Страшная болезнь ДЦП. Что это такое?

Детский церебральный паралич — это неправильное функционирование двигательной сферы. Больной не в силах поддерживать позу и выполнять произвольные движения из-за патологии головного мозга, сформировавшейся еще до рождения малыша.

Дети с ДЦП и их родители вызывают неподдельную жалость и сочувствие. Страшный диагноз навсегда связал их вместе. Ведь ДЦП, что это, по сути? Это практически полная инвалидность, ребенок не может самостоятельно есть, пить, ходить в туалет. Имея такой диагноз, ребенок, не научившийся ходить до 8 лет, уже никогда не пойдет самостоятельно. Мать будет вынуждена поднимать уже достаточно тяжелого отпрыска и носить его на руках.

Это страшное заболевание может выражаться по-разному: от легкой хромоты до полной обездвиженности. И первый вариант — это вполне здоровый человек, способный работать, заводить семью. Второй вариант — инвалид-колясочник, неспособный на самостоятельное существование.

Характеристики заболевания

Основной симптом ДЦП — нарушение движения. Малышам с таким диагнозом собственное тело просто не подвластно, оно не слушается их. И все-таки ДЦП — что это?

  1. При этом заболевании нарушается координация движения.
  2. Повышается мышечный тонус. Мышцы малыша всегда напряжены и не умеют расслабляться.
  3. Мышцы, которые, по сути, не должны принимать участие в движении, патологически включаются в работу.
  4. Ребенок не способен удержать позу.
  5. Дефекты слуха и речи.
  6. Умственное отставание.
  7. Проявления судорог, эпилепсии.
  8. Нарушение чувствительности.
  9. Изменения вегетативной нервной системы.
  10. Сильная потливость.
  11. Нарушенное артериальное давление.
  12. Неправильный сердечный ритм.
  13. Эпизодическое повышение температуры тела и др.

Причины заболевания

ДЦП — что это? По сути, это неблагоприятный исход повреждения головного мозга в первые месяцы жизни ребенка — перинатальной энцефалопатии. Можно отметить следующие факторы, приводящие к повреждению мозга:

  • Рождение малыша раньше срока.
  • Гемолитическое заболевание новорожденного.
  • Патологические роды, приводящие к отмиранию части клеток мозга, травмирование при родах, асфиксия новорожденного.
  • Длительные или быстрые роды, стимуляция или же торможение посредством медикаментов.
  • Вынужденное использование щипцов в процессе родов.
  • Попытки выдавить плод.
  • Рождение ребенка с пороками мозга, как то: неверная анатомия, отсутствие частей мозга.

Почему бывает порок мозга

  1. Всевозможные заболевания, передаваемые на генетическом уровне.
  2. Вредное воздействие на беременную.

Также риск могут вызывать рождение близнецов, профпрививки с неблагоприятным исходом, отклонения в нервной системе. Конечно, все перечисленное выше не говорит о том, что малыш родится с ДЦП, однако насторожиться и проявить бдительность при таких признаках просто необходимо!

Можно ли говорить о лечении таких детей? Ведь ДЦП — что это? Это уже свершившийся факт, и здесь уместнее сказать не о лечении ребенка, а о его реабилитации. Самое главное — это научить пациента самообслуживанию. Научить его справляться без помощи близких в элементарных бытовых вопросах. Здесь уже медики не так могут помочь, основная часть обучения ложится на плечи родителей. Чем раньше начинается реабилитация, тем больше шансов добиться максимальных результатов.

fb.ru

Что такое церебральный паралич?

Церебральный паралич (ЦП) – это нарушение работы опорно-двигательного аппарата, характеризующееся аномалией моторной функции и постурального тона, который приобретается в раннем возрасте, еще до рождения. Признаки и симптомы церебрального паралича обычно проявляются в первый год жизни.

Это нарушение работы опорно-двигательного аппарата является результатом непрогрессивного поражения головного мозга. Поражением головного мозга является любая аномалия структуры мозга или его функции. «Непрогрессивное поражение» означает, что поражение не ведет к дегенерации мозга. Это также означает, что поражение головного мозга является результатом одноразовой травмы головного мозга, которая не будут повторяться.

С церебральным параличом рождаются от 1 до 3 детей в каждой тысяче новорожденных. Однако, эта цифра намного выше среди детей, родившихся с очень низким весом, а также у недоношенных детей.

Интересно, что новые методы лечения, которые приводят к увеличению выживаемости детей, родившихся с низким весом, или недоношенных детей, на самом деле, способствуют увеличению общего числа детей с церебральным параличом.

Каковы причины церебрального паралича?

Существует множество причин возникновения и прогнозов течения церебрального паралича.

У доношенных новорожденных причиной церебрального паралича, как правило, является дородовая и не связанная с событиями во время родов травма. В большинстве случаев ДЦП связано с событиями, которые происходили во время беременности, т.е. в то время, когда плод развивается в утробе матери.

Преждевременные роды является фактором риска развития церебрального паралича. При преждевременных родах повышается риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к церебральному параличу. У недоношенных детей может также развиться серьезная дыхательная недостаточность, в связи с незрелостью и недоразвитостью легких. Это может привести к периодам снижения кислорода, доставляемого в головной мозг, что, в свою очередь, может стать причиной церебрального паралича.

Локальный или распространенный асептический некроз белого вещества больших полушарий головного мозга называется перивентрикулярной лейкомалиций. Это заболевание, характерное для недоношенных младенцев, при котором в белом веществе головного мозга образуются отверстия. Белое вещество служит для нормальной обработки сигналов, которые передаются по всему мозгу, и от мозга к остальным частям тела. Нарушения белого вещества наблюдаются во многих случаях детского церебрального паралича.

Тем не менее, важно признать, что подавляющее большинство недоношенных детей, родившихся намного раньше срока, не страдают от церебрального паралича. За последнее время в области неонатологии было много достижений, улучшающих выживаемость детей, родившихся намного раньше срока.

Кроме того, причиной детского церебрального паралича могут быть генетические заболевания, инсульт из-за неправильного кровоснабжения или инфекции мозга.

Хотя многие считают, что наиболее частой причиной церебрального паралича является недостаточное насыщение мозга кислородом во время родов (асфиксия плода при рождении), на самом деле, асфиксия редко становится причиной церебрального паралича. При ДЦП в результате асфиксии, младенец почти всегда страдает тяжелой неонатальной энцефалопатией, проявляющейся в течение первых нескольких дней жизни. Эти симптомы включают в себя:

  • судороги
  • проблемы с дыханием
  • проблемы с питанием
  • вялость, и
  • кома, в зависимости от степени тяжести

В редких случаях, к повреждению мозга и развитию церебрального паралича может привести травма, полученная в результате сложных родов. Маловероятно, что церебральный паралич разовьется спустя несколько лет после сложных родов.

Жестокое обращение с детьми в раннем детстве также может вызвать значительные повреждения мозга, которые, в свою очередь, могут привести к церебральному параличу. В таких случаях, кровотечение может произойти в тот момент, когда взрослый, в порыве злости, пытаясь укачать плачущего ребенка, начинает его усиленно трясти. Таким образом, можно не только вызвать у ребенка ДЦП, но и убить его.

Несмотря на разнообразие факторов, которые могут повлечь за собой церебральный паралич, во многих случаях причины заболевания установить не удается. Однако, с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерной томографии, а также улучшением возможностей диагностики генетических нарушений число таких случаев значительно сократилось.

Какие бывают типы церебрального паралича?

Исходя из особенностей двигательных нарушений, церебральный паралич можно разделить на типы:

  1. спастический церебральный паралич
  2. хореоатетозный церебральный паралич, и
  3. гипотонический церебральный паралич

Эти категории не являются жесткими, и у большинства пациентов, наблюдаются смешанные типы.

Что такое спастический церебральный паралич?

Спастический церебральный паралич – это состояние, при котором увеличивается мышечный тонус, вызывая тугоподвижность одной или нескольких конечностей (рук или ног). Степень тяжести этого патологического процесса может быть различной — от выраженных парезов до легкой неловкости, которая обнаруживается при развитии у ребенка мелкой моторики. В общем смысле спастичность приводит к ограничению использования конечностей, в основном, в связи с невозможностью координации движений. Часто спастичность влияет на одну сторону тела (гемипарез), но также может повлиять на все четыре конечности или только на ноги (спастическая диплегия). Когда заболевание затрагивает обе ноги, человек способен стоять только на полусогнутых ногах, а при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

Кроме того, с повышением тонуса мышц также увеличиваются глубокие сухожильные рефлексы, появляются нарушения мелкой моторики и координации движений, мышечная слабость, утомляемость и множество других проблем.

Спастичность часто возникает в результате повреждения белого вещества головного мозга, но она также может быть связана с повреждением серого вещества.

Степень спастичности может варьироваться от легкой до тяжелой. Дети с легкой степенью могут испытывать незначительные трудности, а при тяжелой степени дети практически не могут конструктивно использовать пораженные конечности. Если должным образом не лечить спастичность, заболевание может привести к контрактуре, ограничению подвижности суставов. Контрактура может быть значительной помехой в уходе за детьми с церебральным параличом. Спастичность также может быть весьма болезненной и для того, чтобы расслабить мышечный тонус, требуется лечение.

Те же фундаментальные процессы, которые влияют на спастичность конечностей, могут также привести к аномалии движений и мышечному тонусу в других системах организма. В мышцах головы и лица. Так, церебральный паралич может значительно ограничить способность говорить, даже когда ребенок вполне способен понимать речь. Заболевание может обусловить ограничения жевания, глотания, мимики и движения глаз. Эти симптомы могут доставить много трудностей детям и их семьям.

Многие пациенты со спастическим церебральным параличом не могут контролировать выход мочи. Эта неспособность не обязательно связанна с недоразвитостью, она может быть вызвана повышением рефлексов мочевого пузыря. Когда мочевой пузырь наполняется, у этих детей просто срабатывает рефлекс, в результате, моча не удерживается.

Что такое хореоатетозный церебральный паралич?

Хореоптетозный церебральный паралич связан с ненормальными, неконтролируемыми, движениями рук и / или ног. В отличие от спастического церебрального паралича, люди с хореоатетозным церебральным параличом имеют переменный мышечный тонус часто со снижением мышечного тонуса (гипотония). Контрактура конечностей менее распространена. Ненормальные движения активизируются в результате стресса, а также нормальных эмоциональных реакций, таких как смех. Любая попытка сделать произвольное движение, например, протянуть руку, чтобы достать предмет, может привести к многочисленным непроизвольным движениям рук, ног, туловища и даже лица. Существуют различные типы аномальных движений. Два наиболее распространенных — быстрое, нерегулярное, непредсказуемое сокращение отдельных мышц и дистония со стойкими, но непостоянными, неправильными позами некоторых частей тела (рук, ног, туловища), происходящими по причине неправильного сокращения мышц. Дистонические расстройства также влияют на выражение лица, глотание и речь, в результате чего у ребенка появляются серьезные функциональные недостатки.

Эти движения могут быть очень изнурительными и значительно ограничить способность ребенка к выполнению многих задач, связанных с движением. Кроме того, эти движения сродни постоянным упражнениям, в результате чего больной ребенок теряет огромное количество калорий. Хореоатетозный церебральный паралич часто связан с повреждением специализированных структур мозга (базальных ганглиев), которые вовлечены в управление движением. Степень тяжести симптомов часто варьируется от легкой до тяжелой.

Что такое гипотонический церебральный паралич?

Гипотония предполагает снижение мышечного тонуса. Гипотонический церебральный паралич превращает ребенка в тряпичную куклу. В раннем детстве, гипотония обнаруживается сразу, поскольку ребенок не способен контролировать головку, когда его сажают. Детям с тяжелым гипотоническим церебральным параличом, возможно, труднее всех детей с церебральным параличом освоить двигательные навыки и получить нормальное когнитивное развитие.

Гипотонический церебральный паралич часто является результатом серьезного повреждения головного мозга или пороков его развития. Считается, что гипотонический церебральный паралич является результатом травмы или порока развития мозга на более ранней стадии, чем при спастическом или хореоатетозном церебральном параличе.

Гипотония в раннем детстве часто провоцирует различные неврологические заболевания, которые могут быть легкими, тяжелыми или даже иногда фатальными, как в случае с нейродегенеративным нарушением мышц. Важно отметить, что многие дети со спастическим церебральным параличом могут иметь частичную гипотонию на ранних этапах жизни.

Что такое смешанный церебральный паралич?

Многие (практически все) дети с церебральным параличом имеют симптомы разных типов церебрального паралича. Например, дети со спастическим церебральным параличом часто не могут держать голову, что характерно для гипотонии. Дети с хореоатетоидным церебральным параличом часто имеют глубокие сухожильные рефлексы, которые напоминают мышечную спастичность.

Какие другие заболевания ассоциируются с церебральным параличом?

Поскольку церебральный паралич характеризуется нарушением или пороком развития мозга, у детей с церебральным параличом могут наблюдаться и другие симптомы, связанные с мозговой дисфункцией. Фактически, у этих детей наблюдаются и другие нарушения, помимо дисфункции двигательной системы. Некоторые из этих нарушений, например, плохая речь, трудности в глотании, слюнотечение и нарушение моторной координации являются результатом нарушения двигательной системы, некоторых мышц, вовлеченных в перечисленные процессы. Другие заболевания могут быть результатом одновременных повреждений в других частях мозга, кроме областей двигательной системы.

При церебральном параличе также наблюдается нарушение когнетивных способностей, которые часто относят к задержке развития. У 50% пациентов с церебральным параличом присутствует нарушение познавательных способностей. Однако многие из этих детей способны к обучению и могут вести продуктивную жизнь. Важно отметить, что многие дети с серьезными нарушениями двигательной системы, вызванными церебральным параличом, имеют такие же симптомы, как и дети с хореоатетоидным или гипотоническим типами церебрального паралича.

Практически все исследования когнитивного развития ребенка включают деятельность его двигательной системы. Если ребенок может размышлять, но не способен двигаться, то врач не сможет диагностировать умственное нарушение. Поэтому, следует быть очень осторожным, оценивая пациентов с церебральным параличом. Определенные характерные черты, часто ассоциируются с нарушением когнитивных способностей у пациентов с церебральным параличом. Они включают сильное повреждение мозга у детей со спастической тетраплегией, микроцефалию (маленький размер головы), генетические заболевания, и внутриутробную инфекцию. Также у больных церебральным параличом (примерно у трети из них) часто бывают судороги. Судороги вызваны аномальной электрической активностью нейронов в мозге. Поврежденный мозг более подвержен приступам. Кроме того, когнитивные расстройства часто ассоциируется с эпилептическими припадками.

Симптомы припадков могут отличаться в зависимости от области мозга, в которой они возникают. Генерализованные приступы зарождаются в коре головного мозга, в то время как частичные приступы зарождаются только в некоторых частях коры головного мозга. Часто, генерализованные приступы начинаются, как частичные приступы, но после они быстро распространяются на весь мозг. Генерализованные приступы могут приобрести форму сильных конвульсий, при которых содрогается все тело, или форму отсутствия конвульсий, когда тело изредка вздрагивает, но при этом человек не падает.

У пациентов с церебральным параличом могут возникнуть и другие формы генерализованных приступов. Во время тонических приступов, тело пациента может внезапно дервенеть. Как тонические, так и бесконвульсивные приступы могут закончиться падением пациента и часто приводят к различным травмам.

Частичные приступы могут характеризоваться резкими движениями рук и ног. Кроме того, они могут быть связаны со странными ощущениями, например, с эффектом фотовспышки, или чувством страха, в зависимости от того, какая часть мозга затронута.

Часто могут возникать зрительные нарушения. Некоторые из них, например, косоглазие, могут быть скорректированы с помощью хирургических методов. Некоторые могут быть скорректированы ношением очков. У части детей зрительные нарушения являются результатом повреждений мозга и связаны со зрением, что может привести к слепоте, даже если глаза вполне здоровы. В настоящее время не существует лечения для улучшения этого состояния.

Дети с церебральным параличом могут иметь различные нарушения речи. Например, дизартрия (расстройство артикуляции), являются результатом ухудшения периферийного механизма речи. Афазия, является нарушением в сером веществе мозга, которое регулирует центральный механизм речи.

Дети с церебральным параличом часто с трудом набирают вес и плохо растут. Это является результатом нескольких факторов, включая нарушение потребления пищи, в то же время другие дети могут страдать от ожирения, по причине ограничения их подвижности.

Дети с хореоатетоидным типом церебрального паралича могут иметь компрессию нервов или повреждения шейных позвонков, что может нанести вред спинному мозгу.

Другие проблемы связаны со стоматологическими заболеваниями, дыханием, с инфекциями мочевого пузыря, остеопорозом, энурезом, энкопрезом и запорами.

Как оценивается состояние ребенка с церебральным параличом?

Чтобы поставить диагноз — церебральный паралич – необходимо пройти тщательное медицинское обследование. Прежде всего, необходимо определить причины, вызывающие ухудшение состояния ребенка. Малыш с подозрением на церебральный паралич должен пройти неврологическое обследование у детского невролога. После обследования, врач может направить ребенка на лабораторные анализы, которые помогут установить диагноз.

Не существует ни одного анализа для диагностики церебрального паралича. Но в связи с тем, что церебральный паралич является результатом многочисленных нарушений, для того, чтобы идентифицировать эти нарушения выполняются различные анализы. Кроме того, врачам необходимо знать и оценить состояние ребенка и выявить другие заболевания, которые могут быть у ребенка.

Анализы крови и мочи помогут идентифицировать наиболее распространенные отклонения от нормы. Также, анализ крови также используется для хромосомных или других генетических исследований. Для определения структурных изменений мозга применяется магнитно-резонансная томография.

Как только диагноз подтверждается, назначаются дополнительные исследования для определения особенностей течения заболевания. Например, если присутствуют приступы, то используется электроэнцефалограмма. Это диагностическое исследование не используется, если пациент не имеет признаков эпилепсии.

Как лечат церебральный паралич?

Церебральный паралич не лечится. Однако проблемы, связанные с церебральным параличом, можно лечить или предотвратить. На начальном этапе лечения необходимы консультации нескольких специалистов: педиатра, невролога,хирурга-ортопеда, психотерапевта, физиотерапевта, логопеда и др. Каждая из консультаций может оказаться для ребенка полезной. Детям с неврологическими нарушениями понадобится также помощь психотерапевта.

Какие специфические методы лечения церебрального паралича?

После предварительного обследования, каждому ребенку назначается индивидуальное лечение:

Лечение эпилептических приступов

Если у ребенка случаются эпилептические приступы, то лечение будет зависеть от типа и частоты приступов. Используя определенные лекарственные препараты, можно достичь полного контроля приступов, но у некоторых детей бывают трудно-контролируемые приступы. Лекарства могут вызывать побочные эффекты, влияющие на мозг. Побочные эффекты могут проявиться как в форме заторможенности, так и в форме гиперактивности. Они могут также влиять на функцию печени, на белые и красные кровяные тельца, и на костный мозг. Обычно побочные эффекты не несут существенной опасности и прекращаются при использовании соответствующих медикаментов. Цель врача – добиться прекращения приступов и снизить побочные эффекты. Важно отметить, что врач все равно не сможет полностью избавить ребенка от приступов и побочных эффектов на лекарства.

