Содержание

По тропам Степана Разина или путешествие в «саратовский Крым»

Скалистые берега, бескрайняя Волга и почти нетронутые человеком пейзажи. Красноармейский район Саратовской области — уникальное место с богатой историей и невероятно красивой природой. Как добраться до «саратовского Крыма»? Где искать клад Степана Разина? И почему именно здесь стоит провести свои выходные? Об этом и не только, читайте ниже, в путевых заметках из моего небольшого путешествия.

Всего двадцать четыре часа на сборы, почти бессонная ночь и вот,  наконец-то наступает долгожданная суббота. Встретившись в Саратове с остальной группой, мы погрузились в машины и бодро выдвинулись по трассе Р-228 в сторону Волгограда. Наш путь лежал к селу Белогорское, Красноармейского района. Именно в его окрестностях сосредоточились основные достопримечательности, о которых пойдет речь ниже. 120 км пути по вполне хорошей дороге должны были пролететь незаметно, если бы не ужасная пробка, в которой мы завязли в районе Синеньких.

В итоге, мы варились в адском котле часа два, как выяснилось позже, из-за ремонта моста…

После того как пробка рассеялась, наш кортеж довольно быстро домчал до поворота на Белогорское. От трассы до села нам предстояло преодолеть примерно 12 км по грунтовой дороге. В целом, дорога была вполне сносной, если не считать периодически встречающиеся булыжники.

Доехав до Белогорского, было решено осмотреть село на следующий день, а в данный момент, незамедлительно отправиться к Утесу Степана Разина и побыстрее разбить лагерь, так как пробка существенно сбила наш график и день уже склонялся к вечеру…Чем дальше мы продвигались, тем живописнее становились пейзажи. На фото: один из членов нашей экспедиции не удержался и решил отстреливаться снимать прямо на ходу. На заднем фоне виднеется Утес Степана Разина и Дурман-гора.

Петляя по грунтовке вдоль Волги, мы по ошибке свернули чуть раньше, чем было нужно. Но вместо твою мать, куда мы приехали?!, нам удалось посмотреть одну из достопримечательностей – алебастровый завод. Точнее, печную трубу, которая от него осталась. Завод был построен в 1937 году.

Местная природа и живность не переставала радовать глаз.


Вернувшись на грунтовку, мы почти сразу же увидели самодельный указатель. Утес Степана Разина был уже совсем близко. Указатель нас не обманул и уже через 10 минут мы стояли на долгожданном утесе!

После недолгих споров, лагерь было решено разбить прямо на вершине утеса. Помимо живописного вида, в качестве бонуса мы получили беспрерывный ветер и как следствие, отсутствие комаров. Со стороны Саратова начали надвигаться тучи, поэтому с купанием и прогулками пришлось повременить. Первым делом нужно было поставить палатки и организовать костер.

Я довольно быстро разделался с палаткой, и, воспользовавшись свободным временем, решил осмотреть окрестности.

Наш лагерь расположился неподалеку от Дурман-горы, высота которой составляет 186 метров. Эта гора окутана огромным количеством легенд. По одной из них, где-то именно в ней разбойник Степан Разин спрятал награбленные сокровища. Но человек он был не глупый, и поэтому решил наложить на свои богатства проклятье чтоб никто не спер. Сказка бы оставалась сказкой, если бы не таинственные вещи, которые происходили со всеми кладоискателями. Все они испытывали ухудшение самочувствия, головокружение и слабость. Существуют даже реально задокументированные свидетельства «страшного проклятья». Так, в уже советский период, одному трактористу, который решил отдохнуть рядом с Дурман-горой, сквозь сон послышалось, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторялось.

Но, у этой загадки оказалось научное объяснение. Как выяснили ученые, на месте нынешней Дурман-горы когда-то располагался вулкан. Этим оправдывается повышенный уровень электромагнитного излучения, который и вызывал ухудшение самочувствия. На фото: процесс сооружения нашего лагеря на фоне той самой горы.


Между Дурман-горой и Утесом Степана Разина, на котором мы расположились, находится, так называемый – овраг тюрьма. По преданию, именно здесь волжский разбойник держал своих узников, до того момента пока за них не давали выкуп. Но опять-таки, как гласит предание, до выкупа доживали немногие. Склоны у оврага и по сей день отвесные, взобраться или спуститься можно лишь по одной тропинке. Кстати по ней мы и спускались к пляжу, но об этом чуть позже.

С утеса открывается необыкновенный вид на Волгу. Её ширина в этих местах достигает 9 км, что позволяет линии горизонта практически полностью слиться с речной гладью. Ну чем не море?

Закончив с осмотром местных пейзажей, я со своим напарником отправился на пляж. Путь к пляжу лежал через тропинку, уходящую в «тюремный овраг». Сам по себе пляж я сфотографировал на следующий день, поэтому о нем чуть позже. Наберитесь терпения. =)
После водных процедур мы вернулись в лагерь. Ужин был уже на подходе. Кстати, прямо на утесе кто-то соорудил деревянный столик и лавочки, спасибо создателю за сию роскошь — поужинать удалось не на корточках и пенёчках.

Вечер уже окончательно окутал обрывистый берег в своих объятьях. Вместе с вечером, нас стал окутывать и грозовой фронт. Ветер усилился настолько, что для съемки этого кадра на выдержке, пришлось наваливаться на штатив всем телом. Не сделав этого, мой фотоаппарат вполне мог испытать на себе скорость свободного падения с высоты 40 метров.

Погода всё продолжала ухудшаться. Уже будучи в палатке, мы застали сверкающие молнии, штормовой ветер и небольшой дождь. Все эти прелести погоды поочередно сопровождали наш крепкий сон, к слову сказать, он был действительно крепкий. Если будете останавливаться на Утесе Степана Разина – не поленитесь и хорошо привяжите палатку, особенно если она большая. Сильный ветер для этих мест обычное явление.

Примерно в час ночи я услышал, что дождь немного стих, поэтому решил поснимать ночные виды в свете Луны, которая была единственным источником света в этот момент. Вот, что из этого вышло.


Подъем был ранний, в 6 утра. Пожертвовать воскресным сном пришлось из-за наполеоновских планов на предстоящий день. В повестке дня было: посещение села Белогорское, поиск пещер старообрядцев, подъем на несколько гор, осмотр Даниловского оврага, посещение музея и самолета-обелиска на краю Волги, а так же спуск к заброшенному причалу. Ну и чтоб так сказать, показать масштабы, всё это планировалось обойти пешком, так как наши ленивые товарищи на машинах предпочли хорошенько выспаться и понежиться на пляже.

Утро порадовало солнечной и сухой погодой. Хотя, август уже давал о себе знать, и температура воздуха с утра вынудила нас немного утеплиться. Перед тем как пойти на пляж, я еще раз пощелкал уже знакомые вам виды.




По «тюремному оврагу», мы спустились на пляж, чтобы умыться и еще раз полюбоваться здешней красотой. Волга в этих местах совсем не похожа на ту, что мы привыкли видеть каждый день проезжая по мосту Саратов-Энгельс. Огромные волны разбиваются о прибрежные скалы, словно во время морского прибоя, а белые гребни, то и дело сменяют друг друга на бесконечном водяном полотне, уходящем до самого горизонта…

Делая этот кадр, я вспомнил замечательный фильм «Достучаться до небес» и знаменитый монолог – «каждый хоть раз в жизни должен увидеть море. Пойми, на небесах только и говорят, что о море…». Немного переиначив, я скажу, что каждый, хоть раз в жизни должен побывать на Утесе Степана Разина…  Ни одна фотография, никакие, даже самые красивые слова, не способны передать атмосферы и красоты этого места.

После пляжа, мы вернулись в лагерь. На фото: бог огня, котелка и ролтона – Владимир, во время приготовления завтрака.

Пока готовился завтрак, я поснимал с телеобъектива проходящие по Волге суда.


Собрав все вещи, необходимые для съемки и выживания в течение предстоящего дня, мы выдвинулись в сторону Белогорского. До села нам предстояло пройти примерно 6 км.

Мы шли по той же дороге, по которой вчера добирались до Утеса Степана Разина. Примерно на середине нашего пути, мы решили свернуть направо, в сторону обрывистого берега Волги. На фото: вдалеке виднеется гора – именно оттуда мы и притопали.

В целом, данное место тоже сойдет для выходного отдыха. Единственный минус – это отсутствие спуска к воде. О спусках к Волге, вообще отдельный разговор. Их тут не так много, но я уверяю, что прочитав этот пост до конца, вы будете осведомлены обо всех имеющихся здесь съездах к воде.

Наверное, давным-давно, Сенька Разин так же стоял на вершине утеса и осматривал проходящие рядом суда.


Вдали, виднелся тот самый самолет-обелиск, до которого мы сегодня тоже планировали добраться.

Спустя еще полчаса пути, мы дошли до Белогорского. На сегодняшний день, село вполне можно считать «сайлент хилом»: большинство домов заброшено или разрушено, среди жителей остались одни пенсионеры, да и вообще, постоянных жителей осталось то, всего около 40 человек…


Но Белогорское было таким не всегда. В начале 20-го века, в селе проживало свыше 2000 жителей. Однако коллективизация, а затем и гибель большей части  мужского населения на войне с фашистами, серьезно подорвали сельскую жизнь.  Затем были лихие 90-ые, во время которых, большинство сельчан уехало за заработком в город. Вот и остались в Белогорском одни старики.

Белогорское было основано на рубеже XVII-XVIII веков беглыми крестьянами. Так как, в те времена данная местность была богата на липу, то основным ремеслом стало плетение лаптей. Лапти приобретали бурлаки, которые тащили суда по Волге из Астрахани, Царицына и Камышина. Собственно, отсюда и первое название села – Лапоть.

Среди полузаброшенным крестьянских домиков, выделялось одно необычное деревянное здание. Архитектура, сразу выдавала в нем бывшую церковь. Этим зданием, оказалась Михаило-Архангельская церковь, построенная в 1865 году. В годы советской власти, в ходе борьбы с «опиумом для народа», колокольня и купол были снесены, а здание было переоборудовано под зернохранилище.

Прогуливаясь по Белогорскому, мы случайно повстречали местного жителя, который оказался основателем местного музея. Получив приглашение на экскурсию, мы с удовольствием согласились и направились к зданию бывшей школы, в котором и расположился музей.

Музей был основан силами местного энтузиаста, в прошлом, директора Белогорской школы — Парамоновым Петром Михайловичем. Именно он и  стал нашим экскурсоводом. Экспозиция распределена по пяти залам. Мы отправились в первый, посвященный односельчанину, дважды Герою Советского Союза — Н.М. Скоморохову.

Подробно расписывать биографию Скоморохова не буду, за меня это намного лучше сделает фотография одного из стендов музея. Скажу только одно, благодаря усилиям Петра Михайловича, имя Героя до сих пор не забыто. Петр Михайлович, вообще уникальный человек. В свои семьдесят плюс, его активности и чувству юмора можно только позавидовать.


Следующий зал, был обставлен предметами крестьянского быта самых различных времен. Большая часть экспонатов, была чудом спасена из заброшенных  Белогорских домов.

В этом же зале, представлены окаменелые останки различных организмов. Кстати говоря, подобной «органикой», до сих пор усеяна почти вся береговая линия в районе Утеса Степана Разина. Так что, прогуливаясь по пляжу, вполне можно найти себе пару тройку сувениров.

Коллекция монет. Некоторые дотируются аж 1735 годом!

А вот, стенд с историей села. Кому интересно, изображение кликабельно.

В музее представлено очень много фотографий и книг, если рассматривать все, то совершенно точно, здесь можно зависнуть на пару дней. Но, к сожалению, мы были ограничены по времени, поэтому отправились в третий зал. Со слов Петра Михайловича: «Следующая комната, будет особенно интересна девушкам и женщинам».


Кстати, вот так когда-то выглядела Михаило-Архангельская церковь в Белогорском.

Четвёртый зал, полностью посвящен музыкальной тематике. Большая часть экспонатов – наследие советской эпохи.

Последняя комната, является восстановленным учебным классом, в котором когда-то учился дважды Герой Советского Союза — Н.М. Скоморохов. Весьма антуражное место, в котором просто невозможно не сделать пару кадров на память.

Про музей и его основателя можно расписывать вечно, но лучше, как говорится, один раз увидеть. Поэтому, если будете в Белогорском, обязательно загляните в данный музей. Если Петра Михайловича не будет на месте, то спросите у любого из местных, вам обязательно подскажут, где его найти. Экскурсия бесплатная, но я думаю, что вы не сильно обеднеете, если отблагодарите этого добродушного человека. Тем более, что в Белогорском очень туго с деньгами… А мы, тем временем, отправились испить водицы из местного колодца. Козленочком до сих пор не стал, поэтому пить можно смело.

Далее, наш путь лежал к пристани, которая находится недалеко от Белогорского. Всего около 3 км в сторону Волги. На фото: Михаило-Архангельская церковь и бюст Скоморохова в сквере рядом с музеем.

