Содержание

Провалы в памяти

ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Под «провалами в памяти» понимают полную или частичную потерю воспоминаний.

Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт.

Разновидности

Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга и включает разные процессы – запоминание, сохранение (или, наоборот, забывание), узнавание и воспроизведение. Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти.

Именно борьба с забыванием (важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации) обеспечивает сохранение важных данных.

Еще два процесса – узнавание и воспроизведение – дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти (или амнезия) могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию (сочетание первых двух) и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии.

Возможные причины

Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании.

Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.

Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование.

Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.

При наличии психологических факторов (стресс, нервное перенапряжение) или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.

Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.

Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании.

Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия – несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят операции на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него.

В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках.

Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности.

Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти.

Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия – поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ.

Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при

гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти.

Витамин В12 необходим для регенерации миелина – вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти.

Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики (атропин, скополамин, платифиллин, металлизир), антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны (например, бодибилдеры), имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом.

Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит.

Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти.

Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции.
При деменции возникает диффузное поражение коры мозга (например, при болезни Альцгеймера) или подкорковых структур мозга (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия).

Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события.

К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти. Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками.

При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления.

Диагностика и обследование

Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания. Значительную информацию можно получить, используя различные лабораторные тесты и инструментальные обследования, а также оценив неврологический статус пациента. В качестве объективного критерия используются данные КТ и МРТ мозга. 

Потеря памяти

Потеря памяти

Потеря памяти, иначе — амнезия – это утрата воспоминаний. Потеря памяти бывает частичной или полной. При частичной стираются не все воспоминания, в памяти сохраняются отдельные обрывки событий, смутные образы. Полная амнезия – полная потеря всех воспоминаний. 

Потеря такой важной функции —  настоящая трагедия для человека, ведущая к разрушению личности, ухудшению качества жизни. В большинстве случаев — это дегенеративный процесс, который наступает в жизни после 70 лет у 15% пожилых людей.

Многие, наверное, сталкивались с ситуацией, когда родные люди — бабушки, дедушки увлеченно рассказывают о своем детстве, но с трудом могут вспомнить, то, что было совсем недавно. Возрастная забывчивость связана с разрушающими процессами, которые происходят непосредственно в мозговой ткани.

Однако, амнезия может быть признаком серьезного заболевания. Поэтому, отнестись к ней стоит с особой серьезностью.

Какие заболевания скрываются за таким симптомом как потеря памяти?

1. Болезнь Альцгеймера. Наиболее часто болезнь начинается с потери кратковременной памяти — это первый и наиболее тревожный признак. Человеку становиться сложно запомнить заученный текст, в связи с этим он вынужден вести письменные напоминания. На снимке МРТ хорошо видны изменения в структуре головного мозга, характерные для болезни Альцгеймера. В то же время определить болезнь на ранних стадиях с помощью лишь метода МРТ достаточно сложно. Для уточнения диагноза необходимо также пройти электрокардиографию, электроэнцефалографию, исследование функции щитовидной железы и др.


2. ВИЧ. Проблемы с памятью, а в более широком смысле, проблемы с психикой (от невротических реакций до деменции и органических поражений головного мозга) очень часто встречаются, как неотъемлемые  признаки и симптомы ВИЧ.
3. Гиперпаратериоз — заболевание, вызываемое избыточной секрецией гормона паращитовидными железами и характеризующееся изменениями в костях и почках. В некоторых случаях одним из симптомов заболевания может быть незначительная потеря памяти.
4. Депрессия. Серьезное психоэмоциональное потрясение может стать причиной тяжелой формы амнезии. Здесь необходимо участие психотерапевта и лечение антидепрессантами.
5. Наркомания. Как правило, после проведения соответствующей терапии больные приобретают возможность «вспомнить все». Обычно им не назначают дополнительное обследование головного мозга при отсутствии на то серьезных показаний.
6. Опухоль головного мозга. Потеря памяти при данном недуге сопровождается  постоянными головными болями.
7. Сотрясение головного мозга. При сотрясении или повреждении мозгового вещества может возникнуть кратковременная или долговременная потеря памяти. Со временем, если нет тяжелых последствий, вся необходимая для жизни информация возвращается. Правда, иногда она воспроизводится частично, по мере выздоровления человека. И если долгое время пациент не в силах ничего о себе вспомнить, ему, дополнительно к осуществляемым диагностическим процедурам, назначают проведение МРТ. Томография позволяет выявить воспалительные очаги в мозге, отвечающие за хранение и воспроизведение информации
8. Энцефалит и менингит. Воспаление головного мозга фиксируется на магнитно-резонансном томографе как поражение белого или серого вещества, диффузное изменение нервных окончаний или проводящих путей. Наличие одного из перечисленных изменений может стать источником частичной или же полной амнезии
9. Эпилепсия. Больной забывает только ту информацию, которая поступила недавно. После приступа память частично возвращается, а при хорошем лечении – почти полностью восстанавливается.
10. Болезни сердечно-сосудистой системы и систем кровоснабжения. При  инфарктах, инсультах мозга чаще всего наблюдаются амнезии. На МРТ головного мозга обнаруживаются: некроз (омертвление) мозговой ткани; очаги кровоизлияния; кардиогенная эмболия или другие сосудистые повреждения.

Поэтому, если вы заметили у себя, или своих близких данный симптом,   пройдите обследование у психотерапевта и невролога, в некоторых случаях может понадобиться консультация нарколога, врача-инфекциониста и нейрохирурга.

Диагностические методы включают в себя:

  • анализ крови;
  • биохимические и токсикологические анализы;
  • тестирование на определение функций памяти;
  • электроэнцефалография;
  • МРТ и КТ.
Эти диагностические методики в комплексе позволяют стопроцентно определить причины амнезии, ее вид и назначить правильное терапевтическое (лекарственное) или хирургическое лечение.  

Возврат к списку

Провалы в памяти: 8 причин забывчивости | Здоровая жизнь | Здоровье

На проблемы с памятью сегодня жалуются едва ли не все. Но одно дело, если вы, например, частенько не можете припомнить, где оставили перчатки или куда положили мобильник. И совсем другое – если не в состоянии восстановить в памяти события прошлого вторника, а то и вчерашнего дня.

Еще один опасный симптом, свидетельствующий о наличии серьезных сопутствующих заболеваний, – это большие затруднения при попытке удержать в голове информацию, полученную только что. Ну прямо как в анекдоте:

– Доктор, у меня провалы в памяти.
– И как часты они у вас?
– Что часто?
– Провалы, больной, провалы.
– Какие провалы?

Увы, в жизни похожие ситуации выглядят скорее печально. Чаще всего ухудшение памяти происходит на фоне следующих недугов:

1. Травмы головы. Чем тяжелее травма – тем хуже память. А для серьезных черепно-мозговых травм характерны не только ухудшение памяти, но и ее потеря (амнезия). На этом фоне появляются даже конфабуляции (ложные воспоминания) и галлюцинации.

Детали. Начало процесса ухудшения памяти, а также появления галлюцинаций по времени совпадают с травмой головы.

Что делать? Обратиться к неврологу, сделать МРТ головного мозга.

2. Психические нарушения. Например, синдром Корсакова, при котором нарушается возможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при относительно сохранной памяти на прошлое.

Детали. Возникает нарушение ориентировки во времени, месте и обстановке. Могут появляться ложные воспоминания.

Что делать? Обратиться к психиатру, пройти обследование.

