мясти — Викисловарь

Материал из Викисловаря

Перейти к навигации Перейти к поиску

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

 наст.прош.повелит.
Ямяту́*мя́л
*мяла́
 —
Тымятёшь
*мя́л
*мяла́
мяти́
Он
Она
Оно
мятёт*мя́л
*мяла́
*мяло́
 —
Мымятём*мяли́ —
Вымятёте*мяли́мяти́те
Онимяту́т*мяли́ —
Пр. действ. наст.мяту́щий
Пр. действ. прош.мя́тший
Деепр. наст.
мятя́
Деепр.

ru.wiktionary.org

Анализ стихотворения «Фонтан» | Инфошкола

15 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   24806

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » . Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между

частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении

эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный
мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Вариант 2

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Вариант 3

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

Анализ стихотворения «Фонтан»

3.7 (73.33%) 12 vote[s]

    

info-shkola.ru

М Г У и наука: биостанция Перцова

…………………Звенигород: биофак  М Г У. Воспоминание  о  будущем………………………

                             ……………………………………………………………………………………..

 

                             В Е Л И К А Я   С А Л М А    П Р И В Е Т С Т В У Е Т

                             З В Е Н И Г О Р О Д С К У Ю   Б И О С Т А Н Ц И Ю

 

                                                         Лице свое скрывает день:

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна

 

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

 

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы Божества

Там равна сила естества…

 

                         М. В.  Л О М О Н О С О В.

                                                                    «Вечернее размышление  о Божием  величестве

                                                                     при случае великого северного сияния».  1 7 4 3.

 

      …Карелия…  Край  нашенский…  Это о нём —  нежная, философски-психологичная, врачующее-духоподъёмная песня…  -«В разных краях оставляем мы сердца частицу, Бережно, бережно, бережно встречи храня. Вот и опять мы никак не могли не влюбиться, Как не любить несравненные эти края! Долго будет Карелия снится. Будут сниться с этих пор Остроконечные елей ресницы Над голубыми глазами озер».

    — Студенты поют! Биологи-москвичи  в Кандалакшу едут на летнюю практику!.. – словоохотливо поясняют происхождение самодеятельного концерта. —  «Белая ночь опустилась безмолвно на скалы. Тянется белая, белая, белая ночь напролёт.

И не понять то ли небо в озёра упало, И не понять то ли озеро в небо плывёт?   Долго будет Карелия сниться. Будут сниться с этих пор Остроконечные елей ресницы Над голубыми глазами озёр»…

                                                *               *               *

 

      …Административный адрес: Россия, Карельская республика, посёлок Приморский. Почтовый адрес: Мурманская область, Кандалакшский район,

Главпочтамт, А/Я  20.

   Беломорская биологическая станция имени Н.А. Перцова (Б Б С   М Г У)

   Географическое положение… Карельский берег Кандалакшского залива Белого

 моря. Пятнадцать километров от железнодорожной станции  П О Я К О Н Д А.  

Площадь посёлка – 15 гектаров. Путь сюда отнюдь не лёгок. Добираются сюда либо кораблем (только в период навигации), либо вдоль  линии электропередачи. Означенный «сухопутный» путь практически непроходим, так как основная часть – архизаболоченная.

Зимой же — выручают безотказные снегоходы…

    Энциклопедические  справки (и журналистско-интернетовские эссе) констатируют: учебно-научный центр МГУ создан для организации и проведения морских научных исследований в северном регионе, для подготовки специалистов и для проведения полевых студенческих практик; ББС  МГУ – структурное подразделение Биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

    Движение времени…  Страницы истории… 1938-ой…Первым директором  Беломорской биологической станции стал Леонид Леонидович Россолимо. Через два

Года станцию возглавил выпускник Биофака МГУ  Георгий Михайлович Беляев… Грянула Великая Отечественная…  На смену ушедшему на фронт директору станции назначили доцента Георгия Георгиевича Абрикосова. Пятилетие послевоенное – директорство  Петра Владимировича Матёкина.

 

 

   …Ныне  Беломорская биостанция носит (с 1995-го) имя  Николая Андреевича Перцова. Выпускник кафедры зоологии беспозвоночных животных курировал учебно-научный центр  МГУ с 1951-го.

   …Северный регион великой державы… Россия Ломоносовская…  Ломоносовский

космос  бытия…

 

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря.

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

 

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вы знаете пути планет;

Скажите, что наш ум мятет?

 

      «Скажите, что наш ум мятет?»… — После ухода из жизни Н.А. Перцова, новаторски развивая его традиции, коллектив возглавила  его сподвижница Нина Леонтьевна Семёнова (1987 – 1992). В 1992 – 1994 годах коллектив вновь возглавил

профессор  П.В. Матёкин. Профессор Г.Г. Новиков  директорствовал в 1994 —  2005 годах. С 2005 года руководство биостанцией осуществляется профессором кафедры зоологии беспозвоночных А.Б. Цейтлиным.

 

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как  может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

 

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят;

Склоняясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют  в эфир.

 

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших далее звезд?

Несведом тварей вам конец?

                                       Кто знает, коль велик Творец?

 

 

zavtra.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Анализ стихотворения М. В. Ломоносова

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния»»

       Форма проведения: урок-исследование

           Цели урока: 

1. (Предметные)  познакомить с творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2.(Метапредметные) Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки устной речи.

3.(Личностные) Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников. Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные (демонстрация), использование ИКТ (презентация), демонстрация слайдов.

Словарная работа: ода, метафорический язык, архаизмы, старославянизмы,

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, физическая карта России, текст стихотворения «Вечернее размышление…».


Ход  урока

В оде человек бескорыстен: он не ничтожным событиям

собственной жизни радуется не об их сетует,

                                                             он вещает правду и суд Промысла, торжествует

                                                       о величии родимого края, межует перуны в  сопостатов блажит праведника, клянет изерга.

В. К. Кюхельбекер

I. Организационный этап 

Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.

II. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе 

Учитель 

Сегодня мы вновь обращаемся к чрезвычайно богатому поэтическому творчеству Михаила Васильевича Ломоносова, русского поэта и выдающегося ученого

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий 

Сообщение подготовленного ученика о деятельности М.В. Ломоносова как выдающегося ученого и поэта

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов , отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Наука для ученого – это двигатель прогресса, катализатор развития промышленности и, следовательно, источник благосостояния нации.

Не оставил в стороне Ломоносов и филологическую науку.  Его книга «Краткое руководство к риторики на пользу любителей красноречия» и трактат «Краткое руководство к красноречию» стали лучшими учебниками по теории красноречия для ученой молодежи XVIII века. Той же цели служили и такие филологические работы как «Российская грамматика» (1755) и «Предисловие  о пользе книг церковных в российском языке» (1757).  

 


Учитель

Ломоносов будет первым русским поэтом, который напишет стихи так, как пишут их до сих пор: на правильном чередовании ударных и неударных слогов. Одно из его стихотворений мы и прочитаем.

Но прежде я хочу обратить ваше внимание на две особенности этого произведения.

Одна из них касается содержания стихотворения, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении. В чем она заключается?

Вспомним, что Ломоносов жил и творил в середине XVIII в. Этот век в европейской и российской истории характеризуется бурным развитием науки и техники, а также стремлением к просвещению населения. В обогащении человека знаниями и освобождении его от невежества виделось улучшение жизни людей. Ученые и писатели, занимавшие передовые позиции своей эпохи, считали, что через печатное слово, через просвещение проходит дорога к совершенствованию человеческого общества. Нетрудно догадаться, что и М. В. Ломоносов не мог оставаться в стороне от столь важного и благородного просветительского дела.

Поэтому пропаганда научных воззрений на устройство мира составляет тему и идейную направленность стихотворения. И это одна из отличительных его особенностей.

Другой особенностью стихотворения является наличие в нем слов старославянского языка. Что это такое — старославянский язык?

В середине IX в., т. е. двенадцать столетий тому назад, братья Кирилл и Мефодий, проповедники православного христианства, создали славянскую азбуку и сделали переводы священных книг с греческого языка на один из славянских языков. Язык этих первых славянских книг мы теперь называем старославянским.

Так как в те далекие времена славянские языки мало отличались друг от друга и язык кирилло-мефодиевских переводов был понятен всем славянским народам, во многих славянских странах книги продолжали писать не на живом разговорном языке своего народа, а на языке кирилло-мефодиевских переводов. Так было и на Руси.