Лечение при мышечной спастичности: подход к лечению спастичности разрабатывают разные специалисты. Лечение включает использование лекарств и хирургических процедур для уменьшения спастичности, облегчения движений и предотвращения конвульсий. Наиболее распространенными препаратами являются дантролен натрия и диазепам. Диазепам — это средство, расслабляющее мышцы. Баклофен (Lioresal) принимают орально или вводят интратекально. Это лечение может быть особенно полезно для пациентов со спастичностью нижних конечностей. Наиболее распространенные побочные эффекты: сонливость и слабость. Седативные побочные эффекты этих препаратов часто рассматривают, как полезные. При интратекальном введении препарата, наиболее распространенный побочный эффект – это инфицирование катетера. При правильном использовании эта процедура может предотвратить хирургическое вмешательство.

Хирургическое лечение при спастичности: В случае сильной спастичности мышц, врачам приходится прибегнуть к хирургическим методам. Операция выполняется на сухожилиях хирургом-ортопедом, и допускается только в редких случаях. Реже проводится процедура, которая называется радикотомия спинного мозга. В процессе этой операции, хирург удаляет некоторые нервные окончания, которые посылают сенсорную информацию от мышц к спинному и головному мозгу. Эта процедура уменьшает спастичность и помогает ребенку двигаться. Большинство нейрохирургов, которые выполняют эту операцию, очень тщательно выбирают пациентов, которым она может помочь. Иногда детям с церебральным параличом требуется другой вид хирургического вмешательства. Крайне редко при хореоатетоидном церебральном параличе используются нейрохирургические методы, которые помогают сократить количество непроизвольных движений без вреда для других функций.

Другие хирургические процедуры

Офтальмологи (окулисты) лечат косоглазие, воздействуя на мышцы, которые управляют движением глаза, также корректируют некоторые другие осложнения, например, катаракту.

Нейрохирурги могут скорректировать эпилептические приступы. Такие операции, как, например, каллозотомия, гемисферэктомия, резекция областей пораженной мозговой ткани могут назначаться в некоторых случаях. Альтернативная процедура для лечения эпилепсии — это нервное стимулирование посредством имплантируемого устройства, которое помогает некоторым пациентам контролировать приступы.

Сколиоз или искривление позвоночника — это часто результат серьезной гипотонии. Заболевание может вызвать дискомфорт у пациентов и трудности при выполнении ежедневных рутинных действий. Кроме того, сильный сколиоз может даже ограничить способность дышать. Для коррекции сколиоза используется несколько хирургических методов.

Детям, которые не в состоянии принимать пищу самостоятельно, может потребоваться гастрономическая трубка.

Терапия

Спастичность лечат врачи различных специальностей. Важную роль могут сыграть физиотерапевты.

Физиотерапия: длительность физиотерапии зависит от степени спастичности, гипотонии и ухудшения моторных функций. Основной терапевтический эффект физиотерапии — это поддержание двигательной системы и профилактика контрактур. Некоторые специалисты считают, что физиотерапия влияет даже на мозг, хотя это спорно. После процедур физиотерапии наблюдаются и другие позитивные эффекты, например, улучшение походки, поз и баланса. Физиотерапия существенно помогает в течение жизни ребенку с церебральным параличом.

Профессиональная терапия: трудовая терапия помогает детям приобрести необходимые навыки повседневной жизни дома и в школе, включая употребление пищи, навыки письма, навыки выполнения домашних обязанностей. В раннем детстве терапевты могут помочь в кормлении ребенка с ослабленным или неконтролируемым сосательным рефлексом.

Речевая терапия: логопеды занимаются развитием и улучшением речи. Используя различные методы, логопеды помогает детям в развитии речевых способностей. Роль этих специалистов не ограничивается только помощью в развитии речевых способностей, они также учат пациентов другим методам общения (язык жестов), чтобы облегчить способности общения.

Медицинский уход

Медицинскому уходу за детьми с церебральным параличом часто серьезно препятствует неспособность ребенка выражать свои потребности и чувства. Распространенные детские болезни, такие как ушные инфекции, инфекции мочевых путей и аппендицит, которые легко поддаются лечению у большинства детей, могут оказаться опасными для жизни детей с ДЦП из-за поздней диагностики. Поэтому важно, чтобы детей с ДЦП регулярно осматривал специалист.

Так как врачи не дают надежду на то, что церебральный паралич можно вылечить, многие семьи пытаются использовать альтернативные методы лечения. Альтернативная терапия может включать диеты, травяные средства, игры с животными и гипербарический кислород. Научные исследования подтверждают, что диеты оказывают негативное влияние на организм ребенка. Некоторые из них, например, гипербарическая кислородотерапия, которая выполняется в специализированных центрах, может оказаться очень дорогостоящей, но научных доказательств ее целесообразности нет. В любом случае в таком лечении должен присутствовать индивидуальный подход. Прежде чем использовать альтернативные методы лечения, родители ребенка должны проконсультироваться с врачом.

Каковы долгосрочные перспективы для пациентов с церебральным параличом?

Ответ на этот вопрос сложный. Так как церебральный паралич имеет различные симптомы, то и лечение должно быть разнообразным. Многие ученые надеются на последние открытия, в основе которых лежит замена потерянных или поврежденных мозговых клеток. Пока такая терапия еще не доступна, а серьезные клинические испытания начнутся только через 5-10 лет.

Чем больше мы узнаем о причинах церебрального паралича, тем больше мы можем сделать, чтобы предотвратить заболевание. Например, использование фолиевой кислоты помогает правильному развитию центральной нервной системы и используется в качестве превентивной меры от церебрального паралича. Помочь предотвратить это заболевание может также отказ от использования во время беременности некоторых лекарств, алкоголя, табака, наркотических средств, как, например, кокаин.

Уход за ребенком с церебральным параличом

Невозможно переоценить роль человека, который будет ухаживать за ребенком с церебральным параличом. Будь то нянечка или родители, эти люди должны понимать потребности ребенка и обеспечить ему или ей атмосферу любви и гармонии. Часто, уход за детьми с церебральным параличом может вызвать эмоциональные и материальные трудности. Для обеспечения надлежащего ухода за детьми с церебральным параличом необходимо принимать во внимание психическое здоровье и финансовое положение семьи или опекуна.

Мы должны признать, что многие, возможно даже, большинство детей с церебральным параличом могут прожить полную смысла, счастливую жизнь. Однако им трудно будет это сделать без помощи родителей и медиков.

Источник: //www.medicinenet.com/cerebral_palsy/article.htm

Загрузка…

www.uaua.info

Что это такое ДЦП

ДЦП – это наследственная патология, при которой развивается нарушение мышечной иннервации в комбинации с перечнем сопутствующих симптомов. При максимальной степени поражения возникают координационные нарушения (атаксия) за счет поражения мозжечка.

Самая сильная атаксия (аномальная двигательная активность) развивается вследствие нарушения координации одновременно в мозговой коре и мозжечке, но при нозологии возникают повреждения других отделов коры.

Форма, распространенность и патологические мозговые очаги определяют тяжесть поражения мышечных волокон. Вначале возникает односторонний дисбаланс, поэтому при прогнозировании клинического течения нужно учитывать стадию развития.

Самые частые варианты двигательных нарушений при ДЦП:

  1. Спастические реакции мускулатуры;
  2. Непроизвольные двигательные пароксизмы;
  3. Ограничение определенных видов движений.

Детский церебральный паралич – это болезнь, при которой всегда прослеживается ненормальная мышечная иннервация. Нозология сочетается с рядом других клинических проявлений:

  • Потеря слуха;
  • Нарушение речевой связности;
  • Падение зрения.

Заболевание нередко сочетается с эпилептическим статусом, психозами. У части пациентов вместе с патологией двигательной активности возникают аномалии ощущения, тактильной чувствительности. Из-за перечисленных нарушений появляются комбинированные нозологические формы, являющиеся вариантом сочетания нескольких патологических морфологий.

За детьми с ДЦП требуется постоянный уход, так как для качественной жизнедеятельности требуется коррекция расстройств выделения кала, мочи. Способность к переработке пищи у детей с церебральным параличом изменяется. Болезнь постепенно прогрессирует, поэтому появляются новые симптомы, усугубляющие состояние человека. Клиника обусловлена обострением сопутствующих болезней, а не усилением мышечных спазмов.

Постепенно повреждение мозговых структур сопровождается захватом новых областей. Процесс взросления ребенка при заболевании замедляется, что дополнительно обуславливает поражение психики, затруднения в учебе, трудности с реальным осознанием окружающего мира за счет психической изоляции от общества.

При анализе медицинской информации относительно ДЦП ученые подчеркивают группу симптомов, синдромов, патологических форм, возникающих вследствие аномалий головного мозга. Постепенно по мере формирования мозговой активности у 40% пациентов прослеживается падение интеллекта. Особенно часто проблемы с мыслительной и умственной деятельностью возникают у людей с наличием спастической квадриплегии. Сильное спастическое сокращение обеспечивает передачу постоянных сигналов в головной мозг, что приводит к формированию стойкого очага гипервозбуждения. Источник является областью постоянной нервной импульсации.

Аномальное функционирование мозговой ткани является результатом наследственного заболевания, но у каждого ребенка степень деградации личности отличается. Факт объясняется выраженностью мутации хромосомного аппарата, наличием сопутствующих заболеваний, при которых развивается поражение подкорковых центров с локализацией в коре и более глубоких слоях мозга. Определенную сложность развития детского церебрального паралича формирует наличие комбинированных генетических мутаций, при которых создаются перекрестные вещества, формирующие аномальные биохимические реакции в тканях головного мозга.

Что такое болезнь «ДЦП»

Причина любого ДЦП – это воздействие множества факторов. Практика позволила выявить внутринатальные, внеутробные этиологические триггеры. Полифакторность патологии обеспечивает несколько уникальных механизмов развития болезни. Детский церебральный паралич у каждого ребенка проявляется особыми механизмами формирования патологии, при которых развиваются позотонические рефлексы у новорожденных.

При описании болезни ДЦП следует отметить наличие двух морфологических вариантов патологии – непосредственно «детский паралич» и «детский церебральный паралич». Первая нозология не имеет отношения к генетическим аномалиям, а возникает как последствие инфекционного заболевания под названием эндемический паротит.

ДЦП – что за болезнь

Современные взгляды ученых описывают механизмы формирования болезни ДЦП, как сочетание множества факторов, приведших к ряду аномалий функционирования головного мозга. Практические исследования выявили морфологические нарушения коры больных, но этиологические моменты остались без верификации. Влияние факторов прослеживается преимущественно в перинатальном периоде, но возможно комбинация разных причин. В первые периоды после рождения ребенка также возможно действие провоцирующих факторов, которые активируют патологические генные локусы.

Важный составляющий компонент активного развития детского церебрального паралича – это гипоксия, формирование которой происходит под влиянием внутриутробных и перинатальных причин. От недостатка кислорода страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение равновесия, двигательных и рефлекторных механизмов. Ишемия – это опасное состояние, приводящее к гибели мозговых нейронов. Болезнь является провоцирующим моментом инсульта.

При детском церебральном параличе формируются специфичные расстройства.

Провоцирующие факторы внутриутробного паралича:

  1. Токсикозы беременных;
  2. Фетоплацентарная недостаточность;
  3. Герпетическая инфекция;
  4. Угроза выкидыша;
  5. Цитомегаловирусная инфекция;
  6. Нефропатия беременной.

Дополнительные патологические триггеры развития болезни ДЦП со стороны матери:

  • Повышенное давление;
  • Сердечные пороки;
  • Травмы во время вынашивания ребенка;
  • Полиорганная недостаточность.

Во время родов ДЦП формируется под влиянием следующих особенностей:

  1. Нарушение координации родов;
  2. Узкий таз;
  3. Тазовое предлежание;
  4. Родовая травма.

После родов провоцирующими факторами заболевания является гемолитическая болезнь, асфиксия. Последняя нозология сопровождается аспирацией околоплодных вод. Патология беременности, врожденные пороки легких – это также провоцирующие триггеры болезни.

Самая частая причина болезни ДЦП после родов – это токсическое поражение мозговой ткани под влиянием гемолитической болезни вследствие иммунологического конфликта в системе «мать-плод», несовместимости крови.

В педиатрической практике детский церебральный паралич считается болезнью, при которой формируется разная степень поражения внутримозговых тканей одного или обоих полушарий. Не существует достоверных методов, позволяющих оценивать динамику изменения морфологии при лечении. Клинические симптомы болезни возникают в первые часы после формирования патологии сразу после рождения ребенка. Грамотный акушер-гинеколог по клинике определит вероятность ДЦП у новорожденного.

Острые признаки детского церебрального паралича развиваются на ранних стадиях. Вначале ребенок отстает в развитии от сверстников. Задержка развития мышечной активности – это первое опасное проявление патологии.

При анализе состояния малыша отмечаются следующие признаки:

  1. Самостоятельно малыш не переворачивается;
  2. По возрасту удержать голову пациент не в состоянии;
  3. Из-за мышечной слабости ребенок не может держать в руке игрушку;
  4. Сознательно не контролируется активность верхних и нижних конечностей;
  5. Пытается ходить на цыпочках, так как нарушается функционирование апоневроза стопы;
  6. Затруднения при попытке движений на полной стопе.

Парезы при параличе локализуются односторонне. Вначале появляется поражение руки или ноги на одной стороне. При этом пораженный участок мозга расположен с противоположной стороны.

За счет нарушения передачи импульса по пораженной стороне возникает нарушение речи за счет некачественной иннервации.

Дизартрия приводит к парезу гортани, глотки. Мышечный спазм сопровождается дисфагией (нарушением глотания). Усиленный мышечный тонус приводит к обездвиженности органа.

При сильном спазматическом сокращении мышц пораженной конечности постепенно возникает укорочение, так как ткани со здоровой и пораженной стороны развиваются по отличным механизмам.

Сильная спастика при детском церебральном параличе приводит к деформации костного остова скелета с деформацией груди, сколиозе. Костный остов качественно поддерживается мускулатурой. Аномальная иннервация нарушает развитие костей малыша.

ДЦП протекает с последующим развитием мышечных контрактур. Нужно несколько лет для разрастания фиброзной ткани, но процесс необратим. Паретичные конечности сопровождаются патологией моторики, двигательными нарушениями. Сокращение мышц приводит к болевому синдрому с расположением точек боли в проекции ступней, плечей, шеи, спины. Любое небрежное передвижение усиливает болевой синдром.

Уникальный гиперкинетический тип характеризуется непроизвольными движениями, которые проявляются в виде непонятных кивков, некоординируемых поворотов в сторону, появлением на лице гримас, принятием непонятных позиций. Ребенок с параличом ведет себя асоциально, но не склонен к суицидальному поведению.

Для атонически-астатической формы специфично неустойчивое передвижение, мышечный тремор и слабость, мозжечковая атаксия. При отсутствии дополнительных симптомов даже квалифицированный специалист может заподозрить инсульт, а не паралич.

При детском церебральном параличе появляются функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта, косоглазие, недержание кала и мочи. Симптомы неспецифичны, поэтому медики проводят полноценную диагностику с применением магнитно-резонансной томографии. У большей части пациентов с параличом возникает нарушения зрения. Атрофия мозговой коры прослеживается редко, но состояние активирует сопутствующие болезни.

Сочетание паралича с патологией гормональной системы приводит к появлению следующих видов патологий – ожирение, метаболические проблемы, олигофрения, неврологические реакции, психозы, расстройство восприятия, отклонения поведения. Эндокринные нарушения запускают целый ряд проблем в организме.

Только у 30% детей с церебральным параличом сохраняется физиологическая интеллектуальная функция.

ДЦП – это такая нозология, при которой возникает хроническое течение, но нет прогрессирования. С течением времени появляются некоторые новые клинические симптомы, но они являются признаками «ложной депрессии», которые обусловлены лишь сочетанием с вторичными болезнями – использование наркоза, кровоизлияние, инсульт, эпилепсия.

При описании, что такое ДЦП болезнь, нужно выделить нозологические формы:

  1. Спастическая тетраплегия – это тяжелейший вариант, развивающийся после перенесенных инфекций (бактериальных, вирусных), длительных гипоксических состояний, аномалий строения головного мозга. Усилена спастика при прохождении плода через узкий таз. У недоношенных детей заболевание формируется вследствие перивентрикулярной лейкомаляции, гипоксии, некроза мозга. Ишемические проблемы для детей не характерны. Недостаток кровоснабжения обусловлен в большинстве случаев проблемами беременности. Диагностика спастической тетраплегии базируется на выявлении речевых, когнитивных нарушений, псевдобульбарного синдрома. Без специальных знаний верифицировать патологию невозможно. Для спастической формы характерно развитие деформации конечностей и туловища. При быстром формировании детского организма выраженность костных деформаций максимальная. Примерно в 50% случаев развиваются приступы эпилепсии. При спастической форме в половине случаев прослеживаются слуховые расстройства, атрофические изменения зрительного нерва. При морфологическом обследовании выявляется микроцефалия;
  2. Диплегия спастическая (болезнь Литтла) сопровождается нарушением иннервации мышечных волокон с обеих сторон. Вскрытие с морфологической верификацией показало, что поражение мускулатуры при патологии развивается вследствие лейкомаляции, мягкотканых изменений, кровоизлияний внутрь и вокруг желудочков. При сильном кровотечении возможен летальный исход. Диплегия со спазмами морфологически характеризуется поражением средне-задних отделов белого вещества. Возможны редкие атрофические очаги зрительных нервов и другой локализации. При этой форме прослеживаются тетрапарезы, постбульбарный синдром, косоглазие, нарушение слуха, речи, потеря интеллектуальных функций;
  3. Гемиплегическая функция сопровождается парезом половины туловища. Околожелудочковый инфаркт, врожденная ампутация части мозга, кровоизлияние, ишемические поражения головного мозга, гемипарезы – проявления опасны, так как сопровождаются социальной дезадаптацией, уединенностью ребенка. Из-за сохранения интеллекта малышу не требуется сиделка;
  4. Дискинетическая (гиперкинетическая) форма развивается на фоне гемолитической болезни новорожденных, для которой характерна желтуха. Вторичным проявлением патологии является поражение базальных ганглиев, развивающееся у недоношенных детей. Другие варианты сопровождаются экстрапирамидальными нарушениями. Клиника болезни характеризуется торсионной дистонией, гиперкинетическими кризами, глазодвигательными расстройствами, дистоническими атаками, парезами и параличами, мышечным гипертонусом. Неврологи отмечают, что сильные гиперкинетические речевые нарушения приводят к потере интеллекта, трудностям с обучением и социальной адаптацией. У редкой категории детей с ДЦП сохраняется интеллект, позволяющий закончить школу;
  5. Атаксическая (атонико-астатическая) форма сопровождается чрезмерными периостальными сухожильными рефлексами, которые определяет квалифицированный невропатолог. Речевые расстройства характеризуются псевдобульбарной дизартрией, мозжечковой атаксией. Для верификации потребуется магнитно-резонансная томография. Патологические нарушения появляются при разрушении мосто-лобно-мозжечкового пути передачи информации. Поражение лобных долей характерно для родовой травмы, при которой сохраняется гипоксия головного мозга на протяжении длительного промежутка времени. Патология дополнительно сопровождается дисметрией, асинергией, тремором конечностей. При данной нозологии прослеживается задержка интеллектуального развития, поэтому ребенок не может посещать обычную школу. Наследственные атаксии сочетаются с уменьшением интеллектуальной функции;
  6. Смешанные формы характеризуются сочетанием клинических симптомов нескольких разновидностей болезни ДЦП одновременно.

vnormu.ru

ДЦП: причины, признаки, коррекционная работа

Детским церебральным параличом (ДЦП) называют заболевания нервной системы, при которых нарушается координация речи и движения, происходит задержка в интеллектуальном развитии, расстройство мышечной и двигательных систем. Эти нарушения вторичны и появляются на фоне аномалий головного мозга. Поражение опорно-двигательного аппарата происходит в утробе матери, при родах или в ранний послеродовой период.

Детский паралич обычно проявляется в раннем возрасте. Изменения в головном мозге, которые могут возникать у взрослых по разным причинам, имеют иные последствия.

Содержание:

Основные причины возникновения ДЦП у детей

Существует множество факторов и причин, которые предрасполагают к появлению у детей церебрального паралича.

Главными причинами являются:

  • Генетические факторы, наследственность. Отклонения в генетическом аппарате у родителей, способствуют возникновению ДЦП у детей.
  • Кислородное голодание и нарушение кровоснабжения. Они могут возникнуть и во время беременности, и при родах, при сопутствующем кровоизлиянии и сосудистых нарушениях.
  • Инфекционная причина. После рождения ребенок может перенести менингит, энцефалит, арахноидит из-за этих заболеваний возможно возникновение ДЦП. При этом заболевания протекают достаточно тяжело. Об этом свидетельствуют плохие результаты анализов, в которых обнаруживаются возбудители заболевания.
  • Действующие на плод токсические и ядовитые препараты. Это связано с приемом сильных препаратов в период беременности, работа в неблагоприятных условиях, где беременная контактирует с различными химическими и другими вредными веществами.
  • Физические факторы. Облучение и излучение, воздействующие на организм будущей матери, впоследствии негативно сказываются на психическом и эмбриональном развитии ребенка.
  • Механический фактор. Повреждения головного мозга ребенка во время родов или же через некоторое время после них. По неосторожности беременная женщина может получить травму до родов, что тоже может стать причиной патологических изменений  у ребенка.

Появление данной патологии у детей обусловлено множеством факторов. В связи с этим выделяют 3 группы детского церебрального паралича.

1 группа. Истинный, не приобретенный ДЦП. Заболевание передалось по наследству и является первичным, ребенок рождается с патологией. При этом имеются генетические изменения в мозге и нарушения в развитии.  Размер и объем мозга небольшой, кора головного мозга отличается недоразвитостью,  в ходе исследования обнаруживаются патологические нарушения в  анатомическом и функциональном плане. Мозг ребенка парализован и не выполняет все основные функции.

2 группа. Неистинный, приобретенный ДЦП. Возникновению приобретенного ДЦП способствуют травматическая ситуация и кровоизлияния в мозг ребенка во время родов.  Это приводит к гибели некоторых участков головного мозга. Также приобретенный ДЦП может быть вызван  воздействием токсических веществ, после тяжелых инфекционных заболеваний и др. В результате всех этих признаков  образуется тяжелая картина ДЦП. Невзирая на то, что поражается  головной мозг и нервная система, ребенок может  самостоятельно передвигаться и способен к самообслуживанию.

3 группа. Неистинный, приобретенный ДЦП. Эта группа имеет другое название ― ложный или вторичный синдром ДЦП. В отличие от других типов данный тип встречается достаточно часто.

До рождения у ребенка сформирован мозг, он с точки зрения биологических и интеллектуальных  функций полноценный. Полученные травмы при родах способствуют нарушению некоторых отделов мозга, которые затем приводят к парализации отдельных её функций. Дети с ложным ДЦП-синдромом по внешнему виду ничем не отличаются от других. У них сохраняется интеллект, что отличает их от других типов синдрома. Для таких детей имеются все шансы на дальнейшее восстановление.

Симптомы и признаки ДЦП

Главные симптомы, которые свидетельствуют о поражении головного мозга, можно обнаружить через некоторое время после рождения, постепенно они могут проявляться в грудном и старшем возрасте.

К основным признакам ДЦП относят:

  • Ригидность
  • Тремор конечностей
  • Атетоз
  • Спастичность
  • Атаксия (нарушение координации)
  • Неспособность к сохранению равновесия
  • При ходьбе наступание на носок
  • Нарушение слуха и зрения
  • Беспокойство и плохой сон
  • Вздрагивания и судороги
  • Эпилепсия
  • Нарушение развитие речи
  • Задержка эмоционального и психического развития
  • Нарушения мочевыделительной системы

Признаки ДЦП могут быть заметны родителям и окружающим, а также некоторые из  них может заметить только специалист. В зависимости от того, где располагаются патологические очаги в головном мозге, у ребенка имеются различные признаки и симптомы ДЦП.

Как в грудном возрасте, так и в старшем по таблице навыков можно определить имеющиеся признаки ДЦП. Установить точный диагноз способен только квалифицированный специалист.

Формы церебрального паралича

В зависимости от степени и локализации аномалий  выделяют несколько форм церебрального паралича. По типу расстройства движения выделяют следующие формы:

  • Спастическая
  • Дискинетическая
  • Атаксическая
  • Смешанная

При спастической форме поражается плечо и кисть руки на одной стороне тела. Может наблюдаться нарушение зрения, внимания, речи и умственного развития. Дети, страдающие данной патологией, начинают поздно ходить и передвигаются преимущественно на пятках, так как сухожилия пяток отличаются жесткостью.

Спастическая диплегия характеризуется поражением мышц нижних конечностей обеих ног. В раннем возрасте формируются контрактуры, приводящие к анатомической патологии позвоночного отдела и суставов.

Дискинетическая форма встречается у детей, которые переболели гемолитической болезнью. Характеризуется эта форма непроизвольными мышечными движениям, которые происходят в разных частях тела. Их  называют дискинезами. Движения у ребенка медленные, тягучие им могут сопутствовать судороги с сокращением мышц. При этом у детей нарушается привычная поза отдельных частей тела туловища. В умственном и  интеллектуальном развитии детей никаких изменений не наблюдается. Их можно вполне обучать в учреждениях образования, они склонны к нормальной жизни в детском коллективе.

