Атипичный аутизм. Что это? Симптомы, причины и лечение, терапия
Атипичный аутизм
Атипичный аутизм у детей – неспецифическое первазивное расстройство развития
Это разновидность заболеваний аутистического спектра
Так же, как и классический синдром Каннера, атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, ограниченностью интересов и отставанием в развитии
Однако разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем обычно (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выражены
Не стоит думать, что атипичный аутизм протекает легче обычного
Напротив, ряд симптомов при такой форме заболевания может проявляться сильнее
Атипичный аутизм: главная опасность
Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен
В этом случае родители
Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенка
И, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму
Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.
Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенка
Вот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства
Атипичный аутизм: симптомы
Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни
Это
Социальное взаимодействие
Речевое развитие
Наличие творческого мышления
У ребенка нарушена связь с внешним миром
При этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разному
При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людей
Аутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально
У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфера
Им сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличными
На самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей
Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления
Это выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкам
Такие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия
Все новое ввергает их в панику
Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивно
Недуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным
Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениями
То есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые люди
Подробнее о сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье
Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностью
Также варьируется степень сложности проблемы
Так, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьми
А встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь
При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклонения
Атипичный аутизм: причины
Основными причинами возникновения и развития аутипичного аутизма у детей медицина называет умственную отсталость и тяжелые речевые расстройства
Более подробно о других предпосылках появления данного недуга вы можете почитать ЗДЕСЬ
Также на нашем сайте есть статья, в которой освещаются истинные причины аутизма и подобных ему проблем – о них официальная медицина умалчивает
Атипичный аутизм: лечение
Врачи официально признают свою несостоятельность в лечении данного недуга, а также всех прочих форм аутизма
Как правило, они прописывают маленьким аутистам тяжелые лекарственные препараты, рекомендуют занятия с логопедом и психиатром
Однако мало кто из медицинских работников смотрит вглубь проблемы и старается устранить причины атипичного аутизма
Наша восстановительная программа – это комплексный подход к нейтрализации большинства причин возникновения и развития болезни
И он действительно работает – на нашем сайте мы собираем удивительные истории полного исцеления аутистов
Узнайте больше о программах восстановления для атипичного аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами ТенториумПлан семинаров ЗДЕСЬ
Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма
Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником
apicorrection.com
Атипичный аутизм у детей
Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?
Атипичный аутизм – признаки и симптомы
Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.
Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.
Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:
- Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
- Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
- Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
- Трудности в привитии навыков самообслуживания.
- Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.
Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.
Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.
Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется
Атипичный аутизм с умственной отсталостью
Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.
Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.
Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».
Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении
Атипичный аутизм без умственной отсталости
Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:
- Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
- Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
- Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
- Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
- Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
- Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.
В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.
Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.
Лечение
Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.
В социализации и обучении хорошие результаты дают:
- обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
- посещение реабилитационных центров;
Статья в тему: Медицинские центры лечения аутизма
Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.
Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.
При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.
Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.
Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.
Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом
invamama.ru
Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:
Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.
При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.
baby.ru
Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.
logoped-forum.ru
Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.
Видео — Атипичный аутизм, занятие
autizmy-net.ru
Атипичный аутизм — причины, симптомы, диагностика и лечение
Атипичный аутизм – это психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.
Общие сведения
Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.
Атипичный аутизм
Причины
Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:
- Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
- Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
- Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.
Патогенез
Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.
Классификация
Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Данная форма встречается при синдроме Мартина-Белла. Вторая разновидность – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:
- Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
- Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
- Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.
После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.
Симптомы атипичного аутизма
Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов. Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию. Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.
Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть. У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.
Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения. Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.
У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени. У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.
Осложнения
Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит. Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии. Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.
Диагностика
Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:
- Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
- Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
- Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
- ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.
Лечение атипичного аутизма
В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:
- Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
- Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
- Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.
Прогноз и профилактика
Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.
www.krasotaimedicina.ru
Симптомы атипичного аутизма у детей с умственной отсталостью и без нее / Mama66.ru
Атипичный аутизм — это один из видов психического расстройства у детей. Ребенок первые годы своей жизни может развиваться совершенно нормально, не отличаясь от сверстников. Заболевание обнаруживается у него только в дошкольном или школьном возрасте, в зависимости от возникновения первых признаков нарушений со стороны психики.

Если сравнивать атипичное расстройство с классическим аутизмом, то совпадений между этими диагнозами можно найти немного. В первом случае ребенок может обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, он без проблем способен адаптироваться в обществе, и в целом на фоне окружающих детей выглядеть вполне нормально. Но, если понаблюдать за ним, можно столкнуться с некоторыми особенностями в поведении, которые не влияют на его взаимоотношения с окружающей действительностью.
Особенности и симптомы заболевания
Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:
Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.
Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.
При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.
Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.
Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности. Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:
- проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
- устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
- трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
- выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
- невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
- абсолютное непонимание невербальной формы общения;
- постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
- стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
- странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
- реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.
Диагностика
Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания. Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.
Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих. Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия. То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.
Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления. Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты. Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.
Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада. Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.
Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения.
Подробнее: Как распознать аутизм и помочь ребенку? →
Лечение
Единственной верной лечебной тактики в отношении атипичного расстройства психического развития в настоящее время не существует. Лечение носит симптоматический характер, направленный на степень уменьшения проявления основных признаков заболевания. Успешно проведенное терапевтическое воздействие и устранение явных симптомов патологии, приводит к тому, что ребенок ощущает улучшения в самочувствии.
Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.
Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.

Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания. Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу. Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.
Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.
Автор: Ольга Рогожкина, врач,
специально для Mama66.ru
Полезное видео о атипичном аутизме
Советуем почитать: Все о детской близорукости
mama66.ru
Атипичный аутизм у детей: симптомы
Под понятием «атипичного аутизма у детей» понимают облегченную форму аутизма. Такое заболевание часто проявляется лишь спустя несколько лет. Поскольку на ранних стадиях очень сложно обнаружить симптомы, диагноз устанавливается с опозданием. Если сравнивать пациентов, у которых диагностировали атипичный аутизм, и пациентов, имеющих классическую форму заболевания, то в первом случае наблюдается лучшее развитие ребенка.
Признаки заболевания
Данное заболевание еще называют первазивным расстройством развития. Существует много симптомов, соединяющихся в разные комбинации. Но следует выделить определенные признаки атипичного аутизма с умственной отсталостью:
- Нарушения, связанные с социальным взаимодействием. Некоторые пациенты не проявляют никакого интереса к обществу, не желают с ним взаимодействовать. Другие больные хотят общаться, но не понимают, каким образом наладить процесс коммуникации.
- Нарушения языковых навыков. Детям, страдающим атипичным аутизмом, сложно овладеть языком, понять речь людей, которые их окружают. Такие дети не обладают большим запасом слов. Пациенты каждое слово, взятое из устной, письменной речи, трактуют исключительно в одном значении. Также больные атипичным аутизмом не способны сопереживать, понимать мысли, чувства остальных.
- Неумение выражать собственные эмоции. Дети, болеющие атипичным аутизмом, воспринимают окружающих как безэмоциональных, равнодушных людей. А все из-за того, что такие пациенты не понимают невербальные сигналы.
- Постоянная раздражительность, негибкость мышления, неподатливость. Дети с таким заболеванием привыкают к определенному распорядку. Они не принимают какие-либо отклонения, изменения. Если установленный режим нарушается, то у них это вызывает много эмоций. Такие пациенты не любят громких звуков, яркого света.
Вернуться к оглавлению
Симптомы болезни
Когда дети болеют атипичным аутизмом, у них отсутствует мышление, воображение, плохо развиты языковые навыки, присутствуют сложности с социальной коммуникацией. Также следует еще сказать о сенсорных нарушениях. Ребенок просто не может обрабатывать и правильно реагировать на ту информацию, которая поступает. У некоторых больных заметны склонность к непонятной стереотипии, предпочтение странных цветов.
Каждый случай индивидуален. У пациентов с атипичным аутизмом симптомы бывают разными, они создают определенные комбинации. Ребенок, у которого диагностировали это заболевание:
- Имеет нарушенные навыки общения. Он не может создавать и поддерживать зрительный контакт с другими людьми.
- Не особо хочет завязывать дружеские отношения либо имеет с этим сложности.
- Теряет языковые навыки, которые были приобретены ранее либо обладает слишком малым словарным запасом для своего возраста.
- Испытывает сложности, когда общается с людьми.
- Обладает слабыми речевыми навыками.
- Не способен фантазировать, принимать участие в ролевых играх.
- Не понимает, что слова имеют разные смысловые оттенки, воспринимает речь окружающих буквально.
- Не воспринимает невербальный язык. Не может понять эмоции окружающих его людей.
- Привыкает к рутинному образу жизни. Не любит, когда в распорядок вносятся какие-то изменения.