3. Атеросклероз сосудов мозга. При нарушении кровообращения головного мозга уменьшается приток крови ко всем отделам этого органа. Соответственно, страдает и память.

Детали. Помимо снижения памяти – плохая концентрация внимания, головные боли, раздражительность и усталость.

Что делать? Посетить невролога, сдать анализ крови на холестерин, пройти исследование сосудов мозга.

4. Сахарный диабет. При этом заболевании страдают кровеносные сосуды: у крупных сосудов утолщаются стенки, а мелкие вовсе перекрываются. В результате кровь к мозгу поступает в недостаточном объеме.

Детали. Симптомов может и не быть, но иногда возникают повышенная жажда, учащенное мочеиспускание, сухость слизистых оболочек (прежде всего во рту и половых органах), повышенная усталость.

Что делать? Посетить эндокринолога, сдать кровь на сахар.

5. Болезнь Альцгеймера. Это дегенеративное неизлечимое заболевание головного мозга характеризуется постепенным и неуклонным снижением памяти и интеллекта вплоть до слабоумия.

Детали. Чаще всего возникает после 60 лет. Провалы в памяти касаются текущих ситуаций, тогда как события далекого прошлого человек воспроизводит легко и в подробностях. Иногда настоящее и прошлое у больного меняется местами. Человек становится неуживчивым, эгоистичным.

Что делать? При первом подозрении обращаться к неврологу. При раннем начале лечения можно добиться более легкого течения болезни.

6. Заболевания щитовидной железы. Связаны с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз), которые на 65% состоят из йода.

Детали. Помимо снижения памяти, которое обычно появляется первым, у больного повышается вес (даже на фоне плохого аппетита), появляются упадок сил, депрессия, апатия, раздражительность. Возникают отеки и мышечная слабость.

Что делать? Обратиться к эндокринологу, сдать кровь на гормоны щитовидной железы, при необходимости сделать УЗИ. Для профилактики йододефицита – добавить в рацион йодированную соль и молочные продукты, морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

7. Остеохондроз. Если в шейном отделе позвоночника – грыжа, страдает и кровоснабжение мозга.

Нарушение памяти – еще самое меньшее из возможных зол. Со временем шейный остеохондроз способен привести даже к инсульту.

Детали. Периодические головные боли, онемение в пальцах рук.

Что делать? Посетить вертебролога, сделать МРТ шейного отдела. Заняться плаванием, ЛФК.

8. Депрессия. Постоянная тревога очень сильно ухудшает память.

Детали. Подавленность, апатия, нежелание общаться.

Что делать? Обратиться к психотерапевту.

Смотрите также:

Нарушения памяти и концентрации | Hbp-group

В наше время многие сталкиваются с ухудшением памяти и концентрации внимания, причем, эта проблема характерна не только для людей пожилого возраста, для которых снижение памяти считается условно «нормальным», но и для представителей среднего и даже молодого поколения. Память и внимание взаимосвязанные и взаимозависимые процессы и, как правило, в основе снижения памяти, на самом деле, лежит дефицит внимания, то есть человек «не помнит потому что не запоминает, отвлекается».

С чем это связано? Есть культурные и физиологические причины, приводящие к нарушениям внимания и памяти. Образ жизни современного человека — это среда, неблагоприятная для психического состояния людей. Развитие цифровых технологий, огромный информационный поток, нехватка времени, стремление делать несколько дел одновременно, постоянные стрессы – все это, по мнению ученых, способствуют развитию «синдрома дефицита внимания». Человеку все трудней сконцентрироваться на поставленной задаче, он становится рассеянным, забывчивым, ему сложнее выполнять работу, с которой он раньше справлялся с легкостью. Все это сопровождается тревожностью, раздражительностью, бессонницей, головными болями, которые в свою очередь приводят к еще большему ухудшению памяти и снижению концентрации. В какой-то момент, человек оказывается не способным самостоятельно разорвать этот порочный круг.

К физиологическим причинам относятся неврологические и заболевания внутренних органов:

  • Сосудистые заболевания мозга – хроническая ишемия головного мозга, инсульт, субарахноидальное кровоизлияние, которые в свою очередь развиваются на фоне повышенного артериального давления, атеросклероза сосудов, ожирения
  • Болезнь Альцгеймера и другие заболевания мозга, такие как Болезнь Паркинсона, рассеянный склероз
  • Травмы головного мозга
  • Эндокринные заболевания (болезни щитовидной железы, сахарный диабет, нарушение функции надпочечников)
  • Анемия (недостаток витаминов группы В, железа)
  • Метаболические нарушения, связанные с патологией печени (алкоголизм, наркомания)
  • Длительное применение некоторых лекарственных средств (бензадиазепинов, барбитуратов, антидепрессантов)

Все перечисленные патологии являются серьезными заболеваниями и могут привести к деменции. Деменция – это приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.  Поэтому, если у Вас длительные нарушения памяти и внимания, необходимо обратится к специалисту для своевременной диагностики и адекватного лечения.

Все мы знаем о пользе постоянных физических нагрузок и правильного питания для здоровья и долголетия, однако, последние медицинские исследования показывают, что на длительность жизни так же зависит от состояния познавательных функций человека.

В нашей клинике Вы можете:

  • Получить консультацию высококвалифицированных врачей-неврологов
  • Пройти специальные тесты для проверки нарушений памяти и концентрации внимания
  • Вы можете сдать у нас все необходимые анализы, которые помогут выяснить причины Ваших жалоб
  • Пройти курс лекарственного и физиотерапевтического лечения в условиях дневного стационара
  • При необходимости, пройти консультацию других специалистов – терапевта, эндокринолога

Перейти в раздел Неврология.

Как восстановить память после перенесенного коронавируса

Одно из последствий COVID-19 – нарушения памяти, которые возникают из-за кислородного голодания мозга. Сергей Агапкин в программе «О самом главном» на канале «Россия 1» рассказал, что делать, если вы обнаружили у себя снижение умственной работоспособности, рассеянность, неспособность сосредоточиться и нарастающую забывчивость.

Тренировки для мыслительного процесса

Разгадывайте сканворды, ребусы и головоломки – все то, что заставляет работать нашу память и мыслительный процесс. Тренировки должны приносить вам удовольствие и не длиться долго. Не перегружайте свой мозг.

Чаще смейтесь

По словам доктора Агапкина, в университете Лома-Линда в Южной Калифорнии поставили любопытный эксперимент. Часть участников в течение двадцати минут смотрела смешные видеоролики, а другая половина провела это время в спокойствии. После этого у людей измерили уровень кортизола и попросили выполнить несколько тестов. Итоги тестирования показали, что результаты смеющихся людей были лучше. А уровень кортизола – гормона стресса – у них был существенно ниже. Считается, что этот гормон негативно влияет на нашу память, так что смейтесь и веселитесь чаще.

Держите спину прямо

Хорошая осанка улучшает способность мозга запоминать информацию. В таком положении улучшается кровообращение, мозг лучше насыщается кислородом и работает эффективнее. Так что, когда садитесь, обязательно следите за своей осанкой.

Питание

В рацион людей с нарушениями памяти должны входить рыба, черника, черничный сок, а также сезонные свежие фрукты и овощи.

Гинкго билоба

Врач может посоветовать вам натуральные препараты на основе экстракта реликтового растения гинкго билоба. Данный экстракт действует в нескольких направлениях: он улучшает реологию крови, кровоснабжение мозга, память и концентрацию внимания, оказывает позитивное воздействие на сосудистую стенку и нормализует тонус сосудов. Перед тем, как принимать такие препараты, непременно посоветуйтесь со специалистом.

Еще больше интересных новостей – в нашем Instagram и Telegram-канале @smotrim_ru.

Потеря памяти у пожилых людей.

Многим известно шуточное высказывание американского писателя Марка Твена: «Отличная болезнь – склероз: каждый день столько новостей!». Но на самом деле потеря памяти – это совсем не смешно и доставляет пожилому человеку немало проблем и забот. И склероз – это лишь одна из причин потери памяти у пожилых. Чаще всего приходится говорить о нарушении мозгового кровообращения как об основной причине забывчивости.

Потеря памяти в пожилом возрасте достаточно часто встречается, поэтому стала уже вполне привычным явлением, однако приносит немало хлопот как самому старику, так и его родственникам. Сама по себе память человека, механизмы запоминания и сохранения информации – даже в современной науке недостаточно неизученная способность человеческого мозга. Память как мозговая деятельность периодически может давать «сбой» как у молодых, так и у людей в почтительном возрасте. Память – основополагающий фактор в деятельности человека, связывающий три временных измерения (прошлое, настоящее и будущее). Она определяющий механизм в развитии человека в детстве и обеспечивает полноценную жизнедеятельность во взрослом и пожилом возрасте.

Почему у пожилых случаются «провалы» в памяти?

Провалы памяти у пожилых людей – своеобразная потеря памяти, которая, как правило, характеризуется утратой краткосрочной памяти. Человек преклонного возраста обычно великолепно и в мельчайших деталях готов рассказать о воспоминаниях детства, юности, среднего возраста, но может абсолютно не помнить, куда 5 минут назад положил очки, кошелек, документы или телефон.

Старческая потеря памяти, свойственная пожилым людям, имеет много потенциальных причин. Это и возрастные изменения в головном мозге, и накопившиеся за прожитые годы заболевания, оказывающие влияние на центральную нервную деятельность, и характерные для старости болезни. Ученые отмечают, что к проблемам памяти в старшем возрасте часто приводит изменение ритма жизни и сужение сферы деятельности. Есть данные, что с возрастом память ослабевает на 20-40% из-за изменений, которые происходят в самом организме при старении и в окружении человека. К сожалению, снижение памяти у пожилых людей, даже при наличии адекватного лечения, все равно будет иметь место в силу необратимых возрастных функциональных изменений. Не стоит возлагать необоснованные надежды на полное восстановление памяти. Но комплексное лечение, хороший уход, создание максимально комфортных условий жизни, окружение заботой и вниманием окружающих, может улучшить память, остановить развитие ухудшения, а также сохранить достаточно комфортное качество жизни пожилого человека.

Какие факторы способствуют потере памяти?

Что может служить причиной потери памяти в пожилом возрасте, из-за чего вдруг возникают провалы памяти у престарелых – давайте рассмотрим на итогах многолетних исследований геронтологов, врачей и ученых. Например, исходя из физиологических особенностей организма пожилого человека, в течение обычного, нормального старения, это могут быть:

  1. Утомление – как физиологическое так и психологическое;
  2. Изменение сенсорных функций (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания) и снижение способности к восприятию;
  3. Снижение концентрации внимания в силу возрастных изменений;
  4. Влияние внешних факторов, помехи, которые могут нарушать работу памяти;
  5. Наследственность;
  6. Хронические заболевания любого характера;
  7. Травмы головного мозга, патологии нарушения кровообращения;
  8. Одновременное совмещение нескольких дел (чрезмерно насыщенная деятельность) – приводит не только к забывчивости, но и к стрессу и сердечно-сосудистым заболеваниям;
  9. Отсутствие процессов обучения, получения новой информации, активизирующих память;
  10. Побочные эффекты лекарств, вызывающих сонливость и рассеянность;
  11. Спешка и суетливость, желание сделать «всё и сразу»;
  12. Стрессы, пробуждающие эмоциональные и психосоциальные изменения (например из-за переезда, выхода на пенсию, одиночества, утраты близких, депрессии, отчаяния, беспомощности и др. ).

Нарушение памяти начинается с того момента, когда, например, человек не может вспомнить о только что произошедших событиях, и, как правило, такая забывчивость проявляется в малозначительных эпизодах: человек теряет предметы и забывает, зачем вошел в комнату. Позже к этим мелочам добавляются пропущенные встречи, нарушенные обещания. Симптомы не являются одинаковыми для всех, поэтому только врач сможет правильно распознать начало заболевания и назначить правильное лечение. К патологическим поражениям памяти в старшем возрасте, как правило, приводит деменция легкой, умеренной и тяжелой степени, которой сопровождается около 50-60% случаев болезни Альцгеймера (при этой болезни в мозгу сильно уменьшается количество ацетилхолина, необходимого для функционирования памяти).

Врачи предупредили о долгосрочном влиянии коронавируса на психику

Некоторые выздоровевшие от COVID-19 жалуются на потерю памяти и нарушение восприятия времени — они могут забыть целые периоды жизни, а во время прогулки ненадолго присесть и обнаружить, что прошел целый час. Все это связано с диссоциативным синдромом — нарушением когнитивных функций мозга, считают психиатры. Врачи рассказали «Газете.Ru», что именно приводит к этой патологии и как избежать долгосрочных невралгических и психических изменений после коронавируса.

У некоторых людей, переболевших коронавирусной инфекцией, серьезно нарушаются когнитивные функции мозга, заявил «Газете.Ru» врач-психиатр Дмитрий Заносов.

«После болезни пациенты как бы теряют связь с реальностью — воспринимают окружающий мир иначе. Иногда они описывают свое состояние так, будто они находятся в фильме или космосе. Иногда даже могут не узнавать себя в зеркало. Это в психиатрии называется «диссоциативный синдром», — пояснил медик.

Не менее частый симптом — потеря памяти, продолжил эксперт.

«Пациенты могут хорошо помнить, что ели на завтрак пять лет назад, но не помнить, чем завтракали сегодня. Иногда из памяти могут выпадать целые куски — люди не помнят, что было с ними, пока они, например, ехали в метро. Бывает, что забываются целые периоды — год или полтора»,

— уточнил Заносов.

Сами переболевшие в беседе с «Российской газетой» также жаловались на провалы в памяти. «Иногда я не могу вспомнить, как называется хорошо известная мне вещь. Прихожу не туда, куда надо, и забываю зачем», — рассказал изданию один из пациентов.

Кроме того, у некоторых излечившихся от COVID-19 теряется ориентация в пространстве и ощущение времени. Так, человек может почувствовать усталость и сесть передохнуть на пять минут, а затем обнаружить, что прошел уже целый час, пишет «Российская газета».

Заносов пояснил, что такие симптомы чаще всего возникают как реакция организма на пережитый стресс. «Организм решает, что во время болезни он находился в остром состоянии, угрожающем жизни, если бы это действительно было так, то могло бы развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), но в случае с ковидом стресс сублимируется именно в такую клиническую картину, не достигая ПТСР», — отметил психиатр.

Он добавил, что нарушение когнитивных функций зависит от генетической предрасположенности. «Но, к сожалению, мы до сих пор не знаем, какая именно совокупность генов указывает на предрасположенность к психическим патологиям», — подчеркнул Заносов.

В то же время причиной провалов в памяти и нарушения восприятия реальности может стать и непосредственное поражение мозга, считает врач-психиатр Григорий Ненашев. «SARS-CoV-2 в крови разносится по всему организму и при слабом иммунитете попадает также и в мозг, вызывая гибель его клеток», — пояснил специалист «Газете.Ru».

Его слова подтверждает исследование, опубликованное в октябре бразильскими учеными на портале medRxiv. SARS-CoV-2 способен атаковать астроциты — наиболее многочисленные клетки центральной нервной системы (ЦНС), выяснили медики. Это приводит к повреждениям в коре головного мозга — вплоть до атрофии его отдельных областей.

Как пояснила «Газете.Ru» невролог Анна Кудрявцева, SARS-CoV-2 обладает сходством с астроцитами, поэтому мозг не распознает его как чужеродный агент. «Сами по себе астроциты играют в мозге большую роль в создании и хранении информации о долговременной памяти», — указала врач.

При этом Ненашев считает, что инфекция атакует не только астроциты, но и все клетки микроглии (важнейшие клетки центральной нервной системы, — «Газета.Ru»), а также поражает непосредственно нейроны. Кроме того, уменьшается и количество синапсов (место контакта между двумя нейронами в мозге, — «Газета.Ru»). Именно поэтому неврологические проявления инфекции сохраняются в течение долгого времени после выздоровления.

Иногда когнитивные нарушения при коронавирусе могут быть вызваны гипоксией (недостатком кислорода) нервной ткани, добавила кандидат медицинский наук, невролог Гульнара Ахмадеева. «Причем это возможно даже в случае легкого и бессимптомного течения болезни», — заметила врач в беседе с «Газетой.Ru».

По ее словам, первой в этом случае страдает внимательность. «Устойчивое внимание, или способность обращать внимание на важную, актуальную для человека информацию нарушается, потому что это самая тонкая и самая подверженная внешнему воздействию функция», — объяснила невролог.

В целом когнитивные нарушения наблюдаются у 55% пациентов с COVID-19, сообщила «Газете.Ru» невролог, кандидат медицинских наук Наталья Цинзерлинг.
«При этом обратимость изменений пока не отслеживали, и хотя достаточного количества долгосрочных исследований еще нет, вывод о потенциале нейротропности (способность вируса поражать нервные клетки, — «Газета.Ru») вируса уже сделан», — уточнила медик.

Долгосрочными последствиями психических нарушений после COVID-19 может стать полная потеря памяти и даже болезнь Альцгеймера, считает Ахмадеева.

Если нарушение когнитивных функций мешает нормально адаптироваться к обществу, необходимо посетить психиатра, дал рекомендацию Заносов. «Но если же симптомы сами идут на спад, то ничего делать и не нужно. На самом деле у многих в сознании искажается реальность даже после перенесенного ОРВИ — просто при ковиде это явление ярче выражено, и люди пугаются», — сказал психиатр.

В то же время Ахмадеева считает, что не лишним будет заняться когнитивным тренингом. «Тренировать память, изучать что-то новое, давать мозгу зарядку, учить стихи, новый язык, научиться играть на гитаре или кататься на роликах. Можно даже заниматься задачками на логику по программе младших классов», — заключила медик.

Почему исчезают детские воспоминания — The Atlantic

Мое первое воспоминание связано с днем, когда родился мой брат: 14 ноября 1991 года. Я помню, как отец отвез нас с бабушкой и дедушкой в ​​больницу в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, той ночью увидеть моего новорожденного брата. Я помню, как меня отвели в больничную палату моей матери и я увидел своего единственного брата и сестру в его прикроватной кроватке. Но в основном я помню то, что было по телевизору. Это были последние две минуты эпизода Паровозик Томас .Я даже могу вспомнить точную историю: «Перси делает решительный шаг», что кажется уместным, учитывая, что я тоже собирался безрассудно броситься в приключение старшего брата.

В сентиментальные моменты мне хочется сказать, что рождение моего брата — мое первое воспоминание, потому что это было первое, что стоило помнить в моей жизни. В этом может быть доля правды: исследования формирования и сохранения наших самых ранних воспоминаний показывают, что воспоминания людей часто начинаются со важных личных событий, и рождение брата или сестры является хрестоматийным примером.Но это было также хорошее время. Первые воспоминания большинства людей относятся к тому времени, когда им было около 3,5 лет, и это был мой возраст, почти с того дня, когда родился мой брат.

Когда я говорю о своем первом воспоминании, я на самом деле имею в виду свое первое сохранившееся воспоминание. Кэрол Петерсон, профессор психологии Мемориального университета Ньюфаундленда, изучает детские воспоминания. Ее исследование показало, что маленькие дети могут вспомнить события, когда им было всего 20 месяцев, но эти воспоминания обычно исчезают к тому времени, когда им исполняется от 4 до 7 лет.

«Раньше люди думали, что причина того, что у нас не было ранних воспоминаний, заключалась в том, что у детей не было системы памяти или они не могли что-то запоминать, но оказалось, что это не так», — сказал Петерсон. «У детей очень хорошая система памяти. Но то, останется ли что-то в долгосрочной перспективе, зависит от нескольких других факторов». Два из наиболее важных факторов, как объяснил Петерсон, заключаются в том, «пронизаны ли воспоминания эмоциями» и является ли воспоминание связным: действительно ли история, которую рассказывает нам наша память, связана и имеет ли смысл, когда мы вспоминаем ее позже?

Но с другой стороны, эта память, основанная на событиях или историях, не единственная, хотя именно на нее обычно обращают внимание при обсуждении «первых» воспоминаний.Действительно, когда я спросил психолога, занимающегося вопросами развития, Стивена Резника о том, почему существует детская амнезия, он оспорил само использование этого термина: «Я бы сказал, что это довольно архаичное утверждение». Профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Резник объяснил, что вскоре после рождения младенцы могут начать формировать впечатление о лицах и реагировать, когда снова увидят эти лица; это память узнавания. Способность понимать слова и изучать язык зависит от оперативной памяти, которая начинает проявляться примерно в шесть месяцев.Более сложные формы памяти развиваются у ребенка на втором году жизни, так как семантическая память позволяет детям сохранять понимание понятий и общие знания об окружающем мире.

«Когда люди обвиняли младенцев в амнезии, они говорили о том, что мы называем эпизодической памятью, — объяснил Резник. Наша способность запоминать события, произошедшие с нами, зависит от более сложной ментальной инфраструктуры, чем другие виды памяти. Контекст крайне важен. Нам нужно понять понятия, которые придают смысл событию: в память о рождении моего брата я должен понять значения таких понятий, как «больница», «брат», «кроватка» и даже Паровозик Томас .Более того, чтобы память оставалась доступной, мое юное «я» должно было запоминать эти понятия таким же языковым способом, каким мое взрослое «я» запоминает информацию. Я сформировал более ранние воспоминания, используя более рудиментарные, довербальные средства, и это сделало эти воспоминания недоступными, поскольку овладение языком изменило то, как работает мой разум, как это происходит у всех.

Так что же мы оставляем после того, как наши самые ранние воспоминания исчезают? В моем случае я потерял целую страну. Моя семья эмигрировала из Англии в июне 1991 года, а это значит, что у меня нет никаких воспоминаний о Честере, месте моего рождения.Я выросла, зная Англию через импортные продукты и телешоу, через акценты и идиомы моих родителей; Я знал Англию как культуру, но не как место, как родину.

Мои родители мало говорили о Честере как потому, что они переехали сюда после того, как решили завести детей — их взрослая жизнь прошла в более космополитическом Манчестере, — так и потому, что они чувствовали стремление иммигрантов к ассимиляции. После того, как мы переехали на северо-восток Соединенных Штатов, мой все еще очень англоязычный отец нашел новый стандартный ответ на вопрос, откуда он родом: «Нью-Джерси.Разве ты не можешь сказать по моему акценту?»

В память о рождении моего брата я должен понять значения таких понятий, как «больница» и «брат».

Чтобы проверить, насколько хорошо сохранилось мое первое воспоминание, я позвонил отцу, чтобы уточнить детали. Я волновался, что выдумал подробности о том, что родители моей мамы были там, но он подтвердил, что они прилетели из Англии по этому случаю. Он сказал, что мой брат родился ранним вечером, а не ночью, но, учитывая, что Военно-морская обсерватория США говорит, что закат в Хайленд-парке в тот день был в 16:31.м., мы оба можем быть правы. Он подтвердил койку моего брата и телевизор, но оспорил одну важную деталь, сформулировав ее с настороженной точностью бывшего врача: «Я не буду с уверенностью утверждать, что Паровозик Томас показывали по телевизору». Тем не менее, мы согласились, что если и есть что-то в этом дне, что 3-летний ребенок запомнит с большей вероятностью, чем отец новорожденного сына, так это именно это.

Случайность этой детали заставляет меня думать, что она более правдоподобна, хотя бы потому, что было бы очень странно добавлять ее спустя годы после свершившегося факта.Ложные воспоминания существуют, но их построение, по-видимому, начинается намного позже в жизни. Исследование, проведенное Петерсоном, показало маленьким детям вымышленные события, чтобы увидеть, можно ли заставить их вспомнить эти несуществующие события, но дети почти всегда избегали наживки. Что касается того, почему дети старшего возраста и взрослые начинают заполнять пробелы в своих воспоминаниях придуманными деталями, она указала, что память — это принципиально конструктивная деятельность: мы используем ее для построения понимания мира, а это иногда требует более полных повествований, чем наши воспоминания. могут вспомнить сами.

И по мере того, как люди становятся старше, становится легче смешивать настоящие воспоминания с другими раздражителями. Резник рассказал мне о своем отчетливом воспоминании о поездке в игрушечном фургоне и тракторе со своей сестрой. Проблема в том, что он не столько помнит, как делал это, сколько помнит, как видел, как это делал сам , и он понял почему, когда наткнулся на старую фотографию, на которой он и его сестра едут в том же самом фургоне и тракторе на тротуаре. вне дома их детства. Он забыл, что видел эту фотографию раньше, но помнил, что на ней изображено, и последнее со временем стало его собственным воспоминанием.

Пока он говорил, я думал о своем единственном воспоминании, которое могло предшествовать рождению моего брата. В моей голове возникает смутный образ самого себя размером с пинту, сидящего между родителями в самолете, летящем в Америку. Мой отец подтвердил, что скудные детали, которые я мог предоставить, были точными, но проблема заключается в одной из выгодных позиций. Это не воспоминание от первого лица, как моя поездка в больницу Хайленд-Парк, а скорее мысленный снимок, сделанный — или, что более вероятно, сконструированный — нас троих с точки зрения прохода в самолете.Кроме того, неверная важная деталь: моя «память» забывает тот факт, что моя мама в то время была бы на четвертом месяце беременности. Мой папа уверил меня, что к тому времени она уже показывалась, даже если бы моя мама упорно отрицала это, если бы ее спросили. Возможно, моя память была просто чрезвычайно вежливой.

Но как истории, которые люди рассказывают о себе, изменяют их воспоминания, так и воспоминания — даже те, которые они давно забыли — могут формировать их. В 2012 году, навещая своего брата, который сейчас учится в колледже, когда он семестр учился в Лондоне, я отправился на запад Англии, чтобы впервые увидеть место своего рождения.Во всяком случае, первый раз, который я мог вспомнить. Мне пришлось сделать пересадку на станции в Кру, городе, который имел для меня какое-то значение только потому, что упоминался в, да, Паровозике Томасе , как место, где строились или ремонтировались паровозы — мало чем отличающиеся от воспоминаний, я полагаю. .

Я пробыл в Честере меньше дня, но было что-то невыразимо правильное в этом маленьком городке. Чувство было неуловимым, но безошибочным: я был дома.

Был ли мой мозг просто придавать слишком большое значение Честеру, потому что мое взрослое «я» знало его значение, или эти чувства могли быть вызваны подлинными доэпизодическими воспоминаниями? Резник говорит, что это может быть последнее: «Я думаю, что то, что может выдержать, — это то, что называется памятью узнавания.

Он объяснил, что узнавание памяти является нашей самой распространенной системой, и что ассоциации с моим родным городом, которые я сформировал в младенчестве, вполне могли сохраниться более чем 20 лет спустя, пусть и смутно.

Когда люди в Честере спрашивали меня, что я, одинокий американец, делаю в их маленьком английском городке, я отвечал: «Вообще-то я отсюда». Это был первый раз в моей жизни, когда я чувствовал, что могу сказать это совершенно точно, без каких-либо оговорок или оговорок. Я, честно говоря, не могу припомнить, чтобы я когда-нибудь после этого шутливо спросил: «Вы не можете сказать по моему акценту?» Но дайте мне достаточно времени, и я уверен, что эта деталь будет добавлена ​​в мою память.Слишком идеальная история.

Почему воспоминания о ярких снах исчезают вскоре после пробуждения?

Почему большинство людей могут запомнить цвет, но лишь немногие могут запомнить высоту звука? — Дэвид Харди, Перт, Австралия

Роберт О. Дункан, , специалист по поведению в Йоркском колледже Городского университета Нью-Йорка, отвечает:

ХОТЯ БОЛЬШИНСТВО из нас считают, что мы лучше различаем цвета, чем звуки, наша способность определять точную частоту света, связанного с цветом, на самом деле не лучше, чем наша способность называть высоту тона.

Наше восприятие видимого света зависит от контекста. Например, вы можете пойти в магазин за красками для дома и удивиться, обнаружив, что определенный оттенок белого, который вы выбрали в магазине, делает вашу кухню розовой! Возможно, вы выбрали неправильный оттенок белого, потому что окружающий свет в магазине отличается от вашего дома. Если бы мы могли точно определять цвета, мы бы никогда не делали таких ошибок. Однако люди могут думать, что они более искусны в определении цветов, потому что они склонны ассоциировать оттенки с конкретными объектами, которые не меняются.Например, мы обычно воспринимаем яблоко как красное, потому что свет, отражающийся от его поверхности, остается довольно постоянным от момента к моменту.

Напротив, на слух мы идентифицируем объекты, людей и речь по изменению частоты. Например, мы можем понять предложение независимо от того, произносит ли его девушка высоким голосом или мужчина низким голосом, потому что относительные изменения частоты, происходящие, когда девушка и мужчина повторяют одни и те же слова, примерно одинаковы.На самом деле речь и другие звуки в

окружающая среда всегда меняется, и, вероятно, поэтому мы эволюционировали, чтобы распознавать изменения частот, а не какой-то один тон.

Хотя немногие люди развивают абсолютный слух — способность точно называть частоту звука, — мы обладаем замечательной способностью различать разные звуки. Мы можем отличить домашних кошек от тигров, велосипеды от мотоциклов и баскетбольные мячи от мячей для пинг-понга.Мы используем мелодические свойства речи, чтобы различать пол, личность и настроение человека. У нас обширная музыкальная память, которая позволяет нам с легкостью вспоминать десятки тысяч мелодий. И при скромной степени подготовки большинство музыкантов могут развить относительный слух, способность идентифицировать неизвестный тон по отношению к известному тону.

Почему воспоминания о ярких снах исчезают вскоре после пробуждения?
— Джил Грингросс, по электронной почте

Эрнест Хартманн , профессор психиатрии Медицинской школы Университета Тафтса и директор Центра нарушений сна в больнице Ньютон-Уэллсли, объясняет:  

МЫ ЗАБЫВАЕМ почти все сны вскоре после пробуждения.Наша забывчивость обычно связана с нейрохимическими состояниями в мозге, возникающими во время быстрого сна, фазы сна, характеризующейся быстрыми движениями глаз и сновидениями. Но это может быть не вся история.

Возможно, наиболее убедительным объяснением является отсутствие гормона норадреналина в коре головного мозга, области мозга, которая играет ключевую роль в памяти, мышлении, языке и сознании. Исследование, опубликованное в 2002 году в Американском журнале психиатрии , поддерживает теорию о том, что присутствие норадреналина улучшает память у людей, хотя его роль в обучении и воспоминании остается спорной.

Однако недостаток норадреналина не полностью объясняет, почему мы так легко забываем сны. Недавние исследования показывают, что сновидения находятся в континууме с другими формами психического функционирования, которые характеризуются активностью коры головного мозга. На одной стороне этого континуума сконцентрирована, сфокусирована мысль; сновидение и блуждание ума лежат на другом, с некоторым совпадением среди типов. Конец сновидений/мечтаний включает в себя один из самых творческих и «выдающихся» материалов.Однако этот тип менее сознательно направленного мышления нелегко запомнить. Можете ли вы вспомнить, где блуждали ваши мысли, пока вы чистили зубы этим утром?

В общем, мы очень хорошо забываем второстепенное. На самом деле многие наши мысли, не только те, что возникают во сне, теряются. Мы склонны вспоминать только то, о чем часто думаем или что имеет эмоциональное значение — проблему, свидание, встречу. Обдумывание важных мыслей активирует дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПФК) — область мозга, отвечающую за память.

Хотя большинство снов исчезают, некоторые из них, как правило, остаются. Эти сны были настолько красивыми или причудливыми, что привлекали наше внимание и повышали активность нашей ДЛПФК. Таким образом, чем более впечатляющим будет ваш сон или мысль, тем больше вероятность, что вы их запомните.

7 возможных причин странных провалов в памяти

Вы рассказываете историю о собаке вашего друга, когда происходит провал в памяти, и — бац! — имя щенка исчезает из вашей памяти.Или, может быть, вы печатаете рабочий отчет, когда слово, которое было на кончике вашего языка, выскальзывает из вашей мысленной хватки. Это определенно началось с V, верно? Или, может быть, это была буква Р?

Если все это звучит до жути знакомо, вы не одиноки. Подобные случайные пукания мозга случаются со многими из нас. В одном исследовании 2014 года, опубликованном в журнале PLOS ONE , 14,4% из 4425 опрошенных в возрасте от 18 до 39 лет считали, что у них есть проблемы с памятью.

Если каждый раз, когда у вас случаются провалы в памяти — болезнь Альцгеймера с ранним началом, опухоль головного мозга — ваш разум отклоняется на территорию наихудшего сценария — остановитесь прямо сейчас.Существуют различные потенциальные причины, по которым у вас могут возникнуть проблемы с памятью, и большинство из них не имеют большого значения.

1. Возможно у вас перегружена оперативная память.

Кратковременная память, также известная как рабочая память, является ограниченным ресурсом. «Рабочая память — это ваша способность сохранять информацию доступной в течение коротких промежутков времени», — Кэтрин Прайс, доктор философии, клинический нейропсихолог и доцент Колледжа общественного здравоохранения и медицинских профессий и Медицинского колледжа при университете. Флориды, говорит SELF.

Несмотря на то, что рабочая память связана с активностью в нескольких участках мозга, у нее есть свои критические точки. Ваша рабочая память может хранить ограниченное количество информации за раз. По оценкам некоторых исследований, у большинства здоровых молодых людей объем рабочей памяти составляет примерно три-четыре простых элемента, например, вам нужно купить билеты на самолет или имя нового человека, которого вы только что встретили. Отсюда и непреодолимое чувство, что вы что-то забываете из того бесконечного мысленного списка дел, который вы составили вчера.

Возможно, вы тоже не уделяете должного внимания. Кодирование и извлечение воспоминаний — это сложный процесс, который простирается от коры головного мозга, которая собирает информацию о вашей жизни, до гиппокампа, который помогает преобразовывать кратковременные воспоминания в долговременные. Если вы отвлекаетесь при изучении новой информации, вы не сможете кодировать и извлекать ее так же хорошо, как в противном случае, Сюзанна Шиндлер, доктор медицинских наук, доцент неврологии Медицинской школы Вашингтонского университета в св.Луи, говорит SELF.

Старайтесь быть внимательными при изучении важной новой информации, как бы трудно это ни было. Внимательность — это искусство «учиться обращать внимание на одну вещь за раз и стараться не иметь навязчивых мыслей», — говорит Прайс, и это может помочь.

Все это говорит о том, что вы не должны просто полагаться на свой мозг, чтобы запомнить всю новую информацию, которую вы получаете в течение дня. Так что, если вы действительно хотите что-то запомнить — например, день рождения вашего нового друга или задачу, которую только что попросил вас выполнить начальник, — это потребует от вас некоторых сознательных усилий.Согласно серии исследований 327 студентов 2015 года, опубликованной в журнале Psychological Science , одна полезная тактика — записать ее, в идеале от руки, что может лучше подтолкнуть ваш мозг к кодированию информации. Даже если это не так, по крайней мере, у вас где-то будет физическое напоминание.

2. Ваш мозг стареет (это нормально!).

Возможно, вам кажется, что вы теряете имена людей, предметов и мест с большей частотой, чем несколько лет назад. Правда в том, что вы, вероятно, так и есть, говорит Шиндлер.Дайте себе передышку, потому что такой износ памяти вполне ожидаем.

Внезапная потеря памяти: что это вызывает

Это нормально, если вы время от времени забываете слово, теряете ключи или имеете проблемы с запоминанием направления. Такого рода провалы в памяти становятся более распространенными по мере того, как вы становитесь старше. Тем не менее внезапная и сильная потеря памяти — например, забывание имен ваших детей или незнание, где вы находитесь — может сигнализировать о более серьезной проблеме.

Потеря памяти может быть признаком болезни Альцгеймера и других видов деменции.Но когда это происходит быстро, это часто происходит из-за других вещей. Многие из этих причин поддаются лечению.

Вот некоторые вещи, которые могут привести к внезапной потере памяти, и что вы можете с этим сделать:

Лекарства

Многие лекарства, отпускаемые по рецепту, которые вы принимаете, могут повлиять на вашу память. Это не полный список, но некоторые из наиболее распространенных включают:

  • Беспокойство: алпразолам (ксанакс), хлордиазепоксид (либриум), клоназепам (клонопин), диазепам (валиум), флуразепам (далман), лоразепам ( Ативан)
  • Депрессия или боль: амитриптилин (Элавил), кломипрамин (Анафранил), дезипрамин (Норпрамин), доксепин (Синеван), имипрамин (Тофранил), нортриптилин (Авентил, Памелор)
  • Высокое кровяное давление: (тенормин), каптоприл (капотен), метопролол (лопрессор, топрол), пропранолол (индерал), соталол (бетапейс)
  • Высокий уровень холестерина: аторвастатин (липитор), флувастатин (лескол), ловастатин (мевакор), правастатин (правахол ), розувастатин (крестор), симвастатин (зокор)
  • боль: фентанил (дурагезик), гидрокодон (норко, викодин), гидроморфон (дилаудид, эксальго), морфин (астраморф, авинза), оксикодон (оксиконтин, перкоцет)
  • Изъятия: ацетазоламид (диамокс), карбамазепин (тегретол), габапентин (нейронтин), ламотриджин (ламиктал), прегабалин (лирика), вальпроевая кислота (депакот)
  • Нарушения сна: Ambien)

Если вы принимаете один из этих препаратов — или даже что-то, чего нет в этом списке — и беспокоитесь о своей памяти, спросите своего врача, можно ли вам перейти на что-то другое.

Депрессия

Ваша память и эмоции тесно связаны. Депрессия, стресс или тревога могут повлиять на ваше внимание. Когда вы не можете сосредоточиться, вы плохо запоминаете.

Если вы чувствуете грусть или потеряли интерес к вещам, которые вам когда-то нравились, обратитесь за лечением к специалисту по психическому здоровью. Антидепрессанты и разговорная терапия могут помочь при депрессии.

Дефицит витамина B12

Слишком малое количество витамина B12 в вашем рационе также может повлиять на вашу память. Это питательное вещество помогает вашему телу использовать энергию из пищи и защищает нервные клетки, чтобы вы могли ясно мыслить.

Ваше тело не вырабатывает витамин B12. Вы получаете его из таких продуктов, как мясо, рыба, молоко, сыр и яйца. Некоторые веганы могут не получать достаточного количества витамина B12 только из пищи. Если у вас мало этого витамина, спросите своего врача о приеме добавок.

Злоупотребление алкоголем

В больших количествах алкоголь затрудняет формирование новых воспоминаний или сохранение изученной информации.

Если вы выпьете много алкоголя за короткое время, вы можете иногда потерять сознание. Вы можете забыть целые отрезки времени.Если вы будете продолжать пить слишком много, потеря памяти может стать необратимой.

Травмы головы

В результате падения, автомобильной аварии или другого сильного удара по голове вы не сможете вспомнить людей или события. Даже если травма не лишает вас сознания, она может привести к потере памяти.

В зависимости от того, насколько сильным был удар по голове, проблемы с памятью могут исчезнуть или остаться навсегда.

Инсульт

Инсульт случается, когда закупорка или ослабление участка кровеносного сосуда перекрывает приток крови к части вашего мозга.Без богатой кислородом крови клетки мозга начинают умирать. Инсульт может вызвать кратковременную или долговременную потерю памяти. Вы можете забыть то, что выучили, или легко запутаться.

Для защиты кровеносных сосудов и предотвращения новых инсультов:

Амнезия

Амнезия — это когда вы внезапно теряете память о себе или своей жизни. Это может быть вызвано травмой или повреждением головного мозга.

«Транзиторная глобальная амнезия» — это тип потери памяти, при котором вы внезапно забываете, где находитесь или что недавно произошло.Вы можете задавать одни и те же вопросы снова и снова, чтобы сориентироваться.

Этот тип амнезии может возникнуть после:

Транзиторная глобальная амнезия встречается редко и не требует лечения. Должно стать лучше само по себе.

Опухоли головного мозга

Повреждение головного мозга опухолью или ее лечением может повлиять на память. Химиотерапия, хирургическое вмешательство и облучение могут повлиять на вашу способность ясно мыслить. Рак также может сделать вас настолько уставшим, что вы не сможете ясно мыслить.

Берегите себя во время лечения рака.Хорошо питайтесь и много отдыхайте, чтобы сохранить энергию и память.

Проблемы с щитовидной железой

Щитовидная железа на шее вырабатывает гормоны, которые контролируют скорость сжигания организмом пищи для получения энергии.-%s

ay/9X׿9ɰͻI4qm+rs& конечный поток эндообъект 64 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 520.56 652,32]>>поток хͱ ᝧ8E7:K &4mI:{(XNH(4 GQl.)̈́WX9鬵inȾ -#|xlj| D?[7TnAN& конечный поток эндообъект 61 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qi™Q09zwfDz.7eUU5#-}( конечный поток эндообъект 7 0 объект >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qi™Q09zwfDz.7eUU5#-}( конечный поток эндообъект 13 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qiQ09zwfDz.М _]{n4$ Z(Yi8;M1Rt)wYn{D&a+=e]2?YD/){( конечный поток эндообъект 9 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qi™Q09zwfDz.7eUU5#-}( конечный поток эндообъект 23 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qi™Q09zwfDz.7eUU5#-}( конечный поток эндообъект 15 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qi™Q09zwfDz.7eUU5#-}( конечный поток эндообъект 41 0 obj >>>/Подтип/Форма/BBox[0 0 531 657]>>поток x=0-h>PJ\vr|9Fڤ$ о ύ4hb ‘R-kZax8[IoѦ qiQ09zwfDz.-%s

ау/9X׿9ɰͻI4qm+rs& конечный поток эндообъект 68 0 объект >поток x+

Сенсорная память – обзор

III. ВНИМАНИЕ = ОБРАБОТКА × ПАМЯТЬ

Сочетание основных концепций сенсорной обработки и памяти может быть достаточным для объяснения зрительного внимания (Desimone, 1996, 1998). Внимание — это процесс отбора, при котором одни входные данные обрабатываются быстрее, лучше или глубже, чем другие, так что у них больше шансов произвести или повлиять на поведенческую реакцию или запомниться.Внимание вызывает повышенную и синхронную нейронную активность тех нейронов, которые обрабатывают посещаемые стимулы, а также повышенную активность в теменных и лобных областях мозга (Desimone and Duncan, 1995; Fries et al., 2001). Повышенной нейронной активности в принципе достаточно, чтобы объяснить, почему соответствующие стимулы обрабатываются быстрее, глубже и т. д. Основная проблема заключается в объяснении того, чем вызвана повышенная активность.

Внимание может быть привлечено извне (Egeth and Yantis, 1997).Некоторые стимулы просто обрабатываются более эффективно, чем другие. Эти стимулы мы называем существенными. Яркий раздражитель выиграет у темного, движущийся у неподвижного, фовеальный у периферического и так далее. Это связано в основном со свойствами сети обработки данных взрослых, сформированной генетикой и зрительным опытом. Другими словами, значимость отражает то, как долговременная память формировала и модифицировала сенсорную обработку.

Но предшествующие стимулы могут незначительно изменить эти свойства. Представьте себе стимул, поступающий в систему, и другой стимул, следующий за ним в течение 100 мс или около того.Если два стимула имеют общие свойства (например, положение сетчатки), понятно, почему обработка второго стимула будет более эффективной, чем обработка аналогичного стимула, которому не предшествует первый стимул. Первый стимул будет «прокладывать путь» в том смысле, что нейроны уже активируются выше порога, и эта активность может сохраняться в течение некоторого времени (рис. 29.1). Это типичная ситуация активации внимания (Dehaene et al., 1998) (рис. 29.1). Более конкретно, обработка первого стимула привела к кратковременному следу памяти (в этом примере, может быть, лучше назвать след сенсорной или иконической памяти), и этот след влияет на обработку второго стимула.Также возможны тормозящие влияния от первого стимула, например, в других местах или в более поздние моменты времени, когда нервная активность восстанавливается, что приводит к торможению возврата (см. главу 16) (Egeth and Yantis, 1997).

РИСУНОК 29.1. Выбор внимания — это свертка памяти и обработки. Отбор необходим, когда два стимула (А, В) достигают мозга, но возможна только одна реакция. Конкуренция, как правило, на уровне экстрастриарных областей, не позволяет всем входным сигналам достигать выходных областей мозга.В зависимости от состояния мозга при поступлении стимулов может быть выбран любой из двух выходов. (a) Нейтральное состояние, при котором стимул А обрабатывается более эффективно, т. е. лучше соответствует сохраненным синаптическим весам: стимул А более заметен, а связанная с ним нейронная активность сильнее или более синхронна (темные точки). (b) Смещенное состояние, при котором обработка предыдущего стимула оставила кратковременный след активности (светло-серые точки). Теперь предпочтение отдается обработке стимула B в ответ.Таким образом, выбор внимания является результатом свертки обработки текущих входных данных с долговременной и кратковременной памятью.

При эндогенном внимании ситуация усложняется, но принципиально не меняется. Теперь внешнее событие, такое как абстрактный сигнал, должно быть переведено во что-то вроде «мощения пути», описанного выше. Части мозга, которые извлекают значение сигнала и способны связать его с текущими потребностями и целями, должны предварительно активировать или иным образом способствовать соответствующим сенсорным путям, в основном посредством кортикокортикальной обратной связи или подкорковых путей.Области, способные это делать, будут находиться на стыке сенсорных и моторных представлений (теменная кора) или там, где встречаются сенсорная, мотивационная и внутренняя информация (префронтальная кора). Такое «мощение сверху вниз» требует больше времени, но оно более гибко, чем типы внимания «снизу вверх», и обеспечивает контроль более высокого уровня.

Это, однако, не означает, что в идею должно быть включено что-то вроде намерения или свободы воли. То, что мы можем воспринимать как свободную волю или намерение, в этой упрощенной схеме является не чем иным, как комбинацией текущих и прошлых входных данных, которые воздействуют на текущее состояние сети.Нам не нужно ничего, кроме комбинации сенсорной обработки, обработки переменных внутренней среды и кратковременной и долговременной памяти, чтобы объяснить, почему конкретный мозг в конкретный момент времени склонен отдавать предпочтение одному стимулу над другим (Desimone , 1996).

Подводя итог, я думаю, что все формы внимания могут быть объяснены на фундаментальном уровне как свертка сенсорной обработки с кратковременной и долговременной памятью, хотя, опять же, многие детали еще предстоит проработать.Поэтому я решительно утверждаю, что выбор внимания не связан априори со зрительным восприятием. Мы можем представить, что все описанные выше операции происходят в мозгу (или, если уж на то пошло, в машинах) без какого-либо феноменального опыта. Нам не нужно иметь объяснение феноменального опыта, чтобы понять внимание.

Академическая поддержка: методы запоминания

Никогда не забываешь.За исключением травм и болезней, мозг никогда ничего не теряет. Забывание — это либо 1) неспособность сохранить информацию в первую очередь, либо 2) неспособность извлечь информацию, либо 3) неспособность сохранить ее таким образом, чтобы ее можно было найти при необходимости. Запоминание и забывание — довольно большие проблемы в академических кругах. Эксперименты показывают, что мы все время забываем любую информацию. Хотя существует несколько теорий, пытающихся объяснить забывание, многое в нейробиологии мозга остается неизвестным.Что известно о памяти, так это то, что она работает более эффективно, когда требуются сознательные усилия, по сравнению с более второстепенными путями к обучению. Намерение, мотивация и интерес имеют решающее значение. Именно поэтому новая информация легче запоминается.

Кратковременная память имеет ограниченный объем, и информация быстро исчезает, если вы не можете переместить ее в долговременную память. Большая часть информации, которую мы получаем, не сохраняется, а быстро теряется — вероятно, не менее 50% почти сразу и около 20% через 24 часа.Быстро и неоднократно пересматривайте, чтобы улучшить удержание.

Память состоит из двух частей: Концентрации (вы должны получить ее, прежде чем сможете забыть) и Воспоминания.

Это естественная тенденция разделять наше внимание, например, когда мы едем в машине и слушаем радио, но когда мы можем сосредоточиться исключительно на материале, который пытаемся выучить, у нас больше шансов быстро и точно выполнить задание на запоминание. . Память укрепляется ассоциациями, например, добавлением новой информации из дополнительного чтения или размещением материала в иерархической сети.Память также укрепляется, когда устанавливаются логические связи, например, изучая анатомию костей, визуализируйте связи и просматривайте пути, как в компьютерной программе. Используйте информацию из вашего фона для картинок или мысленных образов. Это поможет вам использовать как левое, так и правое полушария вашего мозга, которые имеют определенные специализированные функции.

Идеальные условия для улучшения концентрации и памяти

В классе и во время учебы:

  1. Обратите внимание на правильность получения информации с первого раза.Трудно заменить неправильную информацию правильной информацией
  2. Убедитесь, что вы понимаете концепцию — очень трудно вспомнить, что является нечетким. Прочтите, а затем перечитайте перед занятием, задайте вопросы и попытайтесь объяснить концепцию кому-то еще во время повторения.
  3. Используйте разбиение на фрагменты, существуют ограничения на то, сколько мы можем вспомнить, но эти ограничения расширяются, когда материал осмысленно организован, например, каковы три ключевых понятия главы и как идеи сгруппированы в соответствии с этими ключевыми идеями.Сгруппируйте идеи вокруг заголовка или категории. Один предмет может служить подсказкой для другого во время экзамена.
  4. Будьте избирательны – сконцентрируйтесь и подведите итоги. Это помогает сделать требования времени более управляемыми. Помните: запоминание вторично по отношению к пониманию.
  5. Мнемонические устройства могут служить органайзерами для новой информации, будь то классические аббревиатуры, такие как Every Good Boy Does Fine, представляющие линии нотного стана EGBDF, или индивидуальные, которые вы создаете сами. Обязательно запомните полностью, так как небольшая ошибка создаст трудности при использовании этих методов.
  6. Создайте колышек, на который можно повесить информацию, которую вы хотите запомнить. Это может быть рифма, необычный образ или, может быть, последовательность, например, запомните свой список покупок, визуализируя прохождение между рядами на рынке.
  7. Устраните отвлекающие факторы:
    1. Используйте «подсказку» — например, когда вы носите определенную бейсбольную кепку, вас нельзя беспокоить. Используйте свой стол, чтобы читать, просматривать, писать письма, но используйте свою кровать только для того, чтобы посидеть и расслабиться.
    2. Удалите препятствия, ненавязчивый звуковой или визуальный фон может помочь отсеять отвлекающие факторы.
    3. Прежде чем начать, подготовьте все свое оборудование: лампу, карандаш, хороший удобный стул, книги, скрепки и т. д.
    4. Записывайте посторонние мысли в блокнот, но не действуйте в соответствии с ними. Назовите это своим блокнотом для беспокойства, например, личные задачи, которые необходимо выполнить.
      Почему пропадает память: Провалы в памяти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.