Проявление атаксической формы церебрального паралича характеризуется уменьшением мышечного тонуса и наличием сильных судорожных рефлексов в сухожилии. У детей с атаксической формой нарушена речь. Это вызвано параличом голосовых связок, мышц гортани и т. д. Такие дети отличаются умственной отсталостью, они трудно поддаются обучению.

В зависимости от повреждения отдельной двигательной системы мозга (мозжечковая, пирамидная, экстрапирамидная) выделяют конкретную форму заболевания. При сочетании нескольких форм и  вариантов заболеваний с поражением отделов головного мозга возникает смешанная форма церебрального паралича.

Диагностика  и лечение ДЦП

Зачастую некоторые симптомы у новорожденных носят преходящий характер, а окончательный диагноз можно поставить только через пару лет после рождения.

  1. Диагностировать церебральный паралич можно путем наблюдения за наличием у ребенка каких-либо отклонений в интеллектуальном и физическом развитии, данных анализов и магнитно-резонансной томографии.
  2. Чтобы выявить синдром ДЦП проводят ряд мероприятий:
  3. Анализ всей имеющейся информация о болезнях ребенка
  4. Физический осмотр (слух, зрение, осанка и т. д.)
  5. Выявление скрытой формы заболевания
  6. Для исключения любых других заболеваний, назначают дополнительные исследования головного мозга: ультразвуковое обследование, томография, анкетирование.

Проведение всех диагностических мероприятий на выявление формы заболевания позволяет поставить правильный и окончательный диагноз.

Лечение ДЦП основывается на проведении тренировок, которые позволяют снизить выраженность дефектов. В основном это психофизические нагрузки. Чтобы улучшить мышечную функцию проводят различные виды терапии. Для развития речи с больным ребенком работает логопед. С целью поддержания равновесия и ходьбы применяют различные ортопедические приспособления и специальные фиксаторы.

Кроме этого, лечение детского паралича включает курсы массажа и лечебную физкультуру. Врачи рекомендуют принимать препараты для улучшения микроциркуляции и питания нервной ткани.

Одним из успешных методов в лечении  церебрального паралича является дельфинотерапия.

Дельфины устанавливают контакт с больными детьми. В свою очередь, прикасаясь к дельфинам, у детей активизируются рефлекторные зоны, которые отвечают за нервную систему. Эффект гидромассажа создает плавник дельфина, а вода при этом тренирует мышцы и снижает нагрузку на суставы.

В профилактических целях для расслабления мышц и контрактур назначают препараты Диазепам, Баклофен, Дантролен и др. Благоприятный эффект дает введение в пораженную мышцу Ботокса. При судорогах применяют антиконвульсанты. Пассивность движений в суставе, т.е. контрактуру лечат хирургическим путем. Процедура, заключающаяся в разделении сухожилия, называется тенотомия.

Если начать курс лечебно-восстановительных мероприятий для детей ДЦП, можно избежать больших отклонений в развитии.

Коррекционная работа с детьми ДЦП

Главные направления и задачи коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольном возрасте:

  • Формирование и коррекция временных и пространственных отношений
  • Развитие эмоционального, игрового, речевого и других видов деятельности  с окружающими
  • Развитие моторной координации и функциональных способностей кистей рук
  • Развитие скорости восприятия объектов и явлений
  • Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата
  • Развитие голоса, просодики и речевого дыхания
  • Коррекция нарушений произношения
  • Воспитание к самообслуживанию и личной гигиене

Для детей с двигательными нарушениями показаны различные  легкие физические нагрузки или лечебная гимнастика, направленные на уменьшение спастики и гиперкинезы, стимулирование функции паретичных мышц, увеличение подвижности позвоночника, суставов. Кроме этого упражнения  и нагрузки позволяют создать положительный и эмоциональный настрой.

Упражнения в бассейне с шариками и занятия фитбол-гимнастикой способствуют расслаблению мышц, а также увеличивают их сократительную способность, улучшают кровообращение и лимфоотток. Выпуклость мяча используется для коррекции деформации позвоночника.

В коррекционной гимнастике довольно часто используют упражнения с предметами.  Они вырабатывают силу, ловкость и координацию движений. Некоторые виды таких упражнений: перелезть через небольшое ограждение при этом не выпускать палку из рук, быстрая передача за спиной мяча и др.

Коррекционная работа способствует снижению небольших рефлексов и увеличению диапазона движения.

Основные упражнения для работы с детьми ДПЦ:

  • Упражнения на растягивание и укрепление мышц и связок
  • Упражнения на развитие чувствительности мышц
  • Тренировочные упражнения на расслабление, снятия спазмов, напряжения и судорог
  • Тренировочные упражнения для обучения нормальной ходьбе
  • Тренировочные упражнения для  органов чувств
  • Упражнения на подъем по вертикальной плоскости
  • На занятиях физическими нагрузками особое место отводится корригирующим и дыхательным упражнениям.

Эффективно воздействуют на двигательные способности комплексные чувствительные стимулы. Среди них выделяют:

  1. Зрительные. Практически все упражнения выполняются перед зеркалом. Тактильные. Поглаживание различных частей тела, опора на поверхность, которая покрыта тканями из различных материалов, ходьба по песку и др.
  2. Проприоцептильные. Упражнения на сопротивление, их чередование с открытыми и закрытыми глазами и др.
  3. Все упражнения полезно выполнять под музыку.
  4. На занятиях физическими упражнениями учитывают не только возраст ребенка и его качественные патологические изменения в организме, но главным образом его психологические особенности и уровень моторного развития.

Детям с таким серьезным заболеванием как церебральный паралич своевременно оказывается медицинская, психологическая, педагогическая, логопедическая и социальная помощь. Правильное обучение движениям, применение лечебной гимнастики, водолечение, массаж и ортопедические средства имеют огромное влияние на развитие детского организма. Массаж может быть направлен на расслабление и укрепление языка и губ, мышц шеи, лицевой и губной мускулатуры. Для этого проводят вибрационный и точечный массаж лицевой мускулатуры.

При этом эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия может возрасти при одновременном использовании медикаментозного лечения.

В приложенном видео Вы может посмотреть пример лечебной гимнастики для детей с ДЦП.

Коррекционная и лечебно-психологическая работа должна носить комплексный характер. Для этого следует руководствоваться действиями специалистов различного профиля и выполнять соответствующие рекомендации. Чем раньше начнется работа с ребенком, страдающим детским церебральным параличом, тем лучше для него.

Важно вести постоянное наблюдение за состоянием ребенка при продолжающем психоречевоми физическом развитии.

morehealthy.ru

Болезнь дцп это что – 7 ранних признаков, 4 линии терапии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *