Головные боли у детей и подростков
Самая распространенная жалоба в кабинете детского невролога – это головные боли
Нужно понимать, что головная боль — это не самостоятельное заболевание, а симптом какой-либо патологии или болезни.
Давайте разберемся в причинах таких болей.
Существует 6 типов головных болей:
- Мышечного напряжения
- Сосудистая
- Невралгическая
- Ликвородинамическая
- Функциональная или психалгия
- Смешанная
Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.
Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.
Возраст/ Нозология |
0-1 год |
1-3 года |
4-7 лет |
8-10 лет |
11-14 лет |
15-17 лет |
Головные боли неуточненные |
7% |
9% |
16% |
18% | ||
Головные боли напряженного типа |
3% |
12% |
18% |
24% |
||
Сосудистая головная боль |
0. 3% |
0.8% |
2% |
10% |
18% |
|
Мигрень |
1% |
1% |
1% |
1% |
||
Функциональная, в том числе на фоне церебрастении |
2% |
4% |
6% |
9% |
1. Головные боли напряженного типа (психоэмоциональные или мышечные боли) возникают в случае несоответствия психоэмоциональной нагрузки ребенка с его возможностями (эмоционально-волевыми или когнитивными), что в свою очередь повышает тонус «эмоциональных» мышц, которые прикреплены к надкостнице черепа. Эта мышечная боль расценивается как головная. Теперь становится понятно, почему головная боль этого типа характерна для возраста, в котором начинается подготовка к школе, и увеличивается по экспоненте к сдаче ЕГЭ.
2. Сосудистая головная боль
это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.
3.
Невралгическая головная больвозникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.
4. В возникновении ликвородинамической головной боли
основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.
5. Функциональная головная боль
чаще всего имеет психогенный механизм.
6.
Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.
Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.
В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.
Информацию для Вас подготовила:
Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.
Ребенок с головной болью: не стоит тянуть время
01. 12.2014Ребенок с головной болью: не стоит тянуть время
- Головную боль в детском возрасте не стоит игнорировать
Проблема головной боли — это проблема многих в современной популяции.
Основная часть тех, у кого болит голова, страшно завидуют немногим, кто никогда или практически никогда не испытывал этого ощущения. Но в основном эти жалобы предъявляют взрослые, у которых много потенциальных причин для ее развития. И в преобладающем большинстве случаев головная боль не является признаком тяжелого заболевания, а индуцируется вроде бы привычными ситуациями рабочего, бытового, возрастного характера и в связи с этим не всегда поддается радикальной коррекции.
Не зря говорят о том, что человек с головной болью является «медицинским сиротой». «…Ему проводят много обследований, назначают массу лекарств, но в большинстве случаев он остается один на один со своей головной болью…».
Появление головной боли у ребенка, особенно постоянного характера — это тревожный признак, который требует тщательного обследования.
Потенциальными органическими причинами развития головной боли у детей могут быть объемные поражения вещества головного мозга (опухоли), воспалительные заболевания придаточных пазух и оболочек мозга (гаймориты, фронтиты, арахноидиты и т.д.), перенесенная черепно-мозговая травма, заболевания органов зрения и слуха, аномалии развития шейного отдела позвоночника и кранио-вертебрального сочленения.
Зачастую у ребенка с головной болью ее видимая причина отсутствует. В этой ситуации понимание механизма ее развития и, следовательно, возможности радикальной коррекции, ограничены. У детей головная боль обычно функциональна по происхождению и является первым симптомом, свидетельствующим о переутомлении, причинами которого могут быть избыточная умственная, психо-эмоциональная, физическая нагрузки.
Головная боль может возникать при перевозбуждении, быть следствием любого стрессорного воздействия, причем как негативного, так и позитивного.
У детей, склонных к пониженному артериальному давлению, головную боль провоцируют компенсаторные дилататорные реакции мозговых артерий (расширение мозговых артерий).
Если ребенок является стойким гипотоником, артериальным сосудистым реакциям сопутствуют изменения в мозговых венах, результирующие развитием синдрома доброкачественной внутричерепной гипертензии. В свою очередь, это может быть причиной синдрома головной боли, даже при нормальных показателях артериального давления.Рост организма сопровождается колебаниями уровня гормонов, основная часть из которых могут оказывать влияние на состояние тонуса сосудистой стенки.
Одним из наиболее тяжелых видов головной боли является мигрень — заболевание, патогенез которого имеет прямую взаимосвязь с уровнем гормонов и нарушениями неврогенной регуляции сосудистого тонуса.
В поиске причин головной боли у ребенка всегда идут от сложного к простому. Отсутствие каких-либо видимых причин головной боли не говорит о том, что ребенок ее придумал, хотя факт субъективизма в оценке своих ощущений у маленького пациента всегда присутствует.
Поэтому приходится анализировать выраженность нарушений по другим косвенным признакам (плаксивости, заторможенности, беспокойству, нестандартному поведению и т. д.).
В отличие от взрослого лечение головной боли у ребенка не всегда требует медикаментозных вмешательств и может привести к радикальному улучшению состояния за счет коррекции уровня ежедневных нагрузок.
Что предлагает МПМЦ «Сосудистая клиника на Патриарших» при головной боли
В МПМЦ «Сосудистая клиника на Патриарших» для лиц с головной болью мы предлагаем полное обследование, включая:
ультразвуковые исследования сердца,
любых сосудов (аорты, сосудов шеи и мозга, нижних конечностей, почечных артерий и т.д.),
сосудистой реактивности,
функции эндотелия сосудов,
свойств сосудистой стенки,
комплекс лабораторных исследований, включая гормональный статус;
электрокардиографию,
холтеровское мониторирование ЭКГ,
суточное мониторирование уровня артериального давления.
При необходимости в условиях агентской клиники для клиентов нашего центра могут быть проведены любые компьютерно-томографические и магнитнорезонансные процедуры.
Мы также предлагаем абсолютно уникальный метод, использующийся только в крупных научных центрах —
транскраниальное допплеровское мониторирование с микроэмболодетекцией (единственный метод прижизненной верификации эмболии в сосуды головного мозга).
Наши ведущие специалисты — профессора и врачи, имеющие огромный научный и практический опыт — подберут для Вашего ребенка оптимальную терапию.
Предлагаем Вашему вниманию консультации лучших специалистов — профессоров:
Лелюк Светланы Эдуардовны — невролог, ангиолог — подростки с 15 лет
Мальмберга Сергея Александровича — детский невролог, нейрофизиолог — дети любого возраста
Для углубленных обследований в нашей клинике действуют специальные программы обследования пациентов для профилактики инсульта и острого коронарного синдрома.
Если у Вашего ребенка головные боли, обращайтесь к нам.
Мы проведем обследование и назначим лечение.
У нас есть все возможности как для раннего выявления признаков различных сосудистых заболеваний.
Мы готовы подобрать эффективную терапию как для профилактики, так и для лечения осложнений .
К Вашим услугам — современные медикаментозные средства по приемлемым ценам в нашей аптеке.
Все подробности Вы можете узнать, перейдя в соответствующие разделы сайта или по телефонам +7 (495) 650-00-72 или +7 (926) 000-20-08.
Будем рады видеть Вас в нашей клинике.
И дольше суток длится боль
И дольше суток длится боль
Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце. Но периодическая головная боль, особенно резкая – это опасный симптом. Итак, будьте внимательны!
Где болит? Где-то от бровей до затылка. Как? Неприятные ощущения. Что испытывает ребенок? Усталость, нарушение сна.
Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:
— Выяснить жалобы у детей — это целое искусство, особенно если они еще не умеют говорить. Мы ориентируемся на микропризнаки: ребенок быстро устает, часто прикладывается к маме головкой. Если на этом фоне появляется беспричинная рвота, то, как правило, ситуация серьезная, нужно обратиться к неврологу.
Настоящая головная боль, в прямом и переносном смысле – это школа. Если в младших классах на нее жалуется каждый пятый, к старшим классам — почти 85% учеников. Она отличается от «взрослой»: приступы короче, боль, как правило, двухсторонняя, часто сопровождается резями в животе.
Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:
— Головная боль появляется у детей школьного возраста, первый всплеск — в 7-8 лет, когда дети идут в школу. Это связано с напряжением, повышенными нагрузками, новым образом жизни, изменением режима. Вторая группа — дети-подростки. У них головная боль связана с гормональными изменениями и вредными привычками, прежде всего, компьютерными играми.
Самая частая – головная боль напряжения. Ее причина – обычный стресс. Психическое перенапряжение сопровождается сокращением мышц головы и сосудов. Ощущение такое, как будто надели тяжелый шлем. Голову сжимает и сдавливает.