- Играет в непонятные игры. Такие пациенты могут на протяжении длительного времени просто подбрасывать какой-то предмет.
- Сложно обрабатывает полученную информацию. У таких больных может быть не совсем стандартная реакция на определенные цвета, образы, вкусы, звуки, запахи.
У людей, страдающих атипичным аутизмом, симптомы могут создавать разные комбинации. Один из больных, например, имеет огромное желание завести друга, но ему очень тяжело общаться с людьми. Кроме того, он не совсем понятно реагирует на некоторые ситуации. Другой больной понимает, каким образом должен быть обустроен процесс общения, но он хочет быть один. Его круг интересов имеет определенные ограничения. Особенно это касается областей, где необходимо взаимодействовать с другими людьми.
У детей, страдающих атипичным аутизмом без умственной отсталости, симптомы проявляются по-разному. Если речь идет о мягкой форме заболевания, то ее очень сложно вовремя опознать.
Вернуться к оглавлению
Лечение аутизма
Во время диагностики заболевания за ребенком постоянно наблюдают, проверяют его способности. Практически всю информацию предоставляют родители, опекуны. Бывают случаи, когда врач предполагает, что ребенок болен аутизмом, но симптомы не полностью соответствуют расстройствам аутического спектра. В подобных ситуациях он ставит диагноз «атипичный аутизм».
Нет какой-то определенной системы лечения для детей, которые болеют атипичным аутизмом. В большинстве случаев врачи лечат симптомы заболевания. Здесь все зависит от того, насколько тяжело проходит болезнь, в какой форме. Если провести эффективное лечение, которое устранит симптомы атипичного аутизма, то состояние ребенка значительно улучшится.
Иногда самым лучшим лечением является индивидуальная терапия. Но она отнимает очень много времени.
Некоторым детям для уменьшения симптомов заболевания достаточно будет ограничить взаимодействие с людьми.
Главное — чтобы человек, который будет работать с больным, владел разными методиками лечения. Он должен понимать, в чем нуждается пациент. В некоторых ситуациях необходимо пробовать разные методики, пока ребенку не станет лучше. Даже когда симптомы уменьшились, это не значит, что стоит остановить лечение. Оно должно продолжаться еще длительное время, пока пациенту не станет намного лучше.
Автор:
Иван Иванов
Поделись статьей:
Оцените статью:
Загрузка…1popsihiatrii.ru
Атипичный аутизм что это такое
Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для рассматриваемого недуга характерны основные признаки «обычного» детского аутизма, но такое отклонение, в отличие от ранней формы, впервые дает о себе знать в возрасте позднее 3 лет либо же имеет особое течение.
Общие сведения о заболевании
Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:
- проблемы социального взаимодействия;
- специфические нарушения поведения;
- трудности общения.
В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.
- Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
- Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.
Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.
Нередко такие больные страдают нарушениями речи, в первую очередь, проблемами ее понимания. При таких обстоятельствах обычно и заходит речь о нарушении интеллектуального развития по типу аутизма
Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом.
При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.
В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.
Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.
Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.
Характерные признаки заболевания
Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.
- Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
- Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
- Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
- Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.
Особенности лечения
Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.
Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.
С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.
В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.
Очень важно, чтобы специалист, ведущий ребенка, имел соответствующие навыки и опыт. Врач должен понимать, в чем нуждается конкретный больной и в совершенстве владеть требуемыми для его случаями методиками лечебного воздействия
В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.
Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.
Будьте здоровы!
prodepressiju.ru
Атипичный аутизм — Особые дети
Установлено, что при данной форме аутизма заболевание может никак себя не проявлять длительное время, даже годами. Есть дети, которые страдают мягкой формой аутизма, и все основные симптомы заболевания просто не обнаруживаются. В подобной ситуации диагноз уточняется со значительным опозданием. Люди, имеющие эту форму заболевания, также отличаются некоторыми нарушениями. Но если сравнивать, то их развитие определяется более высоким уровнем, чем у тех пациентов, кто страдает классическим аутизмом. Атипичным аутизмом часто называют первазивное расстройство развития. Для данного заболевания свойственно наличие множества симптомов, и у разных пациентов они могут проявиться в различных комбинациях. Тем не менее, имеются признаки, которые считаются общими.
К характеристикам атипичного аутизма относится ряд нарушений в сфере социального взаимодействия. Такие симптомы выражены в различной степени, и отличаются своеобразным характером. К примеру, некоторые пациенты полностью равнодушны к взаимодействию с окружающими. Другие люди, наоборот, выражают готовность к общению, хотя не знают, каким образом построить эффективный процесс коммуникации. У больных атипичным аутизмом нередко возникают проблемы овладения языком, также может быть непонимание речи окружающих. Словарный запас недостаточен, и заметно его несоответствие с возрастом. Каждое слово, независимо, в устном или в письменном виде, трактуется такими пациентами исключительно в прямом значении.
Еще одним неизменным симптомом атипичного аутизма является неумение правильно выразить свои эмоции. Такие люди не понимают невербальные сигналы, и в связи с этим окружающие воспринимают их, как лишенных эмоций и равнодушных личностей. К тому же, пациентам с атипичным аутизмом свойственна раздражительность, негибкость мышления, неподатливость. Например, если говорить о детях, то они не в состоянии принять любые изменения, или даже малейшие нарушения привычного жизненного распорядка. Даже незначительные нарушения в этом плане могут вызвать настоящую бурю эмоций. Среди внешних раздражителей особенно выделяется яркий свет, звуки повышенной громкости.
Причины атипичного аутизма
Специалисты не всегда сходятся во мнении, обсуждая причины возникновения атипичного аутизма. В основном, называется глубокая умственная отсталость, низкий уровень функционирования, что влечет за собой проявления отклоняющегося специфического поведения, которое требуется для подтверждения диагноза аутизма. Также атипичный аутизм наблюдается у лиц, имеющих тяжелые специфические расстройства развития рецептивной речи. То есть, данное состояние значительно отличается от аутизма. Нередко отмечено, что причиной аутизма является тяжелое нарушение мозговой деятельности. Известно, что у таких больных мозг не работает даже в той степени, чтобы возникло поведение, типичное для аутистов.
Установлено, что атипичный аутизм имеет совсем иные признаки, по сравнению с обычным заболеванием. Атипичным аутизмом считается также атипичный детский психоз, отсталость в работе головного мозга с определенными признаками аутизма. Нередко детям, страдающим атипичным аутизмом, ставят совсем другой диагноз, в частности, — шизофрения. Специалисты подтверждают, что диагностика затруднена, и является довольно сложной. В большинстве случаев, родители консультируются у многих врачей различной специализации, в том числе, включается психиатр, невролог, не исключается и отоларинголог.
Иногда родителям кажется, что ребенок их просто не слышит, и именно эта причина объясняет невнимание к просьбам. В самом деле, со слухом все в порядке, просто ребенок в определенные моменты настолько погружен в свой внутренний мир, что не может воспринимать любые звуки извне, в том числе, и голос родителей. Медицинская литература не содержит данных о конкретных причинах, вызывающих атипичный аутизм, поэтому лечение основано на общем психологическом воздействии с учетом имеющихся нарушений психики.
Лечение атипичного аутизма
Диагностика и лечение атипичного аутизма подразумевает наблюдение за пациентом, проверку способностей человека. Значительная часть информации о больном бывает предоставлена родителями ребенка, или его опекунами. В том случае, если врач предполагает наличие аутизма, и, в то же время, симптомы не соответствуют всем имеющимся критериям, относящимся к аутическому спектру, — может быть поставлен диагноз атипичный аутизм. Данный этап включает в себя множество вопросов, но эта форма заболевания у детей не имеет специальной системы и лечебных курсов. Врач назначает лечение именно симптомов, а не самого заболевания. Следует отметить, что эффективное устранение проявлений данного заболевания позволяет улучшить состояние пациентов.
Нередко при лечении ребенка, страдающего атипичным аутизмом, применяется терапия индивидуального назначения, и для нее отведена значительная часть дня. В то же время, для некоторых детей создается более благоприятная обстановка, если взаимодействие с окружающими ограничено, что способствует снижению интенсивности признаков. Особенно важно, чтобы специалист, занимающийся с ребенком, четко имел представление о том, что требуется в каждом конкретном случае, и отлично владел разнообразными методиками.
Бывает так, что лечение проводится, используя пресловутый метод проб и ошибок. Он заключается в том, что врач применяет различные способы лечения, пока один из них не даст явных положительных результатов. В некоторых случаях симптомы заболевания выражены слабо, но это не значит, что можно не заниматься лечением, или прекратить его раньше времени. Занятия по выбранной методике необходимо проводить длительное время, до явного улучшения состояния ребенка. В этом плане, не может быть лишнего влияния, и пациент получает только пользу с каждым лечебным сеансом.
ru-happychild.livejournal.com