Дорога к пристани была для нас настоящим мучением. Очень хотелось быстрее искупаться и пообедать, но солнце было явно не на нашей стороне и пекло изо всех сил.

Измученные и голодные, мы дотопали до спуска к Волге и сползли в прохладную воду. Причал на сегодняшний день заброшен и практически не  используется. Место для отдыха неплохое, особенно для тех, кто едет на один день. От Белогорского до причала на машине ехать всего 5-10 минут.

Вода из-за мела, окрашивается в приятный молочный цвет. Если отплыть от берега на метров 30, то вода приобретает обычную окраску, но появляются довольно большие волны. Дно представлено галькой и камнями самых различных размеров. Заходить не очень удобно, но со временем привыкаешь. Особенно когда температура уходит за отметку +30 градусов.

Отдохнув около часа, мы выдвинулись обратно, в сторону Белогорского. Теперь наш путь лежал к горам, с которых я планировал поснимать село и окрестности. Вот, что из этого вышло:

Михаило-Архангельская церковь.

Общий вид на Белогорское. Когда-то, село занимало все пространство между холмов и насчитывало свыше 560 дворов.

Вот такой вот вид. Вдалеке, виднеется Дурман-гора, где-то там, наши товарищи уже начинали собирать вещи и готовились в обратный путь.

А мы отправились в сторону Даниловского оврага, на поиски пещер старообрядцев. Где-то здесь, в лесных дебрях находятся четыре пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 м. По неподтвержденной информации, до обвалов эти пещеры были соединены в единую систему.

Мы бродили по непролазным джунглям примерно 2 часа, но по имеющимся координатам ничего не обнаружили. Возможно, плохо искали, а может разглядеть пещеры  в такой густой растительности — просто невозможно. Усталые и огорченные данным фактом, мы отправились обратно в село, где должны были встретиться с нашими спасителями на машинах.

Встретившись, мы все вместе отправились к самолету-обелиску на берегу Волги. Это была последняя точка нашего маршрута, после чего мы выдвинулись обратно в Саратов.

Если подводить итоги путешествия, то все вышло более чем удачно. Да, долго простояли в пробке в районе Синеньких и потеряли много времени, да не нашли пещеры, может и погода в первый день могла бы быть чуть получше. Но все это мелочи и лишь очередной повод вернуться сюда вновь. Ну, и в заключение: все маршруты и координаты.
Маршрут до Утеса Степана Разина и Дурман-Горы, там, где мы собственно и разбили наш лагерь: карта.

Схема из музея. Обратите внимание, на ней обозначены места съездов к Волге. 2 – пристань, у которой мы обедали и купались. 7-место лагеря. 6-алебастровый завод. В остальном, думаю и сами разберетесь.

Карта составленная мной. Кликабельно.

Если остались какие-то вопросы, то пишите в комментариях или мне в ВКонтакте. Лайки и репосты, как всегда приветствуются и поощряются новыми постами. До новых встреч 😉

Саратовская область. Часть 3. Белогорское, утёс Степана Разина, Дурман-гора.

1.Село Белогорское (на горизонте перед Волгой).

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.Примерно половина домов заброшена.

9.Воспоминание о Советском Союзе.

10.

11.

12.Интересно что дом утеплён глиной. Она даже на чердаке (видно слева в углу).

13.Местный клуб. Закрыто. Табличка гласит что это здание Михаило-Архангельской церкви, построено в 1865 году. Перед этой церковью в здании бывшей школы расположено что-то вроде краеведческого музея.

14.В заросшем скверике находится памятник герою Советского Союза летчику-испытателю Николаю Скоморохову (справа).

15.Типичный пейзаж.

16.Здесь водятся скорпионы, кабаны (видел разрытую землю), лисы, крупные хищные птицы.

17.

18.

19.Остатки алебастрового завода. Труба печи для обжига извести (?).

20.Молочные реки и кисельные берега.

21.Это собственно и есть утёс Степана Разина, разделённый на две части Невольничьим оврагом.

22.Здесь было найдено городище, где были сделаны находки, подтвердившие его возраст (середина 17-го века, Алексей Михайлович). Также доподлинно известно, что район утёса был освоен уже в бронзовом веке (1-3 тыс. лет до н.э). Предположительно, здесь находился военный лагерь, где жил и командовал Степан Разин. Прямых свидетельств нахождения лагеря именно здесь не сохранилось, различные источники указывают разное расположение утёса.

23.Высота обрыва — 35-40 метров. Падать страшно.

24.Крайне не рекомендую съезжать к реке на машинах, не приспособленных для езды по бездорожью.

25.Овраг Невольничий. Существует полулегенда, что после первой ночи, проведённой в одном из таких оврагов, узники Степана Разина заболевали. Также многие археологи, с конца 19-го века искавшие клад атамана, жаловались на плохое самочувствие и головокружение. Частично разгадка этой тайны была найдена — здесь обнаружено электромагнитное излучение, предположительно — наследие находившегося на этом месте вулкана.

26.Где-то неподалёку находятся четыре старообрядческие пещеры протяжённостью 600-800 метров.

27.С этим местом связано множество легенд и преданий. Согласно рассказам местных жителей, дух Степана Разина неоднократно являлся людям в разных обличьях.

28.

29.

30.

31.Дурман-гора (186 м).

32.Виды с Дурман-горы.

33.Ширина Волги здесь более 7 км. Волгоградская область на том берегу.

34.

35.

36.

Интересное в журнале:

Утёс Степана Разина с воды: denisanikin — LiveJournal

Этим летом, помимо всего прочего, мне наконец удалось поснимать с воды тот самый легендарный и загадочно-мистический утёс Степана Разина, на котором я много раз уже бывал, но теперь посмотрел и с другого ракурса. Снимал я его, проплывая мимо, с борта одного из кораблей экспедиции Гагаринского Плавучего Университета. Приближаясь, издалека открывается такой вид на утёсы и Дурман-гору.

Посмотрим поближе. Друман-гора, перед ней виден выходящий на берег овраг «тюрьма», а перед этим оврагом как раз утёс Степана Разина, отделённый от других утесов ещё одним небольшим оврагом.

Вот он, покрупнее.

Слева утёс, а справа от него овраг, где можно спуститься к берегу на автомобиле. Здесь таких мест немного. Да и выехать обратно бывает сложно)

Но спустившись, оказываешься на неплохом галечном пляже и даже есть место где можно поставить палатку, что некоторые и делают. Зачастую это рыбаки, которых тут можно встретить почти всегда.

В овраге видна печная труба от когда-то существовавшего здесь алебастрового завода.

Вид на Тюремный овраг.

Дурман-гора и обрывистый берег под ней. Высота этих обрывов около 40 метров, а самой горы — 186.

Утёс Степана Разина в анфас)

По легенде, на нём стоял военный лагерь, где жил и командовал атаман, выслеживая и грабя со своим отрядом проплывающие мимо корабли. А пленников бросали в соседний овраг, откуда у него и название такое — «тюрьма». Но это не точно)

В районе утеса, подальше от воды, археологическими экспедициями действительно были обнаружены следы поселений и которым несколько тысяч лет, и времён Золотой орды, и городище времени восстания под предводительством Степана Разина. А так как его войско прошло по этим местам вдоль Волги до Саратова, по преданиям, заодно где-то тут утопив персидскую княжну, местные жители называют утесами или буграми Степана Разина разные места. Но этот вот утёс один из более-менее конкретно указанных. Хотя, скорее всего, ни Стеньки, ни его мятежного войска тут никогда и не было, они прошли стороной. Но легенда осталась.

Ну и какой же разбойник не спрячет клад? Конечно, он где-то тут зарыт, и были разные безуспешные попытки его найти и на самом утёсе. По одной из легенд, однажды у какого-то разбойника была найдена карта, на которой указано, что клад находится на этой самой Дурман-горе, с которой открывается шикарный вид на Волгу.

По преданиям, все, кто пробовал найти клад или исследовать эту гору начинали себя плохо чувствовать на ней. А с кем-то и вообще загадочные вещи творились — неведомые силы, бури, призраки, и прочее непонятное. В советское время один из трактористов рассказывал, что пока он спал — кто-то хлопал дверями трактора, чем будили его. Кстати, такую примерно историю мне рассказывал один знакомый, кто-то то открывал то закрывал ему двери авто, а происходило это лет десять назад в районе села Лох, местом связанным с еще одним легендарным разбойником — Кудеяром.
Но на самой горе, из недавних отзывов максимум, что люди начинают плутать непонятно, хотя там ни дорог, ни ориентиров нормальных нет, так что это можно объяснить. А вот плохого самочувствия ни у кого из знакомых не было, в том числе у меня, я не раз ночевал на этой горе с компанией. В интернетах встречается какое-то этому объяснение, что всё дело в электромагнитном излучении из разлома в земной коре на месте вулкана, существовавшего тут, но это по-моему больше похоже на журналистские выдумки.

Вот и проплыли, началась Волгоградская область. И это уже будет другой пост)


Утёс Степана Разина | karavaner

   Утёс Степана Разина

  Статус

   Памятник истории и культуры регионального значения,  официально

   признан археологическим памятником природы Саратовской области.

  Краткое описание

            В пяти километрах на юг от села Белогорское Красноармейского района Саратовской области находится культурно-исторический памятник природы — утёс Степана Разина. Берег Волгоградского водохранилища в этом районе возвышается на 35—40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 млн лет. Участок обрывистого берега расположен между двумя оврагами — Стенькина тюрьма и Даниловский, рядом с Дурман-горой. Сама Дурман-гора, высота которой достигает 186,2 метра – остаток древнего вулкана.

           Археологические исследования доказали поселения человека на территории утёса ещё в бронзовом веке. В культурном слое этой эпохи были найдены могильники родового посёлка (доно-волжская катакомбная культура). На территории оврага расположены четыре старообрядческие пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 метров (вероятно, до обвалов имелась единая система соединённых друг с другом тоннелей).

           На этих землях на вершине утёса располагался военный лагерь, где жил и командовал сам легендарный атаман. Со своего лагеря войско атамана занималось грабежами купеческих кораблей, проплывавших мимо по Волге. Ведь и не мудрено — обзор на весь разлив Волги просто ошеломительный. Захваченных пленников бросали в заточение в «Тюрьминский» овраг, отсюда и название. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну — дочь командующего персидским флотом, которая попала в плен разинцам во время сражения у Свиного острова.

           Наиболее ценные археологические объекты относятся к эпохе Большой Орды, а наиболее популярные принадлежат ко времени народного восстания (1667-1671 года) и пребывания в этих местах Стеньки Разина со своим отрядом. Чуть южнее, на территории Щербаковского парка находятся ещё несколько достопримечательностей, связанных с атаманом (Ураков и Настин бугор). По легенде, на вершине утёса располагался военный лагерь, где жил Степан Разин и откуда мятежники выслеживали и грабили корабли, проплывающие по Волге. Пленных бросали в овраг, позднее названный Стенькина тюрьма, а награбленное добро прятали в Дурман-гору. С последней связаны много мистических событий и разнообразного народного фольклора. Также в повествовании о легендарном атамане, его буйной свадьбе на Волге и брошенной за борт персидской княжне упоминается именно этот утёс. История личной жизни грозного атамана легла в основу излюбленной народной песни «Из-за острова на стрежень…».

Маршрутная карта

Первое изображение утёса, сделанное братьями Чернецовыми

press to zoom

Фотография Утеса. Дмитриев М., 1894 год

press to zoom

Утес Степана Разина и «Невольничий» овраг

press to zoom

Северная часть утёса

press to zoom

Утес Степана Разина 3

press to zoom

Утес Степана Разина 2

press to zoom

press to zoom

Утёс Степана Разина 5

press to zoom

Исторические места

press to zoom

Период поездок:

Время выезда-возврата:

В тёплое время года,- с начала мая по середину октября

С пятницы вечера до позднего вечера воскресенья

Период поездок:

«Человек, много путешествующий, похож на камень, пронесенный водою многие сотни верст: его шероховатости сглаживаются, и все в нем принимает мягкие округленные формы»                                                Э. Реклю

Состояние

       Археологический памятник никак не отмечен на местности. Береговая полоса и прилегающий с севера овраг «Печка» пользуются большой популярностью у рыбаков и туристов в качестве стоянки.

Место

Россия, Саратовская область, Красноармейский район, село Белогорское

Координаты GPS: 50° 36′ 54.3384″ N, 45° 39′ 15.2784″ E

Фотогалерея

Дополнительная информация по ссылкам

  — Даниловская балка,- четыре старообрядческие пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская»

  — Разрушенный алебастровый завод

  — Монумент с самолетом, посвящённый маршалу авиации Скоморохову

  — Музей истории села Белогорское

Что находится поблизости в пути следования

Смотрите также:

МАН


Маршрут 18. ПО ДНУ ИСЧЕЗНУВШИХ МОРЕЙ.

Саратов — Увек — Хмелевка — Красный Текстильщик — Беленькие — Пудовкине — Синенькие — Сосновка — Мордово — Садовое — Ваулино — Рогаткино — Гусево — Суворове — Меловое — Нижняя Банновка — Белогорское.
(Продолжительность 8 дней, протяженность 120 км).

Это путешествие можно считать не только путешествием в пространстве, но и — во времени, на 60-100 млн. лет назад. Возможно ли такое? А вот судите сами. Время существования Земли ученые оценивают в 4-5 миллиардов лет. Сравнительно хорошо изучена история Земли в течение последних 500-600 млн. лет. Эта история разделена на три отрезка: кайнозойская эра (длится последние 55-60 млн. лет), мезозойская эра (длилась 173 млн. лет перед кайнозойской эрой), палеозойская эра (продолжалась 330 млн. лет перед мезозойской эрой). Еще дальше, на миллиарды лет, в глубь времени уходят протерозойская и архейская эры. Эры делятся на периоды. Кайнозойская — на четвертичный, неогеновый, палеогеновый; мезозойская — на меловой юрский, триасовый; палеозойская — на шесть периодов. Периоды делятся на века. В каждый период истории Земли существовали животные и растения, не повторявшиеся в других периодах. Окаменевшие остатки их хранятся в напластованиях земных недр, а в некоторых местах выходят на поверхность. Тогда мы можем обнаружить их, «оживить» эти «мертвые камни», заставить их заговорить и рассказать нам о жизни, существовавшей в этом месте миллионы лет назад. На маршруте, по которому мы отправляемся, нам встретятся многочисленные окаменевшие обитатели мелового и палеогенового периодов.

Из Саратова нужно доехать до поселка Увек электричкой или автобусом маршрута № 22. Поселок Увек расположен на склонах одноименной горы, которая заметно выдается над Волгой и ограничивает Саратов с юга, подобно тому как Соколовая гора ограничивает его с севера. Не упустите возможности полюбоваться панорамой Саратова, окружающих его гор и Волги с горы Увек. Особенно хороша эта картина тихими летними или весенними вечерами в лучах заходящего солнца. О достопримечательностях горы Увек рассказано в описании маршрута 5.

От горы направляемся на юг вдоль берега Волги через деревни Трещиха и Хмелевка в поселок Красный Текстильщик (10 км). Хмелевка и остающаяся в трех километрах справа Багаевка славятся яблоневыми садами. До революции в Хмелевке было имение старинного рода саратовских дворян Шахматовых, к которому принадлежал Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) — крупнейший русский и советский лингвист, академик, создатель современной науки о русском летописании. Между Хмелевкой и поселком Красный Текстильщик в обрывах над Волгой можно найти хорошо сохранившиеся зубы акул, обитавших в море сеноманского века мелового периода, разливавшегося здесь около 100 млн. лет назад. В оврагах вокруг поселка-много других окаменелостей сеноманского века: устриц, белемнитов, двустворчатых, моллюсков.

В поселке находится старейшее в области предприятие легкой промышленности — хлопкопрядильная фабрика имени К. Самойловой (бывшая «Саратовская мануфактура»), открытая в 1901 году. Фабрика выпускала тогда знаменитую сарпинку — дешевую хлопчатобумажную ткань, производство которой было впервые начато в 1770 году на юге Саратовской губернии, где протекала речка Сарпа, по имени которой ткань и получила свое название. С запада и юго-запада поселок окружен меловыми горами, покрытыми лесом.

Дальнейший путь — на юг вдоль Волги через деревни Беленькие, Пудовкино, Крутец и многочисленные другие мелкие деревеньки в село Синенькие (15 км). Местность холмистая и овражистая. С крутых обрывов открываются изумительные волжские дали. В Пудовкине в берег Волги врезан овраг, уходящий на запад, а затем поворачивающий на север. Овраг богат окаменевшей фауной верхнемелового периода: в нижней части оврага, около деревни, выходит на поверхность фауна сеноманского века, выше, перед поворотом, — туронского и коньякского веков, в верховьях оврага, в районе полевого стана, богатая фауна маастрихтского века. Правый берег оврага на его повороте сложен породами сантонского века, но в них нет окаменелостей. Село Синенькие делится глубоким оврагом, в котором имеются обнажения нижнемелового периода, на две части. В селе родился В. И. Караулов (1915-1955), удостоенный звания Героя Советского Союза в 1944 году за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, и Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Г. В. Сарафанов, совершивший в августе 1974 года космический полет на корабле «Союз-15».

Между Синенькими и Сосновкой (7 км) имеется глубокий овраг, на склонах которого встречается много белемнитов. От Сосновки до Мордова (8 км) дорога идет по холмистому волжскому берегу. В середине пути в Волгу впадает ручей Еланка, текущий по дну одноименного оврага. В его устье археологами Саратовского университета раскопано многослойное поселение «Еланский ручей», открытое в 1979 году. Культурный слой достигает двух метров. Сохранилась часть жилища. Найдены черепки глиняной посуды, медный кованый рыболовный крючок, медный нож, медный серп, обломки каменных топоров, наконечник стрелы из кварцита, керамика ямного и катакомбно-полтавкинского времени (XVIII-XVII века до н. э.), много костей животных. Находки свидетельствуют о том, что население этих мест в эпоху средней бронзы вело активное производящее хозяйство в виде пойменного земледелия и отгонного скотоводства.

Село Мордово лежит в живописной местности на холме между двух оврагов на берегу речки, впадающей в Волгу. По верхним краям оврагов, вблизи их устьев, встречаются белемниты, обитавшие в морях на рубеже мезозойской и кайнозойской эр. Они примечательны тем, что являются последними представителями этого широко распространенного в мезозойскую эру вида беспозвоночных. В конце мезозойской эры белемниты и аммониты полностью вымирают. Окаменевшие остатки белемнитов называют в народе «чертовыми пальцами» или «громовыми стрелами». Внешне они напоминают копье или дротик. Именно таков перевод с греческого языка названия этого вида. Белемниты являются предками современных осьминогов, кальмаров, каракатиц. От Мордово до села Садового (9 км) можно идти как вдоль обрывистого берега Волги, так и в трех-четырех километрах выше, по краю леса. В двух километрах от Мордова — небольшое озеро. Путь вдоль берега изобилует оврагами и проходит через село Ахмат, уроженцем которого был М. Я. Сорокин — руководитель первых советских ледовых операций в Арктике, командир прославленного ледокола «Ермак». В обрывах берега Волги у села выходят на поверхность породы туронского, а в некоторых местах и коньякского веков мелового периода, с многочисленными иноцерами (крупные двустворчатые моллюски), иногда с морскими ежами и брахиоподами.

От Садового переваливаем через лесную возвышенность в юго-западном направлении, проходим мимо заброшенной деревеньки Ушахино, мимо большого озера и попадаем в верховья оврага, по дну которого протекает речка Каменка. Поднимаемся из оврага и в том же направлении через поля приходим в село Ваулино. От Садового до него 8 км. На этом переходе Волга исчезает из поля зрения. Перед селом пруд. В центре села памятник тем, кто погиб за утверждение Советской власти в этом селе. На пути от Ваулина до Рогаткина (7 км) встречаются несколько прудов и сады. В Рогаткине есть памятник односельчанам, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В селе работает консервный завод, Пройдя из Рогаткина по дороге в село Золотое 3-4 км, сворачиваем с нее вправо, на юго-запад, и через поля по дороге приходим в лежащую среди холмов деревню Гусево (6 км), на окраине которой — большое озеро.

Можно зайти в село Золотое, до которого от Рогаткина 15 км. Оно является родиной многих знаменитых волжских капитанов. В местной школе — интересный краеведческий музей. Уроженцем села был инженер-гидрограф Г. С. Крутой, посвятивший свою жизнь исследованию многих морских путей в Арктике, где юго-восточная оконечность острова Сибирякова в Енисейском заливе названа мысом Крутова.

Между деревнями Гусево и Суворово (6 км) пролегает большой и глубокий овраг с высокими краями, с которых открывается хороший обзор местности. Далее среди холмов и менее глубоких оврагов путь проходит в деревню Меловое, находящуюся у верховий живописного оврага Меловая речка. В нем хорошие места для ночевки. Выйдя из этого оврага, через 4 км пути в южном направлении попадаем в овраг Пустой меловой. Пересекаем его и еще через 4 км приходим в село Нижняя Банновка, расположенное на берегу Волги между двумя огромными оврагами.

Овраг, врезающийся в берег Волги ниже села Нижняя Банновка, называется Можжевелевый. За оврагом — гора Сырт, знаменитая тем, что на ее склонах обнажаются породы почти всех веков верхнемелового периода, или, как говорят геологи, весь верхний меловой разрез. Верхняя часть мелового периода делится на века: сеноманский (наиболее удален от нас), туронский, коньякский, сантонский, кампанский, маастрихтский, датский, В сеноманских песках, лежащих в основании горы Сырт, у самой воды можно обнаружить окаменевшие остатки плоских устриц и устриц, напоминающих ушную раковину (экзогира коника), выше — в туронских песках — остатки раковин двустворчатых моллюсков иноцерам. Как всегда, богаты фауной выходы маастрихтских пород, располагающихся по кромке обрывов над Волгой. В склонах горы велико разнообразие белемнитов, эволюционировавших на протяжении всей мезозойской эры и достигших своего расцвета в меловой период. В сеноманских песках в основании горы Сырт, около устья Можжевелевого оврага, летом 1980 года был найден хорошо сохранившийся череп плезиозавра — находка исключительно редкая. Плезиозавры (лебе-деящеры) — морские пресмыкающиеся 5-15 м в длину, с длинной «лебединой» шеей, коротким бочонкообразным туловищем, мощными ластами. Обитали в морях юрского и мелового периодов. В этих песках можно обнаружить кости и позвонки других рептилий юрского и мелового периодов.

В окрестностях Нижней Банновки растет хвойный кустарник-можжевельник казацкий. Это единственное его местонахождение в Саратовской области. Здесь достигают южной границы своего произрастания нагорные дубравы, встречающиеся в виде маленьких островков. На меловых обнажениях растут растения-меловики: иссоп меловой, норичник меловой, катран Литвинова, копеечник крупноцветковый. Проектируемый Нижнебанновский ландшафтный заказник призван сохранить этот уникальный уголок природы Поволжья.

От Нижней Банновки до деревни Белогорское (16 км) путь снова сопровождается прекрасными панорамами волжских далей. В то же время это, видимо, труднейший участок маршрута, потому что он проходит среди многочисленных лесных холмов и глубоких оврагов.

Небольшая деревня Белогорское прижата к Волге с трех сторон живописными лесными холмами. Это родина дважды Героя Советского Союза маршала авиации Н. М. Скоморохова, начальника Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. В небольшом саду около школы установлен бронзовый бюст героя, а возле деревни на высоком волжском берегу в 1975 году на специальном постаменте был поставлен боевой самолет-истребитель — памятник советским летчикам, храбро защищавшим Родину.

В 5 км южнее Белогорского, стиснутый двумя глубокими оврагами, обрывается в Волгу 40-метровой стеной утес Степана Разина. С середины 1960-х годов до 1970 года на утесе проводились археологические раскопки силами студентов исторического факультета Саратовского университета под руководством профессора университета известного советского археолога И. В. Синицына. Было обнаружено три культурных слоя: эпохи бронзы, эпохи татарского нашествия и следы лагеря Степана Разина. Рядом с утесом — гора Дурман. Между ними — глубокий овраг Тюрьма. На другой стороне оврага, в горе Дурман, были раскопаны могилы разинцев. Много легенд сложено в народе об утесе, Дурман-горе, овраге Тюрьма. Якобы в обитой бархатом пещере жил Стенька Разин. В дорогом кресле сидел он на вершине Дурман-горы, глядя в волжскую даль вослед проплывающим судам. И тогда прощался плывущий купец со своим добром и головой своей. Хватал его Стенька Разин, добро отнимал, а самого бросал в темницу, сделанную в отвесных склонах оврага Тюрьма, и сидел он там, пока не приходил назначенный за него выкуп. До сих пор на утесе, Дурман-горе и в овраге Тюрьма местные жители находят старинные монеты.

От Белогорского в Саратов лучше всего вернуться теплоходом или «Метеором».

Из книги:
Игошин В. И., Терешкова Н. В., Углов А. И.
Туристские маршруты Саратовской области.
Приволжское книжное издательство.
Саратов, 1983.


Сура 52: Гора | Коран: Перевод смыслов и комментарии И. В. Пороховой

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
1.  Клянусь Горою (Откровений) [1],
2.  Начертанным Законом (Божьим) [2],
3.  Развернутым на свитке,
4.  И часто посещаемой молельней [3],
5.  И вознесенным пологом (небесным) [4],
6.  И океаном, вздутым (до предела) [5], —
7.  Поистине, падет на вас Господне наказанье,
8.   Никто не отвратит Его.
9.  В тот День,
Когда в волнение придет небесный свод
10.  И разлетятся горы,
11.  Проклятием предстанет этот День для тех,
Кто ложью нарекал (Господне Слово), —
12.  Для тех, кто тешился в ничтожных мелочах.
13.  В тот День
(Одним толчком) неодолимым
Они повергнуты во пламя Ада будут.
14.  И скажут им: «Вот тот Огонь,
Который вы упрямо отвергали!
15.  Ужель все это (лишь) дурман
Иль не (способны) видеть вы?
16.   Горите в нем — не все ль равно,
Вы вытерпите или нет сей Огнь!
Ведь такова награда за поступки ваши».
17.  А праведникам пребывать в Садах услады,
18.  Вкушая то, что даровал им Бог,
Избавив их от наказанья Адом.
19.  «Извольте есть и пить во здравие и пользу,
В награду за (хорошие) дела».
20.  Там они будут возлежать на ложах, что стоят рядами.
И там Мы им в напарницы дадим
(Дев) целомудренных с лучистыми (очами).
21.  И те, кто (в Господа) уверовал
И чьи потомства веру прадедов избрали,
Приведены в едины семьи будут.
И не убавим ни на йоту Мы
Награды за деянья ваши, —
Всяк человек — заложник своих дел.
22.  Мы одарим их из плодов и мяса тем [6],
К чему лежат их устремленья.
23.  Там чашами (любви) обмениваться будут
Без пустословья лишнего и всяких побуждений ко греху.
24.  Со всех сторон благоприятствовать им будут
Прекрасны юноши, что чистотой своей
Подобны бережно хранимым жемчугам.
25.  Они приблизятся с расспросами друг к другу
26.  И молвят: «В себе несли мы прежде страх
Об участи своих родных и близких,
27.  Но наш Господь был добр к нам,
Избавив нас от наказания самумом [7].
28.   Взывали мы к Нему и раньше,
(А здесь душой уверилися в том),
Что Он, поистине, всемилостив и благ!»
29.  А потому Аллаху вознеси хвалу, —
Ведь лишь по милости Его
Неодержим и не провидец ты.
30.  Иль возгласят они:
«Поэт! Мы подождем, пока ход времени
Обрушит на него свой (приговор) недобрый».
31.  Скажи (им):
«Ждите. А с вами вместе подожду и я».
32.  Быть может, неспособность к разуменью
Их побуждает ко сему?
Иль, может быть, они те люди,
Которые дозволенного грани перешли?
33.  Иль говорят они:
«Он это (Откровение) измыслил».
Поистине, не веруют они!
34.   А если правду говорят они,
Пусть принесут подобный сказ.
35.  Из ничего сотворены ль они,
Иль сами сотворили все,
36.  Иль небеса и землю сотворили сами?
Поистине, в них твердой веры нет.
37.  Иль в их руках сокровища (познания) Аллаха?
Иль они сами правят (ход событий на земле)?
38.  Быть может, лестница имеется у них,
Поднявшись по которой
Они подслушать могут (все секреты неба)?
Тогда пускай один из них
Предъявит ясное свидетельство сему.
39.  Иль только дочери у Бога [8],
У вас же — сыновья?
40.  Иль ты, (о Мухаммад!), награды ждешь (от них),
Они ж — отягчены долгами?
41.   Иль в их руках Незримое [9],
О коем они записи ведут?
42.  Или они тебе, (о Мухаммад!), ловушки ставят?
Но те, кто Господа отверг,
Сам попадет в такую же (ловушку).
43.  Или у них другое божество, кроме Аллаха —
Хвала Аллаху от всего,
Что в сотоварищи Ему
Они (так дерзко) прочат!
44.  И если бы кусочек неба обрушился на их глазах [10],
То и тогда б они сказали:
«Все это — лишь скопленье облаков».
45.  А потому оставь их (до того мгновенья),
Пока они свой День не встретят,
Когда они от страха онемеют, —
46.  Тот День,
Когда их хитрости им не помогут
И никакой защиты им не ждать.
47.  Поистине, для тех, кто зло творит,
Есть кара и помимо этой [11],
Но большинство из них не понимает.
48.  А потому ты терпеливо жди указа своего Владыки, —
Ведь ты всегда в Деснице Нашей.
И на заре, и в бдении (дневном),
49.  И ночью возноси Ему хвалу,
И в час ухода (на покой) всех звезд.

БОЛЬШАЯ САРАТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : Ландшафт : Утёс Степана Разина


Из людей лишь один на утёсе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утёс человека того не забыл
И с тех пор его именем звался.
(Слова песни «Есть на Волге утёс» А. Навроцкого)

Утёс Степана Разина – участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей.

География
Утёс находится в 5 километрах к югу от села Белогорское, координаты: . Берег Волгоградского водохранилища в этом районе возвышается на 35–40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 миллионов лет. Нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса возрастом 100 миллионов лет. Утёс разбит пополам глубоким «Невольничьим» («Тюрьминским», «Дурманным») оврагом, с юга граничит с Дурман-горой, высота которой достигает 186,2 метра. В районе утёса также известны четыре старообрядческих пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 метров (вероятно, до обвалов имелась единая система соединённых друг с другом тоннелей). Утёс является самой северной точкой природного парка «Щербаковский», на территории которого также находятся связанные с именем Степана Разина бугры «Ураков» и «Настин».
Утёс Степана Разина имеет научное историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.

Северная часть утёса

Автор: И. Козловский
Дата: 16.05.2010

Утес Степана Разина и «Невольничий» овраг

Автор: И. Козловский
Дата: 16.05.2010


История
Доподлинно известно, что район утёса был освоен уже в Бронзовом веке. Следы более поздних поселений относятся ко временам Большой Орды и народного восстания под предводительством Степана Разина. Предположительно, в военном лагере, располагавшемся на вершине утёса, жил и командовал сам легендарный атаман, лично выслеживал и грабил купеческие корабли, проплывавшие мимо по Волге, а захваченных пленников бросал в заточение в «Тюрьминский» овраг. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну.
Из-за того, что мятежное войско прошло вдоль Волги до Саратова, среди жителей разных прибрежных сёл утёсами (буграми) Степана Разина называли разные участки берега, от Щербаковки на юге до Нижней Банновки на севере. Это послужило причиной расхождений в путеводителях и записях путешественников. Место, очень похожее на утёс, первыми описали художники Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году. Через год исследователем А. Леопольдовым под названием Курган Стеньки Разина было описано другое место, находившееся немного южнее и называвшееся в народе «Раковой» горой. Небольшую заметку про бугор Стеньки Разина оставил и Тарас Шевченко, видевший его с борта корабля. В 1861 году основателями Саратовского художественного музея Николаем и Алексеем Боголюбовыми в труде «Волга от Твери до Астрахани» Бугром Степана Разина было названо место, находившееся севернее всех предыдущих описаний. Первая фотография утёса была сделана нижегородским фотографом М. Дмитриевым в 1894 году. В начале XX века в путеводителе «Спутник по реке Волге и ее притокам Каме и Оке» была опубликована карта с точным указанием местоположения утёса и Дурман-горы.
Одна из первых официальных научных экспедиций на Утёс Степана Разина была организована в 1907 году. Краеведами было исследовано городище, возникновение которого приписывалось ко временам крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина. Обнаруженные предметы, прежде всего монета, чеканившаяся в царствование Алексея Михайловича Романова, подтвердили возраст городища. В 1960-х годах на утесе проводились археологические раскопки под руководством профессора исторического факультета Саратовского университета И. В. Синицына. Были обнаружены культурные слои эпохи Бронзового века, периода татаро-монгольского ига и новые доказательства пребывания в этих местах отрядов Степана Разина.

Легенды
При отсутствии прямых доказательств как самого пребывания Степана Разина в окрестностях утёса, так и связанных с этим событий, за прошедшие с тех времён века в народе сложились самые разные легенды о кладах, якобы зарытых в этих местах, о явлениях призраков и других мистических событиях.

Останки алебастрового завода

Источник: xmd5a.livejournal.com
Дата: 2011 год

В 1859 году в Саратовских Губернских Ведомостях был опубликован рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе, из которого поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести. Примечательно, что похожая легенда связана и с находящимся чуть южнее Ураковым бугром. Согласно ей, бурлаки спустились в пещеру монгольского колдуна Газука, где им привиделась восставшая из золотого гроба девушка.
В конце XIX века крестьянином из села Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что её убитый похититель был разбойником. Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись, начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки.
Согласно рассказам жителей окрестных сёл, дух казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907 года Б. В. Зайковский. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!».
Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах электромагнитное излучение – предположительно, наследие находившегося там вулкана.

Дурман-гора

Автор: И. Козловский
Дата: 16.05.2010

Первое художественное изображение утёса

Авторы: братья Чернецовы
Дата: 1838 год


Утёс в русском искусстве
В 1870 году было опубликовано ставшее популярным среди революционной молодежи стихотворение «Есть на Волге утёс» А. Навроцкого, речь в котором вероятнее всего идёт именно об утёсе в Саратовской области. Спустя 26 лет автором была написана музыка на текст стихотворения.
Также утёс является важной частью сюжета повести В. А. Осеевой «Динка», фигурирует в рассказе В. А. Гиляровского «Суслик».

И. Козловский, 2010 (последнее изменение: 25.02.2012)

Rock Climb Dope Ninja, Мексика

P1: Поднимитесь по рампе до первого болта и потяните крышу. Еще немного лазания приведет вас к якорю с 3 болтами. 80 футов 5,7

P2: Следуйте за близко расположенными шлямбурами по более сложной местности. (Обратите внимание на дополнительные якоря справа, как способ спуститься.) Вы достигнете позиции под устрашающей крышей. Якоря находятся наверху. 140 футов. 18 болтов плюс анкер (правда, мы пропустили один из болтов незадолго до крыши). 5.10b

P3: Ключ приходит быстро от страховки.Плита и/или арета взбираются по длинному кресту и прокладывают себе путь вправо, а затем вверх по шлямбурам. 12 болтов плюс анкеры, 90 футов 5.10b.

P4: Начните с подъема на маленькую крышу. У шестого болта начните движение влево. В этом месте вы больше почувствуете себя альпинистом, но продолжайте следовать за шлямбурами, так как они приведут вас к хорошей страховке. 14 болтов плюс анкеры, 110 футов 5.6. У страховки здесь есть два якоря, выбирайте сами, но тот, что слева, предназначен для спуска на луг, чтобы вы могли перебраться обратно к якорям на поле ниже.

P5: Делайте большие движения с больших зацепок, чтобы начать поле с 5,8, затем продолжайте продвигаться вверх по арете, находя по пути более сложные участки. Да, якоря очевидны, когда вы добираетесь туда. 90 футов 5.9.

P6: От страховки на вершине веревки 5 переместите страховку примерно на 30 футов по выступу к другому набору анкеров. Поднимитесь по крутой скале на вершину. На этом шаге полезны две оттяжки: одна для первого болта, а другая выше (очевидно). 90 футов 5.7 но у меня были некоторые проблемы с этим, потому что мои руки были в ранах от острого камня.

Спуск: Один из вариантов — пройтись по маршруту, по которому вы только что поднялись. .. да, это кажется трудным после всего этого перехода. Или делайте то, что делали мы, и читайте рэп Snott Girlz. На вершине вы найдете якоря Snott Girlz примерно в 6 футах за углом. Рэпы идут вниз и влево (как глядя на стену). У некоторых рэпов больше маятника, чем у других. Последний спуск по 60-метровой веревке не поможет, поэтому используйте якорь примерно в 30 футах ниже и немного левее.

Члены Limp Bizkit, The Used, Mastodon, 311, In Flames, Slaves On Dope, Veruca Salt и Filter исполняют кавер на песню Jane’s Addiction’s Mountain Song для помощи дорожникам

участника групп Limp Bizkit, The Used, Mastodon, 311, In Flames, Slaves On Dope, Veruca Salt и Filter собрали силы под именем The Kings of Quarantine, чтобы исполнить кавер на классическую песню Jane’s Addiction «Mountain Song» в поддержку Roadie Relief, набора GoFundMe. вплоть до поддержки членов гастрольной бригады, которые были уволены с работы из-за пандемии.

Проект был инициирован фронтменом Slaves on Dope Джейсоном Рокманом, а микшированием и мастерингом занимался гитарист Slaves on Dope Кевин Джардин.

Вы можете приобрести трек и транслировать его через Bandcamp, а также посмотреть звездное видео ниже.

The Kings of Quarantine ранее сделали кавер на песню Faith No More «We Care A Lot», в которой участвовали участники Anthrax, Korn, Mastodon, Men Without Hats, Slaves On Dope, Refused, Quicksand, Brutal Truth, Czarface, Run DMC, Filter и Богоматерь Мир.Это видео также ниже.