Бывает и так: ребенок неудобно сидит за столом, голова по отношению к телу занимает неправильное положение. К чему приводит? Нарушается кровообращение мозга. Тогда голова болит в лобной и затылочной области.
Источником боли могут стать аденоиды, насморк, а также проблемы со зрением. Например, если очки у ребенка подобраны неправильно.
Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:
– Для каждой головной боли существует определенный перечень характеристик: время возникновения, характер боли, интенсивность. Одно дело, если ребенок сказал, что болит голова и побежал играть в футбол, другое – выключил телевизор и свет, сам лег спать.
При общении с врачом будьте готовы ответить на вопросы:
Как давно появилась боль?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лоб, виски)?
Какая она по силе (интенсивная, легкая, средняя)?
Сколько длится приступ по времени?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Что вызывает головную боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:
– Невролог обязательно выяснит: как ребенок учится, какие у него реальные успехи. Иногда боль возникает на фоне стремления к совершенству. Случается, что причиной недуга становится увлечение компьютером.
Как лечить боль? Острый приступ снимают лекарства. Самостоятельно ребенку можно дать только один препарат – ибупрофен. Подросткам – таблетку, малышам – суспензию или свечи «Нурофен». Доза препарата зависит от веса (расчет дозы: на 1 кг веса – 5 миллиграмм препарата).
Профилактика – препараты-ноотропы, которые улучшают питание головного мозга. Но самое эффективное – правильный распорядок дня, спокойный сон, прогулки и положительные эмоции.
- Категория: Полезная информация
Головные боли у детей: причины возникновения, диагностика
Забота о здоровье 19 ноября 2019
Дети нередко сообщают о головной боли, что вызывает большое беспокойство как у врачей, так и у родителей. Обычно головные боли не представляют угрозы для жизни детей, но их не следует недооценивать.
Когда родители приводят своего ребенка к педиатру, они ожидают ответа на три вопроса: что вызывает боль? Как снять боль Не является ли это причиной опасного для жизни состояния? (в частности: это опухоль головного мозга, инфекция?).
Чаще всего головная боль у детей является первичной (спонтанной), и заболевание, вызывающее ее, не может быть выявлено. К этой группе заболеваний относятся: мигрень, головная боль напряженного типа и хроническая ежедневная головная боль. Гораздо реже головная боль является вторичным симптомом, связанным с болезненным процессом, расположенным в голове (глаза, уши, зубы, височно-нижнечелюстной сустав) или с общим заболеванием (заболевания с лихорадкой, гипертонией, неврологическими заболеваниями).
Головная боль может возникнуть в любом возрасте. Головная боль влияет на поведение детей. Ребёнок становится беспокойным и чувствительным к внешним раздражителям, бледным и апатичным, слезливый, иногда кладёт руки на голову, более взволнован, раздражителен. У дошкольника часто бывает головная боль, которая описывает другие недуги или просто сообщает о своей неудовлетворенности.
Клиническая картина и наиболее распространенные причины возникновения головной боли у детей:
Головные боли при инфекцию, часто с лихорадкой, могут быть предвестником начинающейся вирусной инфекции: простуды, гриппа, ветряной оспы, энтеровируса. Они также могут сопровождаться бактериальной инфекцией, такой как воспаление верхних дыхательных путей, стенокардия или пневмония.
Если температура очень высокая, она не проходит после приема противовоспалительных препаратов и сопровождается такими симптомами, как: внезапная сильная головная боль, ригидность затылочных мышц и рвота, вы должны обязательно и быстро связаться с врачом. Это может быть признаком менингита. В других случаях могут быть полезны специальные анальгетики (например, ибуфен) и педиатрическая консультация в зависимости от общего состояния ребенка.
Головные боли от мигрени могут появляться у детей старше 4 лет и поражать около 4-28% детского населения. Боль, ощущаемая ребенком, острая, пульсирующая и может длиться более 2 часов. Это может сопровождаться тошнотой, рвотой, светобоязнью, чувствительностью к звукам, запахам. Чаще всего жалобы локализуются на одной стороне головы, но у детей мигрени часто бывают двусторонними, располагаются в лобной или височной области. Ребенок лежит в затемненной комнате, приглушает музыку, закрывает голову руками, может чувствовать онемение, покалывание или изменения температуры кожи, боль в животе и может чувствовать головокружение.
Свяжитесь с вашим педиатром. В случае приступа боли сохраняйте спокойствие ребенка, отключите звук, поместите его в затемненную комнату и, если боль не усиливается, добавьте болеутоляющее средство).
Головная боль напряжения
Эта боль однообразна, иногда она охватывает голову, она не усиливается при физической нагрузке. Это может длиться по-разному в течение длительного времени, нескольких часов или даже целый день. Ребенок обычно не прерывает свою деятельность.
Если время от времени боль повторяется и не усиливается, вам может быть назначено обезболивающее (например, ибупрофен).
Связанные со стрессом головные боли
Являются частой причиной головной боли у детей.
Боль обычно располагается вокруг лба, затылка и виска. Появляется в конце дня или перед трудной ситуацией для ребенка (занятия, расставание с родителями). Стресс может возникнуть в результате ситуации, сложившейся дома (ссоры между родителями, появление братьев и сестер) или дошкольной группы (друзья из дошкольной группы не хотят с ней играть).
Стоит обратить особое внимание на эмоциональные контакты ребенка, и, если боль не проходит, стоит обратиться к детскому психологу.
Головные боли, связанные с негигиеничным образом жизни и неправильным питанием. Усталость, нерегулярный сон, слишком много времени, проводимого перед телевизором, компьютером, длительное наблюдение за мерцающими изображениями, слишком длительное пребывание на солнце без надлежащей защиты, а также гипогликемия (понижение уровня глюкозы в крови) из-за недостатка пищи и нерегулярного приема пищи часто вызывает головные боли у детей.
Свяжитесь с вашим педиатром и следуйте его инструкциям. Важно обеспечить своего ребенка разнообразной диетой и регулярным питанием (очень важный завтрак!). Позаботьтесь о регулярном сне ребенка, проводите время на свежем воздухе, ограничьте время, проводимое за просмотром телевизора, и защищайте голову от чрезмерного солнечного света.
Боль, связанная с офтальмологическими нарушениями (дефект зрения или глаукома). Головные боли появляются систематически днем или вечером
Головные боли, связанные с синуситом или отитом. Боль, связанная с синуситом, усиливается при наклоне. Боль локализуется у основания носа или лба с сопутствующим отеком слизистой оболочки, выделениями из носа и заложенностью носа.
Головная боль, связанная с воспалением уха, сильная, ребенок раздражительный и слезный, часто дотрагивающийся до уха. При рецидиве синусита и воспаления среднего уха обратитесь к ЛОР-специалисту.
Посттравматические головные боли
Если дискомфорт возникает сразу после травмы, это может быть связано с отеком мозга, внутричерепным кровотечением или переломом черепа. Однако, если боль возникает в течение дня после травмы, сопровождается сонливостью, тошнотой, рвотой и дисбалансом, они могут указывать на сотрясение мозга. В этом случае вам следует немедленно обратиться в больницу.
Головные боли, связанные с неврологическими заболеваниями.
В редких случаях головная боль является симптомом неврологического заболевания (опухоль головного мозга, гидроцефалия, доброкачественная внутричерепная гипертензия, субарахноидальное кровоизлияние, менингит), но возможность ее возникновения необходимо абсолютно учитывать. Если у лихорадочного ребенка жесткая шея, рвота и нарушение сознания, мы подозреваем менингит.
Когда и куда обращаться за медицинской помощью?
Головная боль у детей диагностируются и лечатся педиатрами и детскими неврологами, и в зависимости от показаний ребенок может быть направлен к другим специалистам, таким как: ЛОР-специалист (синусит), офтальмолог (проблемы с остротой зрения), стоматолог (зубы височно-нижнечелюстного сустава), аллерголог, психолог (проблемы в школе).
Вопросы, которые помогут определить происхождение боли:
- Как часто возникает головная боль?
- Как долго длится один эпизод боли?
- Боль возникает в определенное время?
- Что успокаивает или усиливает головную боль?
- Какие еще лекарства принимает ребенок?
- Наблюдает ли ребенок предупреждающие знаки или может предсказать, когда у него начнет болеть голова?
- Сопутствуют ли симптомы головной боли другим симптомам, например, тошноте, рвоте, головокружению, онемению, слабости?
- Что делает ребенок, когда у него начинает болеть голова?
- У других членов семьи болит голова?
Врач рассказал о причинах головной боли у детей | Новости | Известия
Кандидат медицинских наук, невролог, эпилептолог, врач высшей категории Института взрослой и детской неврологии и эпилептологии имени Святого Луки Игорь Степанищев в беседе с корреспондентом сайта aif.ru в понедельник, 1 февраля, рассказал, почему может болеть голова у ребенка.
По словам специалиста, головные боли у детей являются распространенным явлением, однако, если они становятся постоянными, это повод для обращения к врачу. Чаще всего головную боль вызывают внешние факторы: громкий шум, яркий свет, чрезмерная суета вокруг и переутомление.
«В 99% случаев головные боли связаны с относительно легкой проблемой: ушибы, шишки и синяки после несильной травмы головы. Иногда это результат инфекции, такой как простуда, грипп, ушные инфекции, воспаление носовых пазух. В более серьезном случае — менингит или энцефалит», — рассказал Степанищев.
Способствовать развитию головных болей у детей могут эмоциональные факторы: сильное волнение, стресс, депрессия, а также неправильное питание: газированные напитки с высоким содержанием кофеина, шоколад, колбасы, гамбургеры, чипсы — продукты, в которых содержится пищевой консервант или усилитель вкуса глутамат натрия.
Доктор отметил, что если у ребенка голова заболела резко или ранее у него выявили сотрясение мозга, то требуется срочная врачебная консультация. Также врач нужен, если головная боль усиливается по утрам, отмечается падение концентрации и ухудшение зрения.
О головной боли у ребенка может свидетельствовать пульсация с одной или с обеих сторон головы, ноющая боль в висках, затылке или шее, тошнота или рвота, чувствительность к свету. Также меняется его поведение: он жалуется на сонливость или, наоборот, невозможность уснуть, пишет «Москва 24».
Если же головные боли повторяются с завидной регулярностью, потребуется лечение. Так, например, неврологи могут предложить нестероидные средства, но по согласованию с врачом и с учетом детских дозировок.
18 января врач-педиатр, председатель Всероссийского общественного движения «Совет матерей», эксперт ОНФ Татьяна Буцкая предостерегла родителей от использования шапок-балаклав детьми зимой. Такие шапки быстро промокают и на морозе могут привести к простудам.
Профилактика головной боли у детей
Головная боль — это частая жалоба в детском и подростковом возрасте, обычно доброкачественная и не обусловлена опасными заболеваниями, но в некоторых случаях она может быть симптомом тяжелого внутричерепного поражения.
Источником головной боли могут быть самые различные отделы головы, которые иннервируются волокнами, идущими в составе некоторых черепных нервов, так же появление болей может быть связано с патологией глаз, ушей, пазух носа, крупных артерий, синусов, надкостницы, кожи, мышц. Согласно классификации МКБ 10 выделяют 14 вариантов головной боли, которые объединены в 3 класса: это первичные головные боли (мигрень, головная боль напряжения, пучковая головная боль), вторичные головные боли, которые являются следствием какого то заболевания и головные боли, которые нет возможности определить в конкретную группу. Так же выделяют острую, острую повторяющуюся, хроническую прогрессирующую, хроническую не прогрессирующую головную боль. Острая головная боль — однократная, интенсивная, впервые возникшая. Острая повторяющаяся — возникает периодически и характеризуется наличием светлых промежутков. Хроническая прогрессирующая — нарастание болей с течением времени. Хроническая непрогрессирующая — одинаковая интенсивность, встречается ежедневно или несколько раз в неделю.
Ввиду множества причин головной боли родителям необходимо быть внимательным к жалобам ребенка и вовремя обратится к специалисту.
Диагностический поиск источника боли весьма обширный. Начинают со сбора анамнеза и жалоб. Учитывается наличие травм, инфекций, сопутствующей патологии. Уточняется локализация, интенсивность, длительность приступов, психическое состояние ребенка, наличие дополнительных симптомов, таких как: тошнота, рвота, недомогание, болезненность мышц, слезотечение, насморк. Следует обратить внимание на то, какие медикаментозные препараты получал или получает ребенок по поводу других заболеваний (так так головная боль может быть побочной реакцией на лекарство). Необходимо обратить внимание на режим дня и занятия ребенка (игры на компьютере, в планшете, большая нагрузка в школе, просмотр телевизора).
Для исключения симптоматического характера головной боли назначается общий анализ крови, общий анализ мочи, измерение температуры тела, измерение артериального давления в динамике, исследование глазного дна. Также офтальмологическое обследование проводится с целью оценки состояния остроты зрения, для исключения спазма аккомодации. Зрительное утомление вызывает рефлекторный спазм мышц скальпа и головную боль (возникает при злоупотреблении компьютерными играми и просмотра телевизора). Требуется осмотр ЛОР органов.
Особое внимание необходимо уделить психическому состоянию ребенка. Так как в развитии головной боли напряжения страхи, депрессия, тревоги имеют большое значение, и лечение будет направлено на коррекцию именно этих проблем.
Из инструментальных методов обследования назначается ультразвуковая допплерография (УЗДГ сосудов головы и шеи), КТ или МРТ головного мозга, ЭЭГ (с целью диагностики эпилептических приступов, скрывающихся под маской головной боли), R-графия шейного отдела позвоночника с функциональными пробами. Эти методы обследования назначаются по определенным показаниям, после осмотра врачом.
Необходимо немедленно вызвать скорую помощь или доставить ребенка в больницу, если родители обнаружат любой из ниже перечисленных симптомов, сопровождающих головную боль:
1. Необычное поведение (возбудимость или вялость)
2. Невозможность разбудить ребенка
3. Нарастающая или не уменьшающаяся головная боль после приема обезболивающих средств
4. Нарастающая сонливость
5. Тошнота или рвота
6. Судороги
7. Слабость, онемение руки или ноги
8. Один зрачок больше, чем другой.
Головные боли у детей
Головные боли – это проблема, которая часто возникает у детей, начиная с 7-8 лет. В редких случаях они могут возникнуть и раньше – в 4 года. Это могут быть и мигрени, сконцентрированные в определенной точке или конкретной области головы, и общие головные боли, которые распространяются по всей голове и сопровождаются сдавливающими или пульсирующими ощущениями. Если у проблемы нет физиологических причин, таких как травмы и опухоли, лечить мигрень у ребенка лучше всего при помощи когнитивно-поведенческой терапии.
Виды головных болей у детей
Обычно головные боли разделяют на мигрени и общие головные боли, в зависимости от того, в какой части головы возникает боль, насколько она сильная и как долго длится. Мигрень – это головная боль, которая проявляется в виде определенных симптомов в одной конкретной точке или части головы, например, только на затылке, в левой или правой половине головы.
Без причины и без триггера головная боль никогда не появляется.
Мигрени бывают разной частоты, длительности, могут повторяться каждый день, раз в неделю, раз в месяц или даже раз в полгода. Такая боль может длиться как несколько часов, так и несколько дней. Головные боли, которые не включают мигрень, обычно распространяются по всей голове, или ощущаются в нескольких частях головы. Они могут быть давящими или пульсирующими.
Триггеры головных болей у детей
При возникновении головной боли или мигрени всегда есть триггер, который включает болезненные ощущения. Без причины и без триггера головная боль никогда не появляется. Однако причину не всегда удается выявить или отследить. Обычно, когда психотерапевт или невролог работает с ребенком, страдающим головными болями, он подробно уточняет у него все события, произошедшие перед появлением головной боли. Однако и в этом случае выявить триггер, который послужил сигналом, включившим боль, не всегда удается.
Триггер может быть неявным, ассоциативным, внутренним или внешним. Например, головную боль может запустить особый вид шума газонокосилки, который ребенок услышал по телевизору. Этот шум может напомнить ему определенный травмирующий момент, который когда-то ассоциировался у него с головной болью и, например, включал мигрень. Иногда причиной головной боли становится внутренний триггер в виде какого-то воспоминания определенной ситуации, которая ранее приводила к такой проблеме. Триггер всегда ассоциативно связан с событием, физиологическим или психологическим состоянием, которое так или иначе приводило к появлению головной боли.
У кого-то головная боль может появиться вследствие физических причин, например, из-за давления на голову очень тесной кепки или туго стянутых в пучок волос.
Триггеры у детей, страдающих от головных болей, могут быть очень разные. У кого-то появляется именно мигрень, а кто-то будет испытывать общую головную боль. Современная наука может приблизительно объяснить физиологические причины головных болей и мигреней, связанных с состоянием кровеносных сосудов шеи и головы, однако эти знания лишь частично помогают в лечении головной боли. Они способствуют правильному подбору лекарства, снижающего боль, однако это не всегда оказывается достаточно эффективным решением проблемы.
Причины головных болей у детей
Есть предположение, что в основе головных болей лежит генетическая предрасположенность человека к такого рода проблемам. Как правило, причинами головных болей у детей становятся перегрев на солнце, недостаток воды или высокая температура. У некоторых детей механизм головной боли включает голод. У кого-то головная боль может появиться вследствие физических причин, например, из-за давления на голову очень тесной кепки или туго стянутых в пучок волос.
Читайте такжеСтресс как причина возникновения болей в голове и спине
Еще одна возможная причина – неправильная осанка в течение длительного времени. Часто это встречается у детей, которые подолгу сидят в одном положении за партами, неподходящими им по росту. Происходит искривление позвоночника и, соответственно, шеи. Неправильное положение шеи и головы во время чтения книги, просмотра телевизора, игры в компьютер или телефон может также привести к возникновению головной боли или мигрени. Еще одна распространенная причина появление таких болей – это неправильно подобранные очки. Поэтому зачастую проблему решает поход к квалифицированному офтальмологу.
Головные боли у детей разного возраста
Головные боли и мигрени могут начинать проявляться в возрасте 4 лет. Однако такое встречается крайне редко. В основном головные боли у детей начинаются в 7-8 лет. Как правило, это связано с тем, что дети начинают активно заниматься спортом и посещать кружки, к примеру, танцы, хор, рисование и прочее. Они начинают либо подвергаться тяжелым спортивным нагрузкам, либо часто и длительное время находятся в одной и той же позе, что включает заложенные физиологические и генетические механизмы головной боли. У девочек, которые начинают заниматься гимнастикой, могут сработать сразу два триггера: физическая нагрузка и туго затянутые в пучок волосы. Это вовсе не означает, что детей нельзя записывать в кружки, однако очень важно правильно дозировать и распределять нагрузку.
Существует распространенное заблуждение, что головные боли можно лечить только при помощи лекарств…
У девочек 11-12 лет головные боли могут начаться из-за приближающейся менструации и гормональной перестройки. Обычно организм реагирует на это болями в животе, однако если есть генетическая предрасположенность, могут начаться и головные боли. У мальчиков появление головных болей в подростковом периоде также может быть связано с гормональной перестройкой и ростом организма. Девочки могут перенести начало менструации и без головных болей, а начаться они могут уже после того, как менструация войдет в свою постоянную фазу.
Диагностика головных болей у детей
При диагностике головной боли или мигрени у ребенка прежде всего необходимо исключить физиологические причины. Как правило, требуется провести многочисленные лабораторные и инструментальные проверки, начиная с ЭЭГ и заканчивая МРТ и анализами крови. Существует распространенное заблуждение, что головные боли можно лечить только при помощи лекарств, а значит, для диагностики нужно обратиться лишь к педиатру или детскому неврологу. Это не так. Очень важно, чтобы ребенка осмотрели несколько специалистов, и в том числе, детский психотерапевт. Детский невролог и психотерапевт должны совместно поставить диагноз и выработать для ребенка индивидуальную программу лечения.
Лечение головных болей и мигреней и у детей
Наиболее эффективный способ лечения головных болей у детей – это когнитивно-поведенческая терапия. Процесс лечения почти всегда начинается с того, чтобы перестроить режим и распорядок дня ребенка, определить правильный баланс между занятиями и отдыхом. Зачастую, просто снизив интенсивность занятий спортом, у ребенка удается полностью снять головную боль. Иногда оказывается, что ему нужно больше пить воды и вовремя есть в течение дня, чтобы не страдать от регулярных мигреней.
Читайте такжеЧто такое меланхолия?
После того как проведена работа над ежедневным расписанием, психотерапевт проверяет, есть ли у головной боли какая-то психологическая составляющая. Как правило, такой составляющей может стать тревожность, напряжение или меланхолическое настроение. Например, если ребенок находится в состоянии меланхолии или страдает из-за отсутствия друзей, он чаще бывает дома, и, следовательно, чаще сидит в неподвижной позе за компьютером, телевизором или читает. Это может стать серьезной причиной для возникновения головной боли. В этом случае психотерапевт помогает ребенку снять напряжение, тревожность, найти друзей и знакомиться с новыми людьми.
Как правило, с помощью психотерапии можно избавить ребенка от головной буквально за месяц-два. В более серьезных случаях, когда требуется проводить более глубинную психотерапию, проблему можно решить в течение 3 месяцев. Специальная программа лечения помогает полностью снять головные боли у ребенка, либо значительно снизить их частоту и интенсивность.
Головная боль у детей | Детская больница CS Mott
Головные боли очень распространены у детей, но обычно не опасны и не нарушают их жизнь. Однако у некоторых детей головные боли становятся сильными или частыми. В редких случаях они могут быть симптомом основного заболевания. Клиника головной боли при Мичиганском университете предназначена для оказания консультационных услуг, чтобы помочь педиатрам и семейным врачам в диагностике и лечении головных болей. Наша команда экспертов обеспечивает всестороннюю заботу о детях всех возрастов.Клиника головной боли является частью службы детской неврологии.
У детей могут быть две категории головных болей:
- Первичная головная боль диагностируется, когда головная боль является основной проблемой, и как только головная боль купируется, проблема решена. Большинство основных головных болей у детей — это мигрень или головные боли напряжения (которые многие считают легкой мигренью).
- Вторичная головная боль диагностируется, когда головная боль вызвана основным заболеванием.И головную боль, и другое заболевание необходимо лечить. Некоторые из этих состояний опасны (например, опухоли головного мозга, кровотечения в головном мозге или менингит), но они очень редки. К другим распространенным проблемам, которые могут привести к вторичным головным болям, относятся вирусные заболевания, депрессия, недосыпание и отказ от кофеина.
Мигрень может поражать обе стороны головы или только одну сторону, иногда переходя с одной стороны на другую. Большинство из них расположены в области лба, но также могут возникать по бокам или на затылке.Тяжесть мигрени широко варьируется от головной боли до головной боли. Головная боль не обязательно должна быть сильной, чтобы быть мигренью. У многих детей с мигренью наблюдается потеря аппетита, тошнота, а иногда и рвота. Многие очень чувствительны к свету и звуку. У 80–90 процентов детей, страдающих мигренью, один или оба родителя также страдают или страдали мигренью, хотя они часто не осознают, что их головные боли на самом деле являются мигренью.
У некоторых детей мигрень ассоциируется с аурой.Аура возникает, когда часть мозга временно не функционирует должным образом. Это может произойти до, во время или после головной боли. Изменения зрения, такие как нечеткое зрение, потеря зрения (либо видимость отверстий, либо полная потеря зрения) или видение вещей, которые не являются реальными (пятна, блестки, зигзагообразные линии), являются наиболее распространенными, но у многих детей появляется онемение или покалывание, чувство вращение, потеря равновесия, звон в ушах, двоение в глазах и даже обморок как часть ауры мигрени.
Некоторые симптомы могут указывать на более опасные состояния.Если у вашего ребенка есть какие-либо из этих симптомов, немедленно свяжитесь с вашим лечащим врачом:
- Головная боль, возникающая при высокой температуре или ригидности шеи
- Головные боли, которые постоянно будят вашего ребенка по ночам
- Головные боли, которые чаще всего возникают сразу после пробуждения утром
- Сильная головная боль, которая возникает внезапно
- Головная боль, возникающая после травмы головы
- Головная боль, связанная с трудностями при ходьбе, проблемами с равновесием, двоением в глазах, сильной дезориентацией или обмороком
Если вашему ребенку требуется срочное обследование и лечение, ваш основной лечащий врач может осмотреть вашего ребенка, отправить вас в отделение неотложной помощи или направить к нам, в зависимости от обстоятельств.
Даже если вышеперечисленных симптомов нет, если головные боли вашего ребенка беспокоят вас или нарушают его или ее жизнь, обсудите головные боли с лечащим врачом вашего ребенка.
Первое посещение нашей клиники головной боли включает всестороннюю оценку, включая подробный анамнез пациента. Полезно вести дневник или календарь головных болей и отмечать даты их возникновения и связанные с ними особенности. Мы проведем медицинский осмотр вашего ребенка и проверим все предыдущие медицинские записи, предоставленные вами или лечащим врачом.Мы обсудим любые другие тесты, которые могут потребоваться для диагностики причины головных болей у вашего ребенка. Для подавляющего большинства детей с мигренью КТ и МРТ не нужны. Наконец, мы обсудим индивидуальные варианты лечения и планы последующего наблюдения.
Лечение мигрени может включать:
- Избегать вещей, провоцирующих мигрень (включая недостаточный сон)
- Изменение образа жизни
- Обезболивающие, применяемые для остановки мигрени
- При необходимости, ежедневный прием лекарств для предотвращения мигрени
- При необходимости, поведенческое управление головными болями, включая релаксационную терапию и технику, известную как биологическая обратная связь (с помощью которой дети учатся контролировать реакцию организма, чтобы уменьшить боль). Для этого лечения мы тесно сотрудничаем с педиатрическими психологами нашего отделения.
Клиника головной боли — это специализированная специализированная клиника. Это означает, что все новые пациенты должны иметь направление от своего основного врача. В зависимости от вашей страховки вам также может потребоваться направление для повторных посещений. Отправьте направление по факсу на номер 734-615-2298. Как только мы получим направление, мы отправим вам по почте календарь и анкету по головной боли.Анкету необходимо заполнить и вернуть нам, прежде чем мы сможем назначить вам встречу. Календарь не нужно пересылать по почте; его следует заполнить и принести на прием.
Чтобы ваш визит был максимально полезным и продуктивным, мы просим вас заранее собрать следующую информацию и принести ее на прием в клинику:
- Для всех сканирований головного мозга (КТ, МРТ): Пожалуйста, принесите их копии на компьютерном диске (если тесты не проводились в Мичиганском университете). Чтобы получить эти копии, вам нужно будет связаться с радиологическим отделением больницы или клиники, где проводился анализ.
- Нам также необходимо просмотреть медицинские записи (связанные с неврологическими проблемами, включая головные боли), прежде чем мы назначим встречу. Попросите в кабинете врача вашего ребенка отправить их нам по почте или факсу.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 734-936-4179
Детская головная боль: основы практики, история вопроса, этиология
Чакраварти А., Мукерджи А., Рой Д.Локализация боли при мигрени: чем дети отличаются от взрослых ?. Дж. Головная боль . 2008 декабрь 9 (6): 375-9. [Медлайн].
Подкомитет по классификации головной боли Международного общества головной боли. Международная классификация заболеваний головной боли: 2-е издание. Цефалгия . 2004. 24 Suppl 1: 9-160. [Медлайн].
Hämäläinen ML, Hoppu K, Santavuori PR. Влияние возраста на выполнение критериев IHS мигрени у детей в клинике головной боли. Цефалгия . 1995 15 октября (5): 404-9. [Медлайн].
Комитет по классификации головной боли IHS. Классификационные и диагностические критерии головных болей, черепных невралгий и лицевых болей. Комитет по классификации головной боли Международного общества головной боли. Цефалгия . 1988. 8 Suppl 7: 1-96. [Медлайн].
Лима М.М., Падула Н.А., Сантос Л.С., Оливейра Л.Д., Агапеев С., Падовани С. Критический анализ международной классификации диагностических критериев головной боли (ICHD I-1988) и (ICHD II-2004) для мигрени у детей и детей. подростки. Цефалгия . 2005 25 ноября (11): 1042-7. [Медлайн].
Международная классификация общества головной боли ICHD-II. 23 марта 2012 г. [Полный текст].
Hoffmann J. Последние достижения в исследованиях головной боли. Эксперт Rev Neurother . 2011 октября, 11 (10): 1379-81. [Медлайн].
Vanmolkot KR, Kors EE, Turk U, et al. Две мутации de novo в гене Na, K-АТФазы ATP1A2, связанные с чистой семейной гемиплегической мигренью. евро J Hum Genet . 2006 май. 14 (5): 555-60. [Медлайн].
Дичганс М., Фрейлингер Т., Экштейн Дж., Бабини Э., Лоренц-Депьереукс Б., Бискуп С. и др. Мутация в нейронном потенциалзависимом натриевом канале SCN1A при семейной гемиплегической мигрени. Ланцет . 30 июля 2005 г. — 5 августа 2005 г. 366 (9483): 371-7. [Медлайн].
Ducros A, Joutel A, Vahedi K, Cecillon M, Ferreira A, Bernard E, et al. Картирование второго локуса семейной гемиплегической мигрени на 1q21-q23 и доказательства дальнейшей гетерогенности. Энн Нейрол . 1997 декабрь 42 (6): 885-90. [Медлайн].
Гарднер К., Бармада М.М., Птачек Л.Дж., Хоффман Е.П. Новый локус гемиплегической мигрени отображается на хромосоме 1q31. Неврология .1997 ноябрь 49 (5): 1231-8. [Медлайн].
Lateef TM, Merikangas KR, He J, Kalaydjian A, Khoromi S, Knight E, et al. Головная боль в национальной выборке американских детей: распространенность и сопутствующие заболевания. J Детский Neurol . 2009 Май. 24 (5): 536-43. [Медлайн]. [Полный текст].
Райели В., Элисео М., Пандольфи Е., Ла Веккья М., Ла Франка Г., Пума Д. и др. Рецидивирующие и хронические головные боли у детей до 6 лет. Дж. Головная боль .2005 июн. 6 (3): 135-42. [Медлайн].
Билле Б. Мигрень в детстве. Lanzi G, Ballotin U, Cernibori A, eds. Головная боль у детей и подростков . Амстердам: издательство Elsevier Science Publishers; 1989. 19–26.
БИЛЛ БС. Мигрень у школьников. Изучение заболеваемости и краткосрочного прогноза, а также клиническое, психологическое и электроэнцефалографическое сравнение между детьми с мигренью и контрольной группой. Акта Педиатр Дополнение .1962 Май. 136: 1-151. [Медлайн].
[Рекомендации] Льюис Д.В., Ашвал С., Даль Г. , Дорбад Д., Хиртц Д., Пренски А. и др. Параметр практики: оценка детей и подростков с повторяющимися головными болями: отчет Подкомитета по стандартам качества Американской академии неврологии и Практического комитета Общества детской неврологии. Неврология . 2002, 27 августа. 59 (4): 490-8. [Медлайн].
Фендрих К., Веннеман М., Пфаффенрат В. и др.Распространенность головной боли среди подростков — Немецкое исследование головной боли DMKG. Цефалгия . 2007. 27: 347-354.
Лу С.Р., Фух Дж.Л., Хуанг К.Д., Ван С.Дж. Студенческое население Тайваня. Цефалгия . 2000. 20: 479-485.
Сплит В., Нойман В. Эпидемиология мигрени среди учащихся случайно выбранных средних школ в Лодзи. Головная боль . 1999 июль-авг. 39 (7): 494-501. [Медлайн].
Силланпяя М. Распространенность головной боли в препубертатном периоде. Головная боль . 1983, 23 января (1): 10-4. [Медлайн].
Мортимер М.Дж., Кей Дж., Джарон А. Детская мигрень в общей практике: клинические особенности и характеристики. Цефалгия . 1992 августа, 12 (4): 238-43; Обсуждение 186.[Медлайн].
Linet MS, Stewart WF, Celentano DD, Ziegler D, Sprecher M. Эпидемиологическое исследование головной боли среди подростков и молодых людей. ЯМА . 1989, 21 апреля. 261 (15): 2211-6. [Медлайн].
Ротнер А.Д. Синдром мигрени у детей и подростков. Педиатр Нейрол . 1986 май-июнь. 2 (3): 121-6. [Медлайн].
Абу-Арефех I, Рассел Г. Распространенность головной боли и мигрени у школьников. BMJ . 1994 24 сентября. 309 (6957): 765-9. [Медлайн]. [Полный текст].
Brna P, Dooley J, Gordon K, Dewan T. Прогноз детской головной боли: 20-летнее наблюдение. Arch Pediatr Adolesc Med . 2005 декабрь 159 (12): 1157-60. [Медлайн].
Powers SW, Patton SR, Hommel KA, Hershey AD. Качество жизни при детской мигрени: клиническое воздействие и сравнение с другими хроническими заболеваниями. Педиатрия . 2003 июл.112 (1, часть 1): e1-5.[Медлайн].
Бигал МЭ, Липтон РБ. Прогноз при мигрени. Curr Opin Neurol . 2008 г., 21 (3): 301-8. [Медлайн].
Battistutta S, Aliverti R, Montico M, Zin R, Carrozzi M.Хроническая головная боль напряжения у подростков. Клинические и психологические характеристики анализируются с помощью анкет для самооценки и опроса родителей. Дж. Педиатр Психол . 2009 августа 34 (7): 697-706. [Медлайн].
Schürks M, Rist PM, Bigal ME, Buring JE, Lipton RB, Kurth T. Мигрень и сердечно-сосудистые заболевания: систематический обзор и метаанализ. BMJ . 2009 27 октября. 339: b3914. [Медлайн]. [Полный текст].
Hershey AD, Powers SW, Vockell AL, LeCates SL, Segers A, Kabbouche MA. Разработка шкалы оценок для пациентов PedMIDAS. Цефалгия . 2004 24 октября (10): 844-9. [Медлайн].
Лоури Ф. Новый инструмент, помогающий в диагностике детской мигрени. Медицинские новости Medscape. 17 января 2013 г. Доступно по адресу http://www.medscape.com/viewarticle/777797. Доступ: 22 января 2013 г.
Латиф Т., Цуй Л., Хитон Л., Накамура Э. Ф., Динг Дж., Ахмед С. и др. Валидация интервью по мигрени для детей и подростков. Педиатрия . 13 января 2013 г. (1): e96-e102. [Медлайн]. [Полный текст].
Cuvellier JC, Mars A, Vallée L. Распространенность предупреждающих симптомов при детской мигрени: анкетное исследование 103 детей и подростков. Цефалгия . 2009 29 ноября (11): 1197-201. [Медлайн].
Гельфанд А.А., Томас К. С., Гоудсби П.Дж. Перед головной болью: Детские колики как проявление мигрени в раннем возрасте. Неврология . 2012 25 сен.79 (13): 1392-6. [Медлайн].
Wöber-Bingöl C, Wöber C, Karwautz A, Vesely C, Wagner-Ennsgraber C, Amminger GP, et al. Диагностика головной боли в детском и подростковом возрасте: исследование у 437 пациентов. Цефалгия . 1995, 15 февраля (1): 13–21; обсуждение 4. [Медлайн].
Osterhaus JT, Townsend RJ, Gandek B, Ware JE Jr. Измерение функционального статуса и благополучия пациентов с мигренозной головной болью. Головная боль . 1994 июн.34 (6): 337-43. [Медлайн].
Powers SW, Patton SR, Hommel KA, Hershey AD. Качество жизни при детской мигрени: характеристика возрастных эффектов с использованием PedsQL 4.0. Цефалгия . 2004 24 февраля (2): 120-7. [Медлайн].
Chow AW, Benninger MS, Brook I, Brozek JL, Goldstein EJ, Hicks LA, et al. Руководство IDSA по клинической практике острого бактериального риносинусита у детей и взрослых. Клин Инфекция Дис . 2012 апр.54 (8): e72-e112. [Медлайн].
Граф В.Д., Кайяли HR, Александр Дж.Дж., Саймон С.Д., Моррисс М.С. Тенденции использования нейровизуализации при неострой детской головной боли до и после параметров клинической практики. Педиатрия . 2008 ноябрь 122 (5): e1001-5. [Медлайн].
[Рекомендации] Льюис Д., Эшвал С., Херши А., Хиртц Д., Йонкер М., Зильберштейн С. Практический параметр: фармакологическое лечение мигренозной головной боли у детей и подростков: отчет Подкомитета по стандартам качества Американской академии неврологии и Комитета по практике Общества детской неврологии. Неврология . 2004 28 декабря. 63 (12): 2215-24. [Медлайн].
Wöber C, Wöber-Bingöl C. Клиническое ведение молодых пациентов с головной болью. Функция Neurol . 2000. 15 Suppl 3: 89-105. [Медлайн].
Milde-Busch A, Blaschek A, Borggräfe I, Heinen F, Straube A, von Kries R. Связь диеты и образа жизни с головной болью у старшеклассников: результаты перекрестного исследования. Головная боль . 2010 июл.50 (7): 1104-14. [Медлайн].
Winner P, Rothner AD, Wooten JD, Webster C, Ames M. Назальный спрей суматриптана у подростков с мигренью: рандомизированное, двойное слепое, плацебо-контролируемое, острое исследование. Головная боль . 2006 Февраль 46 (2): 212-22. [Медлайн].
Линдер С.Л., Мэтью Н.Т., Кэди Р.К., Финлейсон Г., Ишканян Г., Льюис Д. В. Эффективность и переносимость алмотриптана у подростков: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Головная боль .2008 окт. 48 (9): 1326-36. [Медлайн].
Fraser IP, Han L, Han TH, Li CC, Hreniuk D, Stoch SA, et al. Фармакокинетика и переносимость ризатриптана у детей с мигренью в рандомизированном исследовании. Головная боль . 2012 апр. 52 (4): 625-35. [Медлайн].
Ho TW, Pearlman E, Lewis D, Hämäläinen M, Connor K, Michelson D, et al. Эффективность и переносимость ризатриптана у детей с мигренью: результаты рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования с использованием нового адаптивного дизайна обогащения. Цефалгия . 2012 июл.32 (10): 750-65. [Медлайн].
Anderson, P. FDA разрешает суматриптан / напроксен (Treximet) при мигрени у подростков. Медицинские новости Medscape. Доступно на http://www.medscape.com/viewarticle/844752. Дата обращения: 15 мая 2015 г.
Pandina GJ, Ness S, Polverejan E, Yuen E, Eerdekens M, Bilder RM и др. Когнитивные эффекты топирамата у пациентов с мигренью в возрасте от 12 до 17 лет. Педиатр Нейрол . 2010 Март.42 (3): 187-95. [Медлайн].
Borzy JC, Koch TK, Schimschock JR. Эффективность топирамата при лечении хронической ежедневной головной боли у детей. Педиатр Нейрол . 2005 ноябрь 33 (5): 314-6. [Медлайн].
Dodick DW, Silberstein S, Saper J, Freitag FG, Cady RK, Rapoport AM и др. Влияние топирамата на показатели качества жизни, связанные со здоровьем, при хронической мигрени. Головная боль . 2007 ноябрь-декабрь. 47 (10): 1398-408. [Медлайн].
Пауэрс С.В., Коффи С.С., Чемберлин Л.А. и др. Для исследователей CHAMP. Испытание амитриптилина, топирамата и плацебо при детской мигрени. New Eng J Med. Сначала онлайн . 27 октября 2016г.
Termine C, Ferri M, Balottin U.Неотложное лечение мигрени у детей и подростков. Функция Neurol . 2008 апр-июн. 23 (2): 63-9. [Медлайн].
Бэйли Б., Макманус, Британская Колумбия. Лечение детей с мигренью в отделении неотложной помощи: качественный систематический обзор. Скорая помощь педиатру . 2008 май. 24 (5): 321-30. [Медлайн].
Walker DM, Teach SJ. Отделение неотложной помощи при первичных головных болях у детей и подростков. Curr Opin Педиатр .2008 июн.20 (3): 248-54. [Медлайн].
Boyle R, Behan PO, Sutton JA. Корреляция между тяжестью мигрени и задержкой опорожнения желудка, измеренная методом эпигастрального импеданса. Бр. Дж. Клин Фармакол . 1990 Сентябрь 30 (3): 405-9. [Медлайн]. [Полный текст].
Hämäläinen ML, Hoppu K, Valkeila E, Santavuori P. Ибупрофен или ацетаминофен для лечения острой мигрени у детей: двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое перекрестное исследование. Неврология . 1997, январь, 48 (1): 103-7. [Медлайн].
Visser WH, Winner P, Strohmaier K, Klipfel M, Peng Y, McCarroll K и др. Ризатриптан 5 мг для лечения острых приступов мигрени у подростков: результаты двойного слепого исследования с однократным приступом и двух открытых исследований с множественными приступами. Головная боль . 2004 Октябрь 44 (9): 891-9. [Медлайн].
Победитель П., Льюис Д., Виссер WH, Цзян К., Аренс С., Эванс Дж. Ризатриптан 5 мг для лечения острой мигрени у подростков: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Головная боль . 2002, январь, 42 (1): 49-55. [Медлайн].
Hewitt DJ, Pearlman E, Hämäläinen M, Lewis D, Connor KM, Michelson D, et al. Долгосрочное открытое исследование безопасности острого лечения ризатриптаном у детей, мигрени. Головная боль . 18 октября 2012 г. [Medline].
Андерсон П. Жевание жевательной резинки веками — непонятная причина головных болей. Медицинские новости Medscape . 17 января 2014 г. [Полный текст].
Watemberg N, Matar M, Har-Gil M, Mahajnah M. Влияние чрезмерного употребления жевательной резинки на частоту и тяжесть головной боли у подростков. Педиатр Нейрол . 2014 января 50 (1): 69-72. [Медлайн].
Головные боли у детей: когда беспокоиться и как лечить головные боли у детей
Головные боли — это не весело, независимо от возраста пациента.
Но когда головной болью страдает ребенок, дискомфорт может вызвать дополнительное беспокойство у родителей или опекунов, чтобы узнать, что случилось.
СЛУШАТЬ: Добавьте новый Michigan Medicine News Break на свое устройство с поддержкой Alexa или подпишитесь на наши ежедневные обновления аудио на iTunes , Google Play и Сшиватель .
«Родители могут быть очень обеспокоены прочитанным или услышанными историями о ком-то другом», — говорит Стивен Лебер, доктор медицинских наук, детский невролог из детской больницы им. С.С. Мотта при Мичиганском университете.
«Однако опасные головные боли случаются очень редко, и некоторые простые проверочные вопросы почти всегда могут исключить их и успокоить родителей».
Тем не менее, последний национальный опрос здоровья детей детской больницы им. К.С. Мотта показал, что семьи расходятся во мнениях о том, когда давать обезболивающие и обращаться к врачу.Им также может быть сложно решить, пойти ли в отделение неотложной помощи, позвонить своему постоянному поставщику или переждать дома.
Важный фактор: симптомы, сопровождающие головную боль. Боль в животе побудила 21% опрошенных родителей обратиться за медицинской помощью; вдвое больше (40 процентов) сделали бы это, если бы поднялась температура вместе с головной болью.
Всего 4% обратились бы в отделение неотложной помощи из-за головной боли у ребенка. Большинство — почти 75 процентов — заявили, что проконсультировались бы со своим семейным врачом.
Поскольку головные боли — обычное дело, важно знать, когда не беспокоиться и как помочь малышу почувствовать себя лучше.
Лебер дал родителям советы и подсказки.
Как избавиться от головной боли у вашего ребенкаСпросите об их боли: Сначала спокойно оцените ситуацию. «Постарайтесь получить описание того, что вы чувствуете при головной боли, и, что более важно, если возникают другие проблемы», — говорит Лебер.
БОЛЬШЕ ОТ MICHIGAN: Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку новостей
Документирование ключевой информации, например, как ребенок отреагировал на лекарство, что, по-видимому, помогло ребенку почувствовать себя лучше или хуже, и если у ребенка в анамнезе были головные боли, также полезно для медработников.
Дайте обезболивающее быстро: Некоторые респонденты Mott Poll — 1 из 6 — заявили, что не будут давать обезболивающие, такие как парацетамол или ибупрофен, пока их ребенок не обратится к врачу.
Это ошибка, говорит Лебер: «Чем раньше вы дадите его, тем больше вероятность, что он сработает». Но родители не должны давать эти лекарства постоянно; это может усилить головную боль.
Следите за другими симптомами: Головные боли с повышенной чувствительностью к свету, шуму или звуку скорее напоминают мигрень, а не более серьезную проблему.
Немедленно обратитесь в больницу, если ребенок потерял сознание или почувствовал слабость в конечностях, или если онемение или покалывание в конечностях продолжаются более 30 минут. Также обратитесь в больницу при потере равновесия, судорогах, лихорадке и ригидности шеи.
Головная боль, усиливающаяся в положении лежа, может указывать на повышенное давление в голове, вызванное опухолью, гидроцефалией или менингитом, хотя такие сценарии редки.
Позвоните своему лечащему врачу: За исключением случаев настоящей неотложной помощи, детский педиатр или семейный врач является подходящей первой остановкой.Он или она может собрать подробную историю болезни и провести физический осмотр, чтобы решить, нужен ли специалист или направление.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Неотложная помощь и отделение неотложной помощи: в чем разница?
Лебер говорит: «Это замечательный ресурс; они знают признаки опасности и знают, когда обращаться за помощью. Они также могут предоставить соответствующее лечение ».
Внесите изменения в образ жизни: На первый взгляд безобидные вещи могут способствовать головной боли.К ним относятся сезонные изменения и беспокойство перед школой по воскресеньям.
То же самое и с расписанием и диетой ребенка: «У детей болит голова, если они не получают достаточного или хорошего качества сна», — отмечает Лебер. «И у вас могут возникнуть головные боли отмены, когда вы внезапно перестанете пить кофеин».
Попытайтесь вернуться к нормальной деятельности: Возвращение ребенка к его обычному распорядку дня после головной боли часто может быть наиболее эффективной стратегией — в той мере, в какой ребенок, конечно, может безопасно.
«Отказ от головной боли — это, наверное, лучшее лечение, которое у нас есть», — говорит Лебер. Еще одна проверенная тактика: ложись спать. Он добавляет, что после пробуждения головная боль часто становится лучше.
Головные боли у детей и подростков
Головные боли распространены в детстве и становятся все более частыми и частыми в подростковом возрасте. Эпидемиологическое обследование 9000 школьников показало, что одна треть детей в возрасте не менее семи лет и половина детей в возрасте не менее 15 лет страдают головными болями.1 «Частая» головная боль наблюдалась у 2,5% детей в возрасте не менее семи лет и у 15% детей в возрасте не менее 15 лет. Распространенность головной боли варьировала от 37 до 51 процента у тех, кому было не менее семи лет, и постепенно увеличивалась до 57-82 процентов к 15 годам. До полового созревания мальчики страдают чаще, чем девочки, но после наступления полового созревания. головные боли чаще возникают у девочек.2–4
Обследование
Медицинское обследование ребенка или подростка с головной болью требует тщательного сбора анамнеза с последующим полным физическим и неврологическим обследованием. Оценка головной боли (таблица 1) 5 должна дать достаточно информации для постановки диагноза. Вопросы, содержащиеся в этой оценке, могут помочь врачу отнести симптомокомплекс пациента к соответствующему временному паттерну (таблица 2) 5 и помочь идентифицировать пациентов, которым необходимо дальнейшее диагностическое тестирование.
Посмотреть / распечатать таблицу
ТАБЛИЦА 1Оценка детей и подростков с головной болью
Как и когда у вас началась головная боль (боли)? |
Это была внезапная первая головная боль? Были ли у вас раньше такие головные боли? У тебя каждый день болит голова? Ваши головные боли стали хуже, чем раньше? |
У вас все время одни и те же головные боли? У вас болит голова по-разному? |
Как часто у вас болит голова? Как долго обычно длятся головная боль? |
Можете ли вы сказать, что у вас будет головная боль? Есть ли признаки того, что вот-вот начнется головная боль? |
Где вы чувствуете головную боль? Как ощущается головная боль — стук, сжимание, колющие удары или что-то еще? |
У вас появляется тошнота, рвота, головокружение, онемение, слабость или другие симптомы одновременно с головной болью? |
Что делает вашу головную боль лучше или хуже? Есть ли что-нибудь, что усиливает головную боль? Прием лекарств или прием пищи вызывают или усиливают головную боль? |
Что вы делаете, когда у вас болит голова? Приходится ли вам прекращать все, чем вы занимаетесь (играть, работать, учиться), когда у вас болит голова? |
У вас что-то особенное вызывает головную боль? У вас когда-нибудь болит голова? |
Есть ли у вас другие симптомы между головными болями? |
Принимаете ли вы какие-либо лекарства от головной боли или по какой-либо другой причине? |
Есть ли у вас другие проблемы со здоровьем? |
Есть ли у кого-нибудь в вашей семье головные боли? |
Что, по вашему мнению, может вызывать у вас головную боль? |
Оценка детей и подростков с головной болью
Как и когда у вас началась головная боль (боли)? |
Это была внезапная первая головная боль? Были ли у вас раньше такие головные боли? У тебя каждый день болит голова? Ваши головные боли стали хуже, чем раньше? |
У вас все время одни и те же головные боли? У вас болит голова по-разному? |
Как часто у вас болит голова? Как долго обычно длятся головная боль? |
Можете ли вы сказать, что у вас будет головная боль? Есть ли признаки того, что вот-вот начнется головная боль? |
Где вы чувствуете головную боль? Как ощущается головная боль — стук, сжимание, колющие удары или что-то еще? |
У вас появляется тошнота, рвота, головокружение, онемение, слабость или другие симптомы одновременно с головной болью? |
Что делает вашу головную боль лучше или хуже? Что вы делаете, что усиливает головную боль? Прием лекарств или прием пищи вызывают или усиливают головную боль? |
Что вы делаете, когда у вас болит голова? Приходится ли вам прекращать все, чем вы занимаетесь (играть, работать, учиться), когда у вас болит голова? |
У вас что-то особенное вызывает головную боль? У вас когда-нибудь болит голова? |
Есть ли у вас другие симптомы между головными болями? |
Принимаете ли вы какие-либо лекарства от головной боли или по какой-либо другой причине? |
Есть ли у вас другие проблемы со здоровьем? |
Есть ли у кого-нибудь в вашей семье головные боли? |
Что, по вашему мнению, может вызывать у вас головную боль? |
Посмотреть / распечатать таблицу
ТАБЛИЦА 2Пять временных моделей головной боли у детей
Острая головная боль | |
Единичный эпизод | головной боли в анамнезе 9903|
Острая рецидивирующая головная боль | |
Характер головной боли, разделенный бессимптомными интервалами | |
Хронически-прогрессирующая головная боль *
| |
Хроническая непрогрессивная (или хроническая-ежедневная) головная боль | |
Частая или постоянная головная боль | |
9 | Острый восстановительный Текущая головная боль (обычно мигрень), наложенная на хронический ежедневный фоновый узор (представляет собой вариант хронической ежедневной головной боли) |
Пять временных моделей головной боли у детей
Острая головная боль | |
Единичный эпизод головной боли без предшествующих событий | |
Острая повторяющаяся головная боль | |
Характер головной боли, разделенный бессимптомными интервалами | 3 |
Хронически прогрессирующая головная боль * | |
Постепенное увеличение частоты и тяжести | |
Хроническая непрогрессирующая (или хроническая ежедневная) головная боль
| 905 90 |
Смешанная головная боль | |
Острая повторяющаяся головная боль (обычно мигрень), наложенная на хронический ежедневный фоновый узор (представляет собой вариант хронической ежедневной головной боли) |
Общий физический Обследование должно включать определение основных показателей жизнедеятельности, в том числе артериального давления и температуры. При поиске болезненности носовых пазух, тиромегалии или ригидности затылочной кости следует тщательно пальпировать голову и шею. Окружность головы необходимо измерять даже у детей старшего возраста, потому что медленно прогрессирующее повышение внутричерепного давления вызывает макрокранию. Кожу необходимо исследовать на наличие признаков нейрокожного синдрома, особенно нейрофиброматоза и туберозного склероза, которые в значительной степени связаны с внутричерепными новообразованиями.
Необходимо подробное неврологическое обследование.Более 98 процентов детей с опухолями головного мозга имеют объективные неврологические данные. Ключевые особенности у детей с внутричерепными заболеваниями включают изменение психического статуса, аномальные движения глаз, искажение диска зрительного нерва, моторную или сенсорную асимметрию, нарушения координации и аномальные глубокие сухожильные рефлексы.6 Тщательное физическое и неврологическое обследование может позволить врачу исключить органические причины.
Роль нейровизуализации противоречива. Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) показана пациентам с хронически прогрессирующей головной болью и тем, у кого есть отклонения от нормы при неврологическом обследовании (таблица 3).Для большинства пациентов с острой рецидивирующей головной болью или хронической-непрогрессирующей головной болью и нормальными результатами неврологического обследования проведение визуализации не требуется. Подавляющее большинство исследований, оценивающих роль нейровизуализации у молодых пациентов с головной болью, не продемонстрировали никаких диагностических отклонений или случайных (непатологических) данных.7
Посмотреть / распечатать таблицу
ТАБЛИЦА 3Показания для нейровизуализации у детей с головной болью
Высокий приоритет |
Острая головная боль |
Худшая головная боль жизни |
Громовая боль |
Очаговые неврологические симптомы |
Аномальное неврологическое обследование |
Отек диска зрительного нерва |
Аномальные движения глаз 0003 |
Аномальные рефлексы |
Наличие вентрикулоперитонеального шунта |
Наличие нейрокожного синдрома (возраст |
или туберозный склероз 905 905 905 000 905 905 905 905 9905 Умеренный приоритет |
Головные боли или рвота при пробуждении |
Неизменное расположение головной боли |
Менингеальные признаки 85 3 0003 |
Острая головная боль |
Худшая головная боль в жизни |
Громовая боль |
Хронический со временем) |
Очаговые неврологические симптомы |
Аномальное неврологическое обследование |
Отек диска зрительного нерва |
905 Атаксия |
Аномальные рефлексы |
Наличие вентрикулоперитонеального шунта |
Наличие нейрокожного синдрома (нейрофиброматоз или туберкулез 9905) 9085 905 909 9909 |
Умеренный приоритет |
Головные боли или рвота при пробуждении |
Неизменное место головной боли |
Менингеальные признаки |
Если психическое состояние пациента изменено или очевидны очаговые изменения, перед люмбальной пункцией необходимо выполнить визуализацию черепа, хотя перед транспортировкой пациента на нейровизуализацию необходимо провести посев крови и эмпирически начать антибактериальную терапию. Рентгенография носовых пазух может быть показана пациенту с лихорадкой и головной болью, если история болезни и физикальное обследование предполагают острый синусит, хотя клиническая оценка может оправдать лечение без визуализации.10,11
Психологическая оценка может быть полезна для детей и подростков с хроническими повседневными и смешанными головными болями для оценки стрессовых провокационных воздействий и определения роли психологических методов лечения (например, биологической обратной связи, управления стрессом, методов релаксации).
Направление на консультацию невролога зависит от опыта и уверенности врача. У детей младше трех лет нечасто возникают синдромы первичной головной боли, и полное неврологическое обследование, включая визуализацию глазного дна, может быть затруднено.Вероятно, следует направить этих более молодых пациентов. Детей с острым развитием головной боли, сопровождающейся очаговыми неврологическими симптомами или признаками (например, утренней рвотой, головными болями, пробуждающими пациента), следует направлять и проводить нейровизуализацию. Также следует направлять детей или подростков с хронически прогрессирующими головными болями, что связано с повышением внутричерепного давления.
Большинство молодых пациентов с мигренью могут быть успешно вылечены лечащим врачом и направлены только в случае неудачного лечения.Хронические ежедневные и смешанные головные боли требуют очень много времени для лечения и часто требуют группового подхода с помощью терапевта, невролога, психолога и поведенческого терапевта.
Лечение специфических головных болей у детей
Лишь немногие лекарства, предназначенные для лечения головной боли, одобрены для использования у детей, если таковые имеются. Большинство обсуждаемых здесь лекарств используются детьми не по прямому назначению.
ОСТРАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
Наиболее острые нетравматические головные боли у детей являются результатом самоограниченных, поддающихся лечению с медицинской точки зрения состояний, таких как инфекция верхних дыхательных путей с лихорадкой, синуситом или мигренью (Таблица 4).
В исследованиях острой головной боли у детей в отделениях неотложной помощи у всех детей с серьезными сопутствующими заболеваниями (например, внутричерепным кровоизлиянием, опухолями головного мозга, менингитом) был один или несколько объективных результатов неврологического обследования. Эти данные включали изменение сознания, ригидность затылочной кости, отек диска зрительного нерва, аномальные движения глаз, атаксию и гемипарез.12,13 Любая из этих аномалий может быть основным показанием для нейровизуализации.
Самым немедленным терапевтическим действием должно быть помещение ребенка в тихую темную комнату, где он или она может отдохнуть, приложив ко лбу прохладную влажную ткань.Сон часто является наиболее эффективным лечением.
Посмотреть / распечатать таблицу
ТАБЛИЦА 4Причины острой головной боли у детей
Инфекция верхних дыхательных путей, с лихорадкой или без нее | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синусит | 90 | 9022 | Менингит (вирусный или бактериальный) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мигрень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гипертония | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Злоупотребление психоактивными веществами (т. е.g., кокаин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекарства (например, метилфенидат [риталин], пероральные контрацептивы, стероиды) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интоксиканты (например, свинец, оксид углерода) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опухоль головного мозга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гидроцефалия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субарахноидальное кровоизлияние в дыхательные пути | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутричерепное кровоизлияние | Внутричерепное кровоизлияние 9058 Внутричерепное кровоизлияние инфекция тракта с лихорадкой или без нее | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синусит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фарингит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Менингит (вирусный или бактериальный) | 03||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Злоупотребление психоактивными веществами (например,g. , кокаин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекарства (например, метилфенидат [риталин], пероральные контрацептивы, стероиды) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интоксиканты (например, свинец, оксид углерода) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опухоль головного мозга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гидроцефалия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субарахноидальное кровоизлияние | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распространенное внутричерепное кровоизлияние форма остро-рецидивирующей головной боли у детей.Распространенность мигрени у детей широко изучалась этим автором (Таблица 5) 14,15 и другими. Обычно используемые диагностические критерии детской мигрени показаны в таблице 6. 16. Просмотреть / распечатать таблицу ТАБЛИЦА 5Распространенность мигрени у детей
|