В стране существовало два языка: живой разговорный, т. е. собственно русский, и литературный, книжный. Разговорный язык со временем изменялся, а книжный оставался прежним и становился все менее и менее понятным. К XVIII в. назрела острая необходимость сблизить эти языки. Ломоносов видел решение проблемы в замене старославянских слов литературного языка словами из живого разговорного языка, но в некоторых случаях считал необходимым оставить и старославянские слова — там, где они придают речи определенную стилевую окраску, а точнее сказать, делают речь торжественной, возвышенной, и в тех случаях, когда нет соответствующих слов в разговорном языке. В этом заключается суть реформы русского языка, которую осуществил Ломоносов.

Одно из отличий старославянского языка от русского мы с вами хорошо знаем: русским полногласным словам голос, холод, сторона и так далее соответствуют неполногласные старославянские. Голос на старославянском как будет? — (Глас.) Холод — ? (Хлад.) Сторона — ? (Страна.) Порох — ? (Прах.) Старославянское слово прах и древнерусское порох имели значение «пыль».

Старославянский язык оказал благотворное влияние на развитие русского языка: он значительно обогатил словарный запас нашего языка. Например, мы говорим: холод — и прохлада, холодный — и охлажденный, холодеет — и охладить.

—  Какие из этих слов вы отнесете к исконно русскими и какие заимствованы из старославянского? (Полногласные формы холод, холодный, холодеет являются исконно русскими словами, а неполногласные прохлада, охлаждение, охладить имеют старославянское происхождение.)

Напомню, что язык первых славянских книг был хорошо понятен в древности всем славянским народам. Многое в этом языке мы можем понять без объяснения и теперь.

Посмотрите на первую запись на доске.  (Лице свое скрывает…)

Этими словами начинается стихотворение М. В. Ломоносова, послушайте его первую строчку:

Лице свое скрывает день…

— Стиховая строчка закончилась, делаем паузу в чтении. Догадался ли кто-нибудь из вас, как понимать: день скрывает свое лицо?

Послушайте следующую строчку:

Поля покрыла мрачна ночь…

— Теперь, несомненно, прояснился смысл предыдущей фразы, — не правда ли?

-Как вы понимаете фразу «поля покрыла какая ночь?» (Мрачна ночь.)

— Как видите, прилагательное мрачная употреблено без конечного гласного «я», т. е. имеет неполное окончание, употреблено в усеченной форме. Если усеченное прилагательное заменить прилагательным полной формы, то фраза лишится стихотворного ритма, — послушайте: поля покрыла мрачная ночь. В стихотворении Ломоносова мы встретим немало прилагательных в усеченной форме.

-А скажите, от какого существительного образовано прилагательное мрачный? (Мрак) Слово мрак старославянское, имеет значение «темнота, тьма, темень». Теперь как надо понимать выражение мрачная ночь? (Темная ночь.) Послушайте четыре строчки стихотворения:

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

 Лучи от нас склонились прочь.

— Сначала темень покрыла… что? (Поля.)

— Затем добралась до вершин… чего? (Гор.)

— А как  понимать «лучи от нас склонились прочъ»? (Солнце опустилось за горизонт, его лучей мы уже не видим, они «склонились прочъ от нас». ‘.

Обратите внимание на следующее.  Мы вместе с автором стихотворения наблюдаем наступление ночи не в городе, а на природе: поля, горы, закатывается за горизонт солнце, и над нами… что? (Небо.) В современном городе ночного неба не увидишь, мешают фонари, дома.

— А наблюдали ли вы ночное не6о в зимнюю морозную ночь?

— Чем поражает  оно наше воображение? (Мы видим бесчисленное множество звезд, и перед нами как бы открывается Вселенная, бескрайняя и таинственная.)

 Это потрясающее впечатление при  виде усыпанного звездами неба Ломоносов передает такими словами:

Открылась бездна звезд полна

— Скажите, можно ли что-либо добавить к столь зримой картине звездного неба, созданной словами? Казалось бы, добавить нечего. Но поэт находит чем дополнить сказанное, чтобы точнее передать читателю свое изумление увиденным:

Звездам числа нет, бездне дна.

Послушайте еще раз и постарайтесь увидеть, как через изображение звездного неба проглядывает восторженное чувство очарованного человека:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

— Теперь откройте учебники с текстом стихотворения. Послушайте стихотворение. (Начало работы над стихотворением – его прослушивание. Без этого всякий разговор не только бесполезен, но попросту вреден: мы готовим читателей, умеющих наслаждаться, сопереживать, думать.)

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, —

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

«Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

 Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

 Которым малый вещи знак Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет, —

Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?*

1743

IV. Этап первичной проверки понимания изученного. 

— Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).

Поразмышляем над прочитанным 

— Стихотворение отделено от нашего времени более чем двумя столетиями и за это время в его тексте родились архаизмы времени – языковые факты, которые в ту далёкую эпоху устаревшими ещё не были.Поэтому ,чтобы понять стихотворение ,поработаем над словом.

— Обратимся к последней строке первой строфы . Чему нет дна? (Бездне.)

— Давайте подумаем, как образовано слово бездна. (От осуществительного дно и предлога без.) Бездна в буквальном смысле означает… что? («Без дна».) Заметьте, какое изящное выражение мысли о бескрайности мира: нет бездне дна!

— А чему числа нет? (Звездам.) По-русски звёздам. В современном русском языке определенных случаях происходит замена звука [э] звуком [‘о]: звезда — но звёзды, звёздам. Языки древнерусский и старославянский такой замены не знали: звезда — звезды, звездам.

— Прочтем целиком первую строфу, следите за мною по своим листкам.

В последней строке попробуем заменить старославянское звездам русским словом звёздам. Как прозвучит эта строка? Стихотворная фраза «звездам числа нет, бездне дна» превратилась в прозаическую

— Посмотрим, нарушится или не нарушится стиховой ритм первой строки, если старославянское выражение лице свое заменить русским лицо своё. (Стих сохранился.)

— А теперь давайте подумаем, почему русскому варианту «лицо своё скрывает день» Ломоносов предпочел старославянский «лице свое скрывает день»?

— Подумайте, можно ли фразу лице свое скрывает день прочитать в быстром темпе, весело, или она требует неторопливого, ровного, плавного произнесения? Спокойное, размеренное произнесение слов придает речи оттенок величавости, возвышенности. Такое ровное, мерное чтение первой строки определяет характер чтения всей строфы. И только такое неторопливое, как бы задумчивое чтение соответствует душевному настрою человека, охваченного восторженным чувством при созерцании открывшейся перед ним Вселенной.

— Скажите, какие мысли охватывают нас при наблюдении звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.) — Как эти мысли и чувства передает Ломоносов, мы увидим, прочитав следующую строфу. Вспомним только, что означает старославянское прах! (Пыль.)

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, —

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

— Мысльми — древняя форма существительного. А как мы скажем теперь? (Мыслями.)

Обратим также внимание на слова углублён, утомлён. В современном русском языке в суффиксах этих причастий происходит чередование звуков [э] и [о]: углублена — углублён, утомлена — утомлён. В древнерусском и старославянском языках, как вы уже знаете, такого чередования нет. Поэтому, чтобы придать речи возвышенный стиль, надо произнести эти причастия… как? (Углублен, утомлен.)

Один из учеников читает всю строфу. (Учитель следит за правильной расстановкой логических ударений

Взор повествователя прикован к звездному небу. Ведь перед ним Вселенная, скрывающая в себе величайшие тайны мироздания. Ах, как хочется проникнуть в них пытливому человеческому разуму! Голова кругом идет от нахлынувших мыслей.

— О чем они, эти мысли? О чем думает поэт и ученый? Это мы узнаем, прочитав следующую строфу.

В ней мы встретим выражение «множество светов» в значении «множество миров». В каком значении употреблено здесь существительное свет! (Мир, Вселенная.) Я читаю, вы следите за мною по своим листкам.

Уста премудрых нам гласят:

«Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».

— Последние две строчки требуют пояснения. Слово естество в данном случае является синонимом слова природа. Сила естества — как иначе можно сказать? (Сила природы.) Там равна сила естества — там такая же сила природы, т. е. такая же степь, высота ее совершенства, как и у природы, окружающей нас. И все это, конечно, возвышает славу Бога, Творца Вселенной. Обратите внимание на четвертую строчку Круг веков — т. е. «ход времени». Народы там и круг веков — там народы и их многовековая история.          — Обратимся к заглавию стихотворения.

 — Скажите, что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Северное сияние)

— Чтобы продолжить чтение стихотворения мы должны хорошо представлять себе картину северных сияний.

— Используя Физическую карту России, покажите, где на территории Российской Федерации можно наблюдать северное сияние? (Кольский полуостров, Мурманск, Архангельск и т.д.)

— Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Как современная наука  объясняет северное сияние?

— На фотографиях это явление природы выглядит очень красиво. (Просмотр фотографий северного (полярного) сияния на сайтах Интернета, или специально подготовленную Презентацию к уроку)

— Продолжим чтение. Что в стихотворении обозначают синонимы естество, натура?( Природа.)

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

— Откуда встает заря? (С полночных стран.)

— Какое слово в русском языке соответствует старославянскому неполногласному слову страна? (Сторона.)

— От какого существительного образовано прилагательное полночный? (Полночь.) Полночная страна — это сторона, в которой солнце находится… когда? (Когда у нас полночь.) Ночью мы не видим солнца, потому что оно находится в полночной стране, т. е. в северной стороне, на севере.

Утренняя заря не может вставать на северной стороне неба; мы знаем, что солнце всходит на востоке, а не на севере. Так где ж, природа, твой закон, если заря вдруг поднимается с полночных стран, с севера?! Это же противоестественно, «незаконно»!

— Догадываетесь, какое природное явление Ломоносов называет зарею? (Северное сияние)

— Читаем следующие две строчки.

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

— К какому существительному относится усеченное прилагательное льдисты? (Моря.) Огнь — древнерусская форма… какого   с л ов а? (Огонь.)

Солнце ставит свой трон, чтобы «царствовать», управлять природным явлением. Это первое предположение о причине северных сияний.

— Следующее предположение… какое? (Не льдисты ль мещут огнь моря?) В основе этого предположения лежит, очевидно, тот факт, что сияния наблюдаются на севере, над льдистыми морями.

Читаем следующие две строчки. Се значит «вот».

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

— Хладный — старославянское слово. Как скажем по-русски? (Холодный.)

Приступаем к чтению следующей строфы. Предварительно поясню несколько слов.

Естество — это слово мы уже встречали, что оно означает? (Природа.) Существительное устав родственно глаголам уставить, установить и имеет значение «правило», «закон». Так, например, свод армейских правил и законов и теперь называется уставом, точнее, воинским уставом. Зрак — старославянское слово, переводится как «взгляд, взор, зрение». Глагол мятет в наше время не употребляется, но сохранились родственные ему слова смятение, мятущийся. Смятение означает «душевное волнение, растерянность». При чтении стихотворения глагол следует произносить так: мя[т’эт], чтобы сохранить рифму.

— Я читаю строфу, вы следите за мной тексту.

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет, —

Скажите, что нас так мятет?

— Скажите, к какому существительному относится прилагательное малый? (Знак.) Следовательно, эту фразу надо понимать так: «О вы, которым малый знак вещи показывает закон природы». На одном интересном факте проясню смысл сказанного

Сохранилось предание, будто бы Ньютон открыл закон всемирного тяготения, наблюдая падение яблока с яблони. Рассуждал он, вероятно, так. Если яблоко летит к земле, значит планета Земля притягивает к себе это яблоко. Но и яблоко в таком случае должно притягивать к себе планету Земля, так как оба они являются материальными телами и должны быть равны перед законом. Ньютон в малом знаке вещи — в падении яблока — своим быстрым зраком усмотрел устав природы, проник в книгу вечных прав.

Следующую строфу читает один из учеников, остальные следят по своим листкам.

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

— Какое лексическое значение имеет глагол зыблет? Родственными словами ему являются существительное зыбь, прилагательное зыбкий. Зыбь означает «легкое волнение на поверхности воды», зыбкий — «находящийся в состоянии зыби, колеблющийся». Как надо понимать глагол зыблет! («Колеблет, приводит в постоянное движение».)

— В следующей строке мы встречаем устаревшее слово тверд.ь Назовите однокоренное прилагательное к этому слову. (Твердый.) Устаревшее слово твердь означает «твердое основание». В выражении земная твердь оно означает «суша», в выражении небесная твердь означает «небо». Напомню, лучи северного сияния стремятся ввысь. Скажите, в каком значении — «суша» или «небо» здесь употреблено слово твердь? (Небо.)

— Вернемся к первой строчке. К какому существительному относится прилагательное ясный? (Луч.) Если в предложении поменять местами слова ясный и ночью, т. е. расставить слова синтаксически правильно, звучание стиха не нарушится. Проверим это. Прочитаем первую строчку, поменяв местами слова ясный и ночью…

— Почему же Ломоносов нарушает обычный порядок слов? При «неправильном» порядке слов возникает необходимость четко отделять едва заметной паузой слово от слова. При таком чтении каждое слово выделяется, повышается его смысловая весомость. Характер же читательского исполнения первой строки сохраняется и далее, до конца строфы.

В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой — эфиром. Греческим же словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение.

Приступаем к чтению последней строфы стихотворения. 

Окрест — значит «вокруг, кругом, около». Отсюда и существительное окрестность.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

С вопросами, от которых «мысльми утомлен», ученый и поэт снова обращается к тем премудрым, «которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав». Он спрашивает: что малейших дале звезд?

— Подумайте и догадайтесь, какие звезды кажутся нам малейшими, т. е. самыми слабыми? (Слабыми кажутся нам наиболее удаленные звезды.)

Ломоносов спрашивает, а скорее всего, сам ищет ответ на вопросы: что малейших дале звезд? коль пространен свет?

Выражение коль пространен понятно? Подберите родственное слово прилагательному пространен. (Пространство.)

Сомнений полон ответ о природе северных сияний, хотя они возникают «окрест ближних мест» и доступны наблюдению. Так можно ли знать о том, что дале малейших звезд, можно ли сказать, коль пространен свет?

Несведом тварей вам конец?

— Непонятно? Сейчас помогу проникнуть в смысл сказанного.

Существительное тварь означало ранее любое живое существо и не имело бранного значения. Теперь о выражении несведом конец. Вам, конечно, знакомо слово сведущий? Сведущий, знающий — слова-синонимы. Раньше в русском языке было и слово сведомый. Слова сведущий и сведомый составляют пару, подобно современным ведущий — ведомый, несущий — несомый, знающий — знаемый. Сведущий — тот, кто знает; сведомый — то, что известно, что знаемо. В прошлом прилагательные и причастия нередко употреблялись в краткой форме: сведущий — сведущ (например: каждый сведущ в своем деле), сведомый — сведом (например: дело это не всякому сведомо). Выражение несведом конец означает «конец неизвестен» , а фразу несведом тварей вам конец следует понимать так: разнообразие живых существ настолько велико, что нет этому разнообразию конца.

Прочитаем последнюю строчку стихотворения

Скажите ж, коль велик творец?

— Обратимся к заголовку стихотворения. Стихотворение Ломоносова  —  это размышление… о  чем? (О Божием Величестве.) Мы сказали бы теперь «о Божьем величии»

Слова величество, величие — старославянские. Они имеют общий корень с прилагательным великий, в краткой форме — велик. Однокоренные слова величество и велик в данном случае близки по смыслу и заключают стихотворение в рамку. В заголовке указывается цель повествования (о Божием Величестве), в заключительной фразе содержится главный вывод из сказанного (коль (как) велик Творец). Этот вывод дается в форме риторического вопроса, т. е. такого вопроса, который не требует ответа, потому что ответ заключен в самом вопросе:

Скажите ж, коль велик творец?

V. Этап систематизации и обобщения изученного

— А теперь еще раз прослушайте стихотворение М. В. Ломоносова.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что ещё хотели бы узнать?

— Над чем вы задумались, уходя с урока?

VI. Этап информации о домашнем задании 

1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения «Вечернее размышление…».

2. Особое задание (выполняется по желанию обучающихся): напишите мини-сочинение-рассуждение на темы: «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…» или «Какова роль наук в развитии общества? (Цитаты из «Оды на день восшествия на…»

Урок окончен. Спасибо!

nsportal.ru

Что такое мятет – мясти — Викисловарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *