варикоз, остеохондроз, артроз, болезни мочеполовой системы. Представьте, каким будет настроение и продуктивность человека с подобными физиологическими проблемами!Крупнейшие компании IT-сферы (Google, Facebook, Amazon, Apple) на практике столкнулись с массовым падением уровня здоровья и отдачи работников при многочасовой работе сидя. Сегодня они поощряют сотрудников к переходу на стоячий, более подвижный режим труда: работа стоя улучшила результативность персонала, привела к положительным сдвигам в психическом и физическом здоровье. Символично, что задолго до этого, в СССР, изобрели и апробировали свою разработку для работы стоя — Конторку Базарного. РАМН признала её важным научным открытием, а положительное влияние применения конторки на формирование осанки и функционирование внутренних органов официально признано и получило подробное научное обоснование.Почему же именно стоя? В таком положении тело расправлено, естественная телесная вертикаль и микроциркуляция крови не нарушаются. Это гораздо природосообразнее для человека и благоприятно сказывается на состоянии организма: помогает сохранять энергичность, концентрацию, внимание, ровный эмоциональный фон дольше. Кроме того, переход на работу стоя способствует правильному развитию осанки, систем и органов у детей, повышению тонуса организма. Всё перечисленное в совокупности обеспечивает улучшение продуктивности и принципиально иное качество умственной деятельности в стоячем (динамическом) положении нежели в стереотипном сидяче-неподвижном.Конторка Базарного является основным элементом здоровьеразвивающих Технологий Базарного, которые прошли тридцатилетнее (!) практическое тестирование и сегодня применяются как в детских садах и школах по всей России, так и зарубежом. Разработанная Владимиром Филипповичем Базарным специализированная мебель и связанное с нею обучение в режиме динамических поз рекомендованы к применению Минздравом России — данное приспособление включено в «Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы» и в СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В то же время, принятые в Европе и России стандарты в области эргономики (например Европейский стандарт ЕН 614-1-95 (ГОСТ Р ЕН 614-1 2003)) требуют при создании рабочего места обеспечить возможность изменения позы сотрудника.Конструкция предусматривает регулировку общей высоты конторки и угла наклона рабочей поверхности (возможны три позиции).Основание конторки — прочный металлический каркас с четырьмя опорами, регулируемый по высоте. Он выполнен из трубы квадратного сечения, покрытой износостойкой порошковой краской нейтрального тёмно-серого цвета. В открытые боковые части трубы для защиты от травм установлены пластиковые заглушки.Модель оснащена четырьмя независимыми винтовыми опорами для точной подстройки высоты — теперь конторка не шатается даже при установке на неровную поверхность.Благодаря специальной подвижной фурнитуре можно одним движением менять угол наклона столешницы без утомительного развинчивания и завинчивания креплений. Например, это пригодится при поочерёдной работе с ноутбуком и бумажными документами. Сама столешница, а также полочка и передняя стенка конторки выполнены из ЛДСП толщиной 16 мм с защитной кромкой по краям. Использована ЛДСП универсального светлого оттенка с рисунком “под дерево”. Внешние углы столешницы закруглены для улучшения внешнего вида и травмобезопасности изделия.Физические размеры:Столешница — 500х680 ммВерхняя полочка — 150х680 ммРасстояние между столешницей и полочкой — 12 смВысота столешницы варьируется от 80 см до 123 смСтолешница может иметь три угла наклона.Конторка соответствует ростовым группам 3-6.Конторка поставляется в разобранном виде с доставкой курьерской службой Боксбери. Вес изделия в упаковке 20 кг, металлокаркас и части из ЛДСП упакованы в две раздельные коробки.Сделано на совесть, в России.konzeptual.ru
Конторка доктора Базарного, парта-конторка на газлифте
Рекомендации доктора Базарного
Для чего нужна конторка?
Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.
Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, в т.ч. связанных с родоразрешением, и т.д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии.
Эффективность введения в учебный процесс режима динамических поз (чередование положений стоя-сидя-лежа) с использованием конторок в учебном процессе в 80-е годы ХХ столетия были изучены по поручению Минздрава РФ Горьковским НИИ педиатрии и Ивановским НИИ охраны материнства и детства. Полученные положительные заключения от этих авторитетных центров, а так же от НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова послужили основанием для издания Минздравом РФ в 1989 году методических указаний, рекомендующих внедрение режима динамических поз (с использованием конторок) во все детские сады и школы страны “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах”.
Именно так мы и рекомендуем поступать. К сожалению, часто дети в школу приходят уже «засиженные», т.е. телесно «расслабленные», неактивные, с пониженными координаторными способностями тела. Такие дети требуют значительного времени для укоренения сообразного его природе прямостояния и прямохождения. Поэтому нами предложена методика постепенной перестройки «засиженного» динамического стереотипа (привычки), постепенного вхождения ребенка в привычную удобную и потребную для него телесную вертикаль, как доминантную позу в организации учебного процесса (смена привычки). Для этого, как показала практика, нередко требуется значительный период времени (иногда весь учебный год).
Учитывая, что разные школы имеют различные материальные возможности, нами разработаны как простейшие модели конторок, которые ставятся на имеющиеся столы, так и оригинальная современная модель, заменяющая собой школьные столы.
Подборка рабочей высоты конторки
Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения» (рис. 1). Повторяем, этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.
Рис.1
Общие рекомендации
Главное внимание родителей и учителей должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребенка устойчивого «засиженного» динамического стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.
Еще раз напоминаем, что с того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные (а не воспитательно-развивающие) учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти, как правило, уже «засиженные» дети, т.е. дети с угасшей телесной стойкой, в том числе с нарушенными координаторными способностями тела, а так же с нарушенной осанкой. В этих условиях приходится в течение примерно одного года буквально «реанимировать» некогда такого подвижного («живого») ребенка. Безусловно, одной конторки для такой «реанимации» здесь мало. В этих условиях мы настоятельно рекомендуем расширить подвижные физкультурно-оздоровительные игры детей на открытом пространстве, развивающие телесную координацию (игра в лапту, футбол, лыжи, коньки, волейбол, плавание и т.д.). Особое внимание следует уделять занятием, развивающим глазомер и моторику кистей (работа по дереву и конструирование — для мальчиков, вышивание — для девочек и т.д.).
Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.
У некоторых людей (и даже медиков) возникает естественный вопрос: а не разовьется ли при этом у детей плоскостопие? Нет, ведь приобретенное плоскостопие — это итог систематического сидения и, как следствие, расслабление динамических свойств связочного аппарата стопы. Представьте: в течение учебного года сидеть с поджатыми ножками. За это время связочный аппарат придет в состояние «расслабления». В этих условиях достаточно дать на него значительные нагрузки (прыжки, бег, длительная ходьба), как стопа может уплоститься. Укорененная же с раннего детства телесная стойка — это формирование прочности связочного аппарата стопы. Кроме того, человек имеет такую конструкцию стопы, при которой систематическое давление на пяточную кость способствует принятию обращенной кверху дугообразной («рессорной») формы стопы. Обращаем особое внимание (а ортопеды это хорошо знают): правильно оформленная с раннего детства стопа — это не только эффективное развитие и функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у девочек, костей таза, играющих сверхважную роль в родоразрешении.
При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:
1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.
2. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 15-17°.
3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — босиком).
4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!
5. При работе в режиме «динамических поз» ребенок может на 3-5 минут прилечь на ковер! Это очень эффективный прием, восстанавливающий его активность. При этом писать и рисовать лежа недопустимо!
Режим динамических поз полезен и при занятиях за компьютером (хотя это уже другая методика).
При пользовании настольной ростомерной конторкой необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом. При этом на стол мы настоятельно рекомендуем ставить наклонную поверхность в виде клина с углом наклона 15-17° (рис.2).
Рис. 2. Наклонная столешница в виде клина
И еще важно помнить, что глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать» характеристики пространства, с помощью которых происходит формирование психических функций человека. Кроме того, через глаз идет «настройка» организма на экологическую среду.
В ходе эволюции зрительная система формировалась как система, работающая в основном в режиме дальнего зрения, позволявшего воспринимать как можно более полную картину окружающего мира. Неслучайно, у человека, глядящего на раскинувшееся вокруг раздолье, «душа радуется». Так происходит «сонастройка» всех биоритмов на оптимальный для организма режим.
И еще. Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находится в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… отторжения. Через семь секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.
При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения (а так работают наши дети, да и мы сами) наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.
Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну, а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка, да и взрослого, работать в наилучшем режиме дальнего зрения (шторы должны окаймлять окно, а не занавешивать его). Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения своих потребностей в зрительных горизонтах!
Особенности работы за конторкой дома
Нужно стремиться, чтобы в процессе выполнения домашних заданий лицо школьника было обращено к окну. Периодические непроизвольные взгляды в пространство крайне важны и полезны не только для глаз, но и для работы мозга. Конторка устанавливается рядом со столом, за которым обычно школьник выполняет домашние задания.
Методические особенности адаптации детей к режиму динамических поз в условиях школы
При адаптации и в последующем при работе за конторкой всегда за основу берется не надуманная и заранее формализированная схема смен поз, а индивидуальный подход к формированию режимы смен стоя-сидя (лежа) у каждого ребенка. К сожалению, с учетом размеров существующих классов, а также наполненности их учащимися реализовать такой подход в полной мере чаще не удается. В этом случае мы рекомендуем следующие этапы адаптации.
Тот ряд столов, который отстоит дальше от окна, убирается из класса. Вместо них становится ряд конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Первый же ряд столов остается для занятий в режиме сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10-15 минут, т.е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя — становятся за конторки.
Тем детям, у которых появилась потребность в более продолжительном пребывании на ножках, мы рекомендуем уже постоянную рабочую конторку, сбоку от которой находится стульчик. Школьник сам по своему самочувствию периодически приседает на стульчик и слушает учителя. Когда два школьника занимаются за одной конторкой, они должны быть примерно одного роста (разница в высоте не более 1 см). Безусловно, здесь возникает масса еще и других вопросов. Их мы решаем на специальных семинарах, которые проводим для родителей, педагогов и школьных медиков.
Несколько требований:
1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц (см. ниже).
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.
Режим меняющихся рабочих мест учащихся
Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Мы предлагаем следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, — рис. 3). Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.
Рис. 3а. Традиционное размещение учебной мебели в классе
Рис. 3б. Радиально-лучевая компоновка учебной мебели
Рис. 3в. Размещение учебной мебели в условиях проведения занятий
в режиме коллективного сотворчества
Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверен, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно.
Ваш,
доктор Базарный
www.parta-kontorka.ru
Конторки Базарного устарели морально?..
Методики, защищающие учеников от «профессиональных» болезней, работают. Но не в полную силу.
Чудесные школьные годы безжалостны – в обмен на знания отнимают львиную долю здоровья. Ведь именно с 7 до 17 лет, доказывают научные исследования, растущий организм начинает давать серьезные сбои…
Педагоги и сами понимают, что ситуацию надо менять. Одним интеллектом дорогу в будущее не проложить, нужно здоровое тело и такой же дух.
Не так давно ученые, представители Министерства здравоохранения РФ, педагоги и медики обсуждали в Новом Уренгое здоровье школьников. Тогда обозначили главную проблему многих хронических заболеваний школьников – сидячий образ жизни. По словам Петра Храмцова, заведующего лабораторией ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН», гораздо лучше, когда ребенок в ходе учебного процесса может менять позу: посидел – постоял. С этой целью в лаборатории придуманы конторки.
– В сидячем положении отсутствует опорная нагрузка на стопы и повышаются механические нагрузки на опорно-двигательный аппарат, – аргументировал Пётр Иванович. – Поэтому мы рекомендуем на уроках давать возможность детям заниматься стоя.
То, о чем говорил доктор медицинских наук, далеко не новшество. Конторка, или высокий письменный стол с наклонной доской для занятий, – один из элементов системы русского ученого, доктора медицинских наук Владимира Базарного. Его разработки были одобрены в свое время Роспотребнадзором РФ и нашли единомышленников среди педагогов Ямала. «КС» поинтересовался, как энтузиасты внедряют здоровьесберегающие технологии и каков результат.
НЕ УСПЕВАЮТ ЗА РОСТОМ
В 2003 году Владимир Базарный приезжал в Новый Уренгой. Тогда доктор медицинских наук предложил местному педагогическому сообществу новый взгляд на организацию учебного процесса. Никакого сидения за партой, гендерное разделение класса (мальчики и девочки большую часть уроков проводят отдельно), частые упражнения для зрения и другое. Его предложения вызвали много профессиональных споров, не все оказались готовы внедрять на занятиях динамическую модель поведения детей.
Решились лишь средняя школа № 18 и детский сад «Радуга» с коррекционной направленностью – использовали некоторые элементы. И делают это до сих пор.
– Владимир Филиппович первым заговорил о том, что наше образование разрушает детей, тогда как сохранить здоровье гораздо ценнее. Особенно это касается северных территорий с неблагоприятным климатом и коротким световым периодом, – считает руководитель отдела практической психологии межшкольного учебного комбината «Эврика» Анжелика Павкина, куратор внедрения системы Базарного в Новом Уренгое.
Поначалу старались учесть все рекомендации автора. Родители покупали конторки, массажные коврики, изготавливали офтальмологические тренажеры. Но не все новации прижились.
– От конторок постепенно отказались, – пояснила Анжелика Павкина, – они не мобильны, не успевают за ростом ребят, нужно постоянно покупать новые, а это дополнительные расходы. А вот офтальмологические тренажеры прижились, они дают хорошие результаты.
И ПОЛЬЗА, И ОТДЫХ
В Салехарде тоже нашлись последователи новатора. Третья школа – единственная в городе – решилась на педагогический эксперимент еще 18 лет назад, внедрив метод динамических поз. Главный его элемент – конторки – сделали из фанеры учителя труда.
– Ставили их на парты, получалось, что один ученик сидит, другой стоит. По просьбе учителя дети менялись, – рассказывает Алла Омельченко, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Позже школа закупила авторские конторки, но впоследствии пришлось признать, что они менее удобные, тяжелые и громоздкие. С текущего учебного года от них отказались, в отдельных кабинетах оставив по несколько штук на задних партах для желающих.
– В полной мере технологию Базарного сегодня мы не можем применять. Изменились требования к учебно-воспитательному процессу, – объясняет отказ Алла Омельченко. – Началось внедрение федеральных государственных стандартов, требующих выделять игровую и учебную зоны. Класс не может быть оборудован всем сразу. Да и девайсам наклонная плоскость конторок не подходит.
Тем не менее приспособления не были бесполезными. Согласно исследованиям у детей реже диагностировали сколиоз. Методика работает, заключает Алла Владимировна.
– Дети очень любят упражнения для глаз на офтальмологических тренажерах Базарного: зрительных метках, наборном полотне, крестах, беговых дорожках, – рассказывает учитель начальных классов Любовь Таскаева. – К ним мы обращаемся до восьми раз за урок.
Любовь Викторовна – одна из начинателей эксперимента. Считает, что все эти полезные, по сути, вещи еще и отдых для детей. К концу урока ученики не испытывают эмоционального и физического напряжения.
Кстати, на методике Базарного педагоги третьей школы не остановились. Изучив здоровьесберегающие технологии, приобрели лампы Чижевского, которые наполняют воздух в классах озоном, ввели дыхательную гимнастику и обучили учащихся самомассажу. Уверяют, что среди школьников снизилась заболеваемость ОРВИ.
ЗАДАЧА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ
Так можно ли совместить требования федеральных государственных стандартов со здоровьесберегающими технологиями? Надо ли это делать?
«КС» попытался поговорить об этом с доктором медицин-ских наук Владимиром Базарным. Но разыскать его оказалось непросто. Сайт ученого давно не обновлялся, контактная информация устарела. «Свежий» номер телефона добывали через ярых сторонников методики – общественную организацию из Севастополя. Общественница Елена Майко побывала в гостях у Владимира Филипповича, вдохновилась его идеями и теперь пытается внедрить их в школы и детсады. Но и по номеру телефона, которым поделилась она, автомат твердит, что абонент недоступен…
Родители, задай им такой же вопрос, наверняка поставят между знаниями и здоровьем знак равенства. Здорового можно научить, а больного, даже умного, еще лечить и лечить.
Учителя выберут первое, ведь об их профмастерстве судят по оценкам школьников. А кто ответит за падающее зрение, кривые позвоночники, прогрессирующие гастриты у детей от 6 и до 18 лет?.. Да, местным властям нужны крепкие кадры, и они по идее могут, в пределах финансовых возможностей, увеличить здоровьесберегающий компонент. Но диктует школам правила Минобразования, сделавшее ставку на ЕГЭ. Изрядно потрепав не одному поколению выпускников нервы, дотянулись до младшей школы. 11 мая четвероклассники впервые сдавали «детский» ЕГЭ – всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Скоро озвучат, какие регионы умнее. А пора бы публично сопоставлять итоги медицинских мониторингов и экзаменов…
ЭНТУЗИАСТАМ НУЖНА ПОДДЕРЖКА СВЕРХУ
Одними из самых активных последователей Владимира Базарного, как сообщается на его сайте, стали наши соседи в республике Коми.
За подробностями «КС» обратился в подведомствен-ное региональному Министерству образования и моло-дежной политики госучреждение «Республиканский центр психолого-педагогической медицинской и социальной по-мощи». Именно оно разрабатывает региональную модель здоровьесберегающих технологий.
– Информация о массовом использовании методик Базарного устарела, – говорит директор центра Светлана Уланова. – В «нулевых» на территории Коми работали представители трех научно-исследовательских институтов вместе с Владимиром Филипповичем. Под северные условия была разработана здоровьесберегающая технология активной сенсорно-развивающей среды с элементами методики Базарного. Наш регион стал своего рода экспериментальной площадкой. У нас описывали методику использования конторок, как подбирать их по возрасту и правильно изготавливать, после чего внесли в СанПиН.
Сейчас система Базарного используется меньше. Добавились другие методики. Я считаю более эффективной технологию «Школа – территориальный центр здоровьесбережения
ks-yanao.ru
Статья на тему: Конторки В.Ф. Базарного
,Как работать за конторкой
Рекомендации доктора Базарного
Для чего нужна конторка?
Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.
Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, в т.ч. связанных с родоразрешением, и т.д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии.
Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления мы рекомендуем укоренение в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счет использования в учебном процессе специальной мебели — конторок.
Эффективность введения в учебный процесс режима динамических поз (чередование положений стоя-сидя-лежа) с использованием конторок в учебном процессе в 80-е годы ХХ столетия были изучены по поручению Минздрава РФ Горьковским НИИ педиатрии и Ивановским НИИ охраны материнства и детства. Полученные положительные заключения от этих авторитетных центров, а так же от НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова послужили основанием для издания Минздравом РФ в 1989 году методических указаний, рекомендующих внедрение режима динамических поз (с использованием конторок) во все детские сады и школы страны “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах”.
Повторно санитарно-гигиеническая экспертиза была выполнена в 2000-2001 году авторитетным коллективом ученых из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН, НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, НИИ детского ортопедического института им. Г.И. Турнера. Итогом данной работы явилась выдача департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России гигиенического заключения №77.99.95.3.Т .000674.07.01, разрешающего использовать данную технологию.
Наш опыт убеждает: в сотни раз легче предупредить согбенность и нарушения осанки, за которой кроется патология позвоночника и внутренних органов, чем все попытки потом вылечить хотя бы один недуг. Вот почему идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в образовательные учреждения является воспитание детей в режиме телесной вертикали в семье и в детских дошкольных учреждениях с раннего детства!
Именно так мы и рекомендуем поступать. К сожалению, часто дети в школу приходят уже «засиженные», т.е. телесно «расслабленные», неактивные, с пониженными координаторными способностями тела. Такие дети требуют значительного времени для укоренения сообразного его природе прямостояния и прямохождения. Поэтому нами предложена методика постепенной перестройки «засиженного» динамического стереотипа (привычки), постепенного вхождения ребенка в привычную удобную и потребную для него телесную вертикаль, как доминантную позу в организации учебного процесса (смена привычки). Для этого, как показала практика, нередко требуется значительный период времени (иногда весь учебный год).
Учитывая, что разные школы имеют различные материальные возможности, нами разработаны как простейшие модели конторок, которые ставятся на имеющиеся столы, так и оригинальная современная модель, заменяющая собой школьные столы.
Подборка рабочей высоты конторки
Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения» (рис. 1). Повторяем, этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.
Рис.1
Общие рекомендации
Главное внимание родителей и учителей должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребенка устойчивого «засиженного» динамического стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.
Еще раз напоминаем, что с того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные (а не воспитательно-развивающие) учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти, как правило, уже «засиженные» дети, т.е. дети с угасшей телесной стойкой, в том числе с нарушенными координаторными способностями тела, а так же с нарушенной осанкой. В этих условиях приходится в течение примерно одного года буквально «реанимировать» некогда такого подвижного («живого») ребенка. Безусловно, одной конторки для такой «реанимации» здесь мало. В этих условиях мы настоятельно рекомендуем расширить подвижные физкультурно-оздоровительные игры детей на открытом пространстве, развивающие телесную координацию (игра в лапту, футбол, лыжи, коньки, волейбол, плавание и т.д.). Особое внимание следует уделять занятием, развивающим глазомер и моторику кистей (работа по дереву и конструирование — для мальчиков, вышивание — для девочек и т.д.).
Перед внедрением режима динамических поз рекомендуем ребенка показать ортопеду, а если такового нет — педиатру. Речь идет об обязательном замере (в метрических исчислениях) состояния стопы, позвоночника (желательно функциональное состояние других органов). Наличие у детей плоскостопия не является противопоказанием для занятий в режиме динамических поз. Просто такие дети должны чаще менять позы стоя-сидя-лежа, а так же дополнительно выполнять специальные лечебно-коррекционные упражнения для стопы.
При этом самым важным здесь является воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача родителя и учителя — изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. Это принципиально! При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт периодических смен поз! И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы — тем полезнее. Как показывает практика, потребность стоять за конторкой нарастает у ребенка постепенно и уже через год быть на ножках становится для него потребной доминирующей позой. С этого времени подавляющее большинство детей просто отказываются от стульчиков.
Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.
У некоторых людей (и даже медиков) возникает естественный вопрос: а не разовьется ли при этом у детей плоскостопие? Нет, ведь приобретенное плоскостопие — это итог систематического сидения и, как следствие, расслабление динамических свойств связочного аппарата стопы. Представьте: в течение учебного года сидеть с поджатыми ножками. За это время связочный аппарат придет в состояние «расслабления». В этих условиях достаточно дать на него значительные нагрузки (прыжки, бег, длительная ходьба), как стопа может уплоститься. Укорененная же с раннего детства телесная стойка — это формирование прочности связочного аппарата стопы. Кроме того, человек имеет такую конструкцию стопы, при которой систематическое давление на пяточную кость способствует принятию обращенной кверху дугообразной («рессорной») формы стопы. Обращаем особое внимание (а ортопеды это хорошо знают): правильно оформленная с раннего детства стопа — это не только эффективное развитие и функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у девочек, костей таза, играющих сверхважную роль в родоразрешении.
При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:
1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.
2. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 15-17°.
3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — босиком).
4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!
5. При работе в режиме «динамических поз» ребенок может на 3-5 минут прилечь на ковер! Это очень эффективный прием, восстанавливающий его активность. При этом писать и рисовать лежа недопустимо!
Режим динамических поз полезен и при занятиях за компьютером (хотя это уже другая методика).
При пользовании настольной ростомерной конторкой необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом. При этом на стол мы настоятельно рекомендуем ставить наклонную поверхность в виде клина с углом наклона 15-17° (рис.2).
И еще важно помнить, что глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать» характеристики пространства, с помощью которых происходит формирование психических функций человека. Кроме того, через глаз идет «настройка» организма на экологическую среду.
В ходе эволюции зрительная система формировалась как система, работающая в основном в режиме дальнего зрения, позволявшего воспринимать как можно более полную картину окружающего мира. Неслучайно, у человека, глядящего на раскинувшееся вокруг раздолье, «душа радуется». Так происходит «сонастройка» всех биоритмов на оптимальный для организма режим.
И еще. Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находится в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… отторжения. Через семь секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.
При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения (а так работают наши дети, да и мы сами) наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.
Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну, а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка, да и взрослого, работать в наилучшем режиме дальнего зрения (шторы должны окаймлять окно, а не занавешивать его). Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения своих потребностей в зрительных горизонтах!
Особенности работы за конторкой дома
Нужно стремиться, чтобы в процессе выполнения домашних заданий лицо школьника было обращено к окну. Периодические непроизвольные взгляды в пространство крайне важны и полезны не только для глаз, но и для работы мозга. Конторка устанавливается рядом со столом, за которым обычно школьник выполняет домашние задания.
Методические особенности адаптации детей к режиму динамических поз в условиях школы
При адаптации и в последующем при работе за конторкой всегда за основу берется не надуманная и заранее формализированная схема смен поз, а индивидуальный подход к формированию режимы смен стоя-сидя (лежа) у каждого ребенка. К сожалению, с учетом размеров существующих классов, а также наполненности их учащимися реализовать такой подход в полной мере чаще не удается. В этом случае мы рекомендуем следующие этапы адаптации.
Тот ряд столов, который отстоит дальше от окна, убирается из класса. Вместо них становится ряд конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Первый же ряд столов остается для занятий в режиме сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10-15 минут, т.е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя — становятся за конторки.
Тем детям, у которых появилась потребность в более продолжительном пребывании на ножках, мы рекомендуем уже постоянную рабочую конторку, сбоку от которой находится стульчик. Школьник сам по своему самочувствию периодически приседает на стульчик и слушает учителя. Когда два школьника занимаются за одной конторкой, они должны быть примерно одного роста (разница в высоте не более 1 см). Безусловно, здесь возникает масса еще и других вопросов. Их мы решаем на специальных семинарах, которые проводим для родителей, педагогов и школьных медиков.
Несколько требований:
1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц (см. ниже).
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.
Режим меняющихся рабочих мест учащихся
Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Мы предлагаем следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, — рис. 3). Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.
Рис. 3а. Традиционное размещение учебной мебели в классе
Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверен, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно.
nsportal.ru
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Владимир БАЗАРНЫЙКак работать за конторкойРекомендации доктора БазарногоДля чего нужна конторка? Веками
известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и
прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к
сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего
организма.
Эффективность введения в учебный процесс режима динамических поз
(чередование положений стоя-сидя-лежа) с использованием конторок в учебном
процессе в 80-е годы ХХ столетия были изучены по поручению Минздрава РФ
Горьковским НИИ педиатрии и Ивановским НИИ охраны материнства и детства.
Полученные положительные заключения от этих авторитетных центров, а так же
от НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, Военно-медицинской академии им.
С.М. Кирова послужили основанием для издания Минздравом РФ в 1989 году
методических указаний, рекомендующих внедрение режима динамических поз (с
использованием конторок) во все детские сады и школы страны “Массовая
первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье
принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и
школах”.
Подборка рабочей высоты конторкиОтправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения» (рис. 1). Повторяем, этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.
Рис.1 Общие рекомендацииГлавное внимание родителей и учителей должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребенка устойчивого «засиженного» динамического стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.
Еще раз напоминаем, что с того момента как детские сады были превращены в
чисто образовательные (а не воспитательно-развивающие) учреждения, в которых
занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти, как правило, уже
«засиженные» дети, т.е. дети с угасшей телесной стойкой, в том числе с
нарушенными координаторными способностями тела, а так же с нарушенной
осанкой. В этих условиях приходится в течение примерно одного года буквально
«реанимировать» некогда такого подвижного («живого») ребенка. Безусловно,
одной конторки для такой «реанимации» здесь мало. В этих условиях мы
настоятельно рекомендуем расширить подвижные физкультурно-оздоровительные
игры детей на открытом пространстве, развивающие телесную координацию (игра
в лапту, футбол, лыжи, коньки, волейбол, плавание и т.д.). Особое внимание
следует уделять занятием, развивающим глазомер и моторику кистей (работа по
дереву и конструирование — для мальчиков, вышивание — для девочек и т.д.).
Рис. 2. Наклонная столешница в виде клина И еще важно помнить, что глаз объединяет пространство Вселенной с
сознанием человека. Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной
способностью «воспринимать» характеристики пространства, с помощью которых
происходит формирование психических функций человека. Кроме того, через глаз
идет «настройка» организма на экологическую среду. Особенности работы за конторкой дома Методические особенности адаптации детей к режиму динамических поз в
условиях школы Несколько требований: 1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из
них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения
естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых
форм непроизвольной двигательной активности. Режим меняющихся рабочих мест учащихся
Рис. 3а. Традиционное размещение учебной мебели в классе
Рис. 3б. Радиально-лучевая компоновка учебной мебели
Рис. 3в. Размещение учебной мебели в условиях проведения
занятий Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверен, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно. Ваш, Далее читайте:Материалы сайта Владимира Базарного
|
www.hrono.ru
Конторка Базарного для работы стоя « Здоровье от природы.
Кто такой Владимир Базарный?
Базарный Владимир Филиппович был преуспевающим офтальмологом – ему прочили удачную карьеру (на уровне Фёдорова). Но он решил узнать и предупредить причины возникновения и омоложение болезней зрения. Для этого он стал изучать от чего у детей в возрасте посещения детского сада и школы начинает портиться зрение (здоровье).
В своих исследованиях он успел установить множество взаимосвязанных процессов. Не только чисто физические причины и следствия (
- болезни зрения,
- сердца,
- других внутренних органов из-за деформации тела,
- опорно-двигательного аппарата,
- проблемы урологи и
- бесплодия у мужчин, импотенция, иммунной системы и проблемы в родо-разрешении у женщин…) – в своей системе он увязал и проблемы
- психики (притупление у мальчиков мужских качеств, а у девочек – материнских) и
- психологии.
И на основе своих исследований разработал свою здоровье-сберегающую систему обучения, по которой обучаются дети в Белоруссии и Азербайджане.
Одним из важных элементов системы Базарного является
КОНТОРКА.
Осанка играет фундаментальную роль в формировании здоровья ребёнка.
Движение – это жизнь.
Для ребёнка сидеть противоестественно, особенно за прямым столом (искривление осанки (шеи и позвоночника), деформация внутренних органов, ухудшение зрение, слабость мышц…).
Главным врагом осанки является «педагогическая усидчивость», которой добиваются учителя, предполагая, что таким образом дети лучше учатся. Но эффект получается обратный: мало того, что дети теряют здоровье, они ещё и теряют интерес к учёбе.
Однако о пользе введения в процесс обучения динамических поз (менять позы сидя-стоя-лёжа) было известно уже в 1970-тых годах. Дополнительно и в начале 2000-ных были проведены исследования[1]
Базарный В.Ф. убедительно утверждает, что лучше предупредить заболевания, которые возникают из-за ограничения детей в движении и согбенности, чем потом лечить эти болячки.
Конечно же, лучшим вариантом было бы с детства приучить ребёнка к естественной позе – «человека прямоходячего», но для этого от родителей потребуется не только приобрести конторку домой, отдать ребёнка в детский сад с конторками, но и самим родителям менять свои привычки (сделать конторку для себя).
Чаще всего дети в школу приходят уже «засиженные» и для исправления привычки сидеть, может уйти больше года. Особенно трудно переучится детям, которых усиленно «занимали» в садике (сидя учили каким-либо предметам).
Эту конторку собрала женщина. Она ставится на обычный стол.
Конечно же, установки в классе только лишь конторок (даже если их будет половина) недостаточно – нужны и другие мероприятия из системы Базарного (тренажёр для глаз, коврики, материал по всему классу, колонки в четырёх углах, письмо пером, раздельные классы для мальчиков и девочек…).
Никто из родителей не откажется от того, чтобы его ребёнок приобретал здоровье в школе, а не терял его.
[1] *Результатом стало заключение (департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России) на разрешение использовать технологию динамических поз (гигиенического заключения №77.99.95.3.Т.000674.07.01).
« Предыдущая запись Следующая запись »
lechenie